Лондонская подземка

С тех пор как кабинет министров Великобритании возглавила Тереза Май, я стала беспокойно спать по ночам. В принципе мне нисколько не симпатична эта уродливая мужланка с двенадцатым размером ласт (не меньше нашего сорок пятого), но ещё более отталкивающей выглядит политика, проводимая её правительством. Ведь население Британских островов также неоднородно, как и любой из двухсот пятидесяти стран земного шара, и чесать всех под одну гребёнку нельзя.

Даже само понятие государства до сих пор не вошло в разряд абсолютных, и по состоянию на январь 2019 года в мире официально существовало 195 независимых государств. Из них 193 являлись членами ООН, еще два (Ватикан и Палестина) входили в эту организацию на правах наблюдателей. Кроме того, на карте мира числилось еще 7 государств с неопределенным статусом. К их числу относились Абхазия, Южная Осетия, а так же Косово, Северный Кипр и Тайвань. И это количество постоянно меняется и уточняется.

Я преподаю английский язык в русской школе вместе с английской литературой и культурой; более тридцати лет работаю переводчиком, имея в арсенале немецкий, французский, испанский, итальянский, нидерландский и латынь, помимо английского и русского; на постоянной основе общаюсь с разными англоговорящими людьми, в числе которых мой муж-голландец. То есть, мне далеко не безразлична судьба этой страны, не смотря на недальновидную политику её руководства.

Не все британцы – русофобы, но большинству из них изрядно промыли мозги через средства массовой информации. Это давно известный приём власти, которым пользуются все её эшелоны: если хочешь прикрыть свои промахи и отвлечь внимание народа от насущных проблем внутри государства, найди или придумай внешнего врага. Тогда сплочение нации обеспечено в попытке забыться историческим летаргическим сном. 

Россия всегда раздражала англосаксов своими несметными и недоступными богатствами, к которым британская корона постоянно тянула руки и вечно по ним получала. Это – одна из причин, по которой современную Российскую Федерацию назначили врагом номер один, и теперь старательно поддерживают все расхожие мифы и легенды о русских, которые идут.

На самом деле, основная угроза коренным и приезжим британцам исходит от заокеанских потомков англосаксов и других европейских этносов, обладающих недюжинными амбициями янки и растерявших традиционное щепетильное отношение островитян к вопросам чести. В частности, что бывшие беглые преступники забыли на этом континенте? Извечный вопрос, который можно уже поставить в разряд риторических. Но ответ на него есть: янки, захватившие безраздельную власть в Западном полушарии, рвутся к мировому господству. Если вспомнить, кто и как заселял американские континенты, то сам собой напрашивается и вывод о способах ведения «американского бизнеса» и экспорта «американской демократии».
 
Разбомбив несколько стран ближнего востока и Африки, американские ястребы широко распахнули ворота для миграции явных и фиктивных беженцев. Люди другой веры, иных культурных, равно как и бескультурных, традиций хлынули нескончаемым потоком в старушку Европу из разорённых государств. Надо сказать, что полтысячелетия назад, благодаря ошибке Колумба, толпы мигрантов отплывали от берегов Англии, Ирландии, Шотландии, Франции, Испании, Португалии и прочих не только в поисках индийских сокровищ, свободы религии и социального благополучия, но так же из-за элементарной коммунальной тесноты. Европа была похожа на пёстрое лоскутное одеяло, накинутое на озябшие ступни великана, и с тех пор в этой картине мало что изменилось.

Начало ХХI века ознаменовалось притоком нежелательных ртов, вместо рук, в ограниченное пространство Британии и других европейских держав. И ведь нет никакой возможности препятствовать эдакой финансово-экономической несправедливости, потому что юридический казус без определённого названия затаился в собственных законодательствах бывших колониальных метрополий. Пока они жёстко обороняли свои суверенные границы от граждан Советского Союза и постсоветских независимых государств, проморгали неактуальность миграционных законов периода второй мировой в единой европейской коммуналке.

