Эвенкийские часы

Эвенки отлично чувствуют и узнают время днём по солнцу, но оказывается, что делать они могут это и ночью. Эту способность мне как-то продемонстрировал Николайкан - младший сын прославленного Улукиткана.
В феврале кочевали мы с ним по Чардату. Ночи в это время года длинные: проснёшься и не знаешь, сколько осталось времени до рассвета? В этот раз я проснулся, когда мой напарник уже разжёг печь и палатка наполнилась теплом. Голову из-под одеяла я высунул в тот момент, ког-
да он входил в палатку: «Вставай, чай будем пить. Уже пятый час».
Я достал из-под подушки часы и взглянул на циферблат. Точно, времени было без пятнадцати минут пять. Знаю, что у Николайкана часов нет, а потому спрашиваю: «Как ты время угадал?».
- У нас, эвенков, есть свои часы, - усмехнулся он. - Вставай, пойдём покажу.
Вышли мы из палатки, а он мне на небо показывает: «Смотри, вон Полярная звезда, а рядом - Большая Медведица (похожа на ковшик с ручкой). Полярная звезда не¬подвижна, а потому она, как центр циферблата, а ковшик с ручкой - это стрелка, которая вращается вокруг центра. По расположению «стрелки» мы и можем узнать время. Вот от¬кинет ковшик ручку на юго-восток, значит, скоро и светать начнёт.
После такого урока стал я смотреть на эти звёздные часы внимательней, учился определять время. В городе на ночное небо мало обращаешь внимания, а в тайге звёзды могут оказаться часами.


Рецензии