Не желая отказываться от дешёвой рабочей силы, по-капиталистически скупые страны разрушенного мира рабовладельцев предусмотрели ряд льгот для новых свободных граждан бывших колоний, как бы искупив свою очевидную историческую вину. Но вместо трудоголиков впустили на свои замусоренные территории толпы аферистов. Знали, конечно, об этом все, но выгоду извлекли только американские демократические империалисты.

Британская монархия является одной из самых влиятельных в современном быстро меняющемся мире. Помимо Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии, здравствующую королеву (а в скором времени, возможно, короля) признают своим сувереном Австралия, Канада, Новая Зеландия и ещё 13 государств Содружества наций. Но реальной власти у королевы Елизаветы II всё равно нет благодаря тем же пост-колониальным законодательным поправкам в ненаписанную конституцию.

Туповатая, но исполнительная Тереза от консерваторов охотно поддалась общей антироссийской истерии и уверовала в то, что Brexit поможет решить проблему нелегальной и чрезмерной межъевропейской миграции и сопряжённые с этим социально-экономические и политические трудности, а так же вопросы антитеррористической безопасности. Святая простота! Нет, народ, которому осточертели всевозможные перекосы общего европейского рынка, естественно, воспользовался конституционным правом, референдум был проведён при прежнем премьере Великобритании, совещательный характер мероприятия учтён, осталось только провести процедуру развода с Европейским Союзом.

И тут машина государственного аппарата забуксовала в трясине бюрократического болота, а Май оказалась в центре политического скандала со своими искажёнными взглядами на абсолютно не виртуальную реальность. Ну, и как ей объяснить, что заигрывание с мусульманами в форме видео поздравления со священным праздником Рамадан, демонстрация европейской идентичности на фоне призывов к Brexit и шпионские страсти по бывшим русским агентам не решают истинных общенациональных проблем? Вот и написала я обстоятельный аналитический доклад с пакетом предложений по выходу из возникшего европейско-британского кризиса при полном невмешательстве российской стороны. Ну, и отослала ценным заказным письмом по известному со школьной скамьи адресу: 10 Downing Street, London.

Уверяю вас, я не думала, что бандероль дойдёт до адресата, и уж тем более не ожидала, что мне ответят. Однако ответное послание имело место быть через некоторое время и содержало любезное приглашение приехать на встречу с премьер-министром Великобритании в указанное время запланированной даты: at 5 o’clock p.m. on March 21; а так же гарантии беспрепятственной выдачи визы по дипломатическим каналам, которую вклеят в новенький мидовский паспорт, ожидающий своего держателя, то есть, меня, прямо в английском посольстве в Москве. Ничтоже сумняшеся, я стала собираться в дорогу, понимая, что такие обстоятельства возникают не у всех и не часто.

Опущу подробности проводов из дома и путешествия на самолёте из Шереметьево в аэропорт Хитроу, потому что двухчасовой полёт рейсом Аэрофлота прошёл в штатном режиме. В Лондоне меня ждал чёрный лондонский кэб, осуществляющий функции такси, поданный непосредственно к выходу из здания аэровокзала, с водителем приятной внешности, за которой угадывался опыт ведения контрразведывательной деятельности. Он доставил меня в пятизвёздочную гостиницу The Ritz London на улице Пикадилли, 150, и перед тем, как попрощаться, спросил, каким способом я хотела бы добраться до резиденции премьер-министра, намекая на свою помощь.

Я задумалась на несколько минут, прежде чем дать ответ. Конечно, перемещение по чужому городу выглядит наиболее комфортным на заднем сидении автомобиля с симпатичным водителем. Но мне вдруг очень захотелось побродить по Лондону, до которого я так и не доехала раньше. Да, и какой же он незнакомый, если, начиная со второго класса школы, я постепенно выучила наизусть “London is the capital of Great Britain…”, а потом сама учила детей во всех подробностях, кто построил Big Ben, почему “London Bridge is falling down…”, и где находится Westminster Abbey.

В общем, заручившись одобрением шофёра, и в обмен на визитку с его телефоном для экстренного вызова я объявила, что доберусь на метро и прогуляюсь пешком, и непременно предстану пред очи госпожи Май в строго назначенное время. Мужчина загадочно улыбнулся и откланялся, а я прошла к стойке, получила ключ из рук приветливо улыбающейся девушки на Reception и поднялась в свой номер на третьем этаже. Деловая жизнь города уже началась, у меня оставалось около семи часов до назначенной встречи, можно было не торопиться, но и засиживаться в уютном временном жилье не было никакого интереса. Всё же я разложила вещи, приняла с дороги душ, переоделась так, чтобы было и удобно, и прилично, просмотрела свежие газеты, полистала справочник Yellow Pages и пошла вниз.

Девушка на Reception по-прежнему широко улыбалась, принимая от меня ключ. Из надписи на бэджике я узнала, что её зовут Дженни, а от неё самой – что сегодня прекрасная погода, что она чрезвычайно рада моему появлению в отеле и что у меня блестящий английский. Здесь, собственно, и начинается самая интересная часть повествования, а то что я всё о политике да об экономике. Прогулка по улице Пикадилли в хорошую погоду доставляет непреувеличенное удовольствие. Я не стала переходить на другую сторону, поскольку двигалась в направлении станции метро Piccadilly Circus, и только наблюдала расположенные там заведения, как The Whisky Shop, Caffe Concerto с итальянской кухней, остановилась перед витриной магазина женской одежды Cath Kidston, зашла в книжный магазин London-Hatchards-Piccadilly, а на выходе через его окно разглядывала фасад The Geological Society, и дальше – слева Lloyds Bank, справа NatWest Bank; слева товары для спорта и туризма Cotswold Outdoor London-Piccadilly, справа магазин туристического снаряжения Arc’teryx Piccadilly London Store; равнодушно прошла мимо всех закусочных и, наконец, увидела  знак метро.

Лондонская подземка является старейшим метрополитеном в мире, а также одним из символов столицы Великобритании. Из-за формы тоннелей, построенных благодаря изобретению тоннелепроходческого щита английским инженером Марком Брюнелем, жители Лондона прозвали метрополитен «The Tube». От Piccadilly Circus до Westminster можно пройти по верху пешком, но мне безумно захотелось воспользоваться легендарным метро, и я ступила на ленту эскалатора и отправилась под землю за новыми впечатлениями. На платформе Piccadilly line я замешкалась, разглядывая стены станции, светильники и указатели, и пропустила поезд, а потом перешла на коричневую ветку. Я бы совершила более длительное и пространственное путешествие в недрах Лондона, но стоимость разнится в зависимости от зональности, да и вообще, это вам не Москва, дороговато. Дождавшись следующего поезда на Bakerloo line, я уже знала, что поеду через Charing Cross до Embankment, там перейду на зелёную ветку District line и через один пролёт окажусь на станции Westminster.

Ощущение deja vu – это моё самое привычное состояние. Вот и под землёй основанного древними римлянами города оно ни на минуту не оставляло меня. Клясться не стану, что видела и раньше лондонскую подземку во сне, но подозрение такое есть. Яркие краски станций, красные вагоны, низкие своды тоннелей и запах специальной смазки воскрешали в сознании образы из страны грёз. Только там почему-то мне приходилось карабкаться по зелёным металлическим лесенкам между разными уровнями метрополитена, а здесь к моим услугам шикарные эскалаторы. Правда ширина платформ и проходов такая же скромная, как в видениях, зато поезда один в один с теми самыми. Так что, на какое-то длинное мгновение, или короткую вечность, я потеряла из виду горизонт реальности и парила вместе с плавно покачивающимся полом, окончательно запутавшись, что там, с чем сравнивать.

Так в летаргической прострации я и добралась до станции, носящей название исторического района Лондона. Здесь буйства красок не наблюдалось, напротив, интерьер Вестминстера выдержан в строгих и стильных серых тонах, подчёркивающих монархическую изысканность административного округа. Мне без преувеличения не хотелось покидать этот подземный храм технологичного искусства, но на поверхности меня ждали другие красоты, и я двинулась к ним через каскад эскалаторов и галерей.

Если проложить маршрут от гостиницы до резиденции, в которой меня ждали, то оказалось бы, что я как бы проскочила дальше. Но ведь это было сделано намеренно ради осмотра достопримечательностей, мимо которых ни один турист не пройдёт, попав в Лондон. Из пасти метро меня вынес плотный поток людей, мечтавших, так же как я, очутиться у подножия именитой башни с часами. Популярное туристическое название часовой башни Вестминстерского дворца оставило в истории имя сэра Бенджамина Холла, куратора строительных работ. Официально это строение с 2011 года - Башня Елизаветы. Изначально «Биг-Беном» именовался самый большой из шести колоколов, однако часто имя Большого Бена по ошибке относят и к часам, и к самой часовой башне в целом.

Потолкавшись вместе с другими зеваками возле дворца английских королей (и королев), где теперь заседает парламент, каждый раз в сезон открываемый монаршим лицом, я полюбовалась до боли знакомым силуэтом моста и не спеша пошла по Бридж-стрит в сторону Парламентского сквера. В будние дни там относительно спокойно по сравнению с прилегающими улицами, по которым проходят туристические тропы. Фонтаны в марте ещё не работают, зелени на деревьях нет, зато все объекты туристического притяжения с площади видны, как на ладони. На газоне сидели парень с девушкой. Поскольку других людей там не было, а мне надоело хранить обет молчания, я подошла поближе, помахала им рукой и поприветствовала словами английского языка (право, мы же в Англии). Парочка охотно откликнулась, парень даже встал во весь рост, а девушка перенесла свой небольшой вес через бедро и оказалась стоящей на коленях. Они оба улыбались мне так, как будто превосходно знали женщину в строгом сером плаще, мягко ступающую по травяному ковру.

Ребятишки оказались студентами-архитекторами на экскурсии, которым надоело бродить по музейным залам, и они теперь дожидались группу на свежем воздухе. Мы поговорили о погоде, о ситуации на международной арене, о последних модных тенденциях в градостроительстве и проблемах в образовании. Когда очередь дошла до личных вопросов, и я призналась в цели моего визита, они, как мне показалось, обрадовались ещё больше. Парень, которого зовут Мэтт, многозначительно произнёс: «О, вы скоро сами убедитесь, что не зря прибыли в Лондон!», а девушка по имени Вэнди очень энергично утвердительно закивала головой. В тот момент это прозвучало примерно, как: «Аннушка уже купила масло. И не только купила, но и пролила». Мы закончили разговор не раньше и не позже регламента, предусмотренного для вежливых англичан, и сердечно попрощались до скорой встречи навсегда.

Они остались сидеть на газоне, а я медленно пошла в сторону Парламентской улицы. Спешить мне было совершенно незачем, времени до рандеву – вагон и маленькая тележка. Но идти до двух других ближайших дворцов было далековато, да и смотреть там особо не на что в такой час. Развод караула происходит утром, а застывшие, как статуи, гвардейцы вызывают у меня, скорее, жалось и сочувствие, нежели любопытство и интерес. Дойдя до Дэрби Гейт, я свернула направо с намерением прогуляться по Набережной Виктории до Трафальгарской площади, а там перекусить и вернуться к резиденции по знаменитой улице Whitehall. Дальше ничего особенного не происходило, я сделала всё именно так, как задумала, поэтому самое время перейти к заключительной сцене этого рассказа.

Даунинг-стрит – это небольшая улочка в Вестминстере. Она расположена совсем рядом с Уайтхоллом, в нескольких шагах от здания парламента, а также вблизи Букингемского дворца. Известна эта улица тем, что на ней вот уже более двухсот лет располагаются правительственные резиденции. Дом № 10 на Даунинг-стрит – национальный символ, а также один из самых известных в обоих полушариях адресов. На ступеньках этого здания произносятся влияющие на судьбы мира важные политические заявления. До атаки, предпринятой боевиками Ирландской Республиканской Армии, можно было спокойно подойти к дому и сфотографироваться на память, резиденция практически не охранялась. Только один полицейский стоял на часах, как и сейчас. Но когда из миномета обстреляли политиков и военных, заседавших в здании, вход на Даунинг-стрит со стороны Уайтхолл перегородили, и проход теперь осуществляется через КПП.

Пройдя без особых усилий контроль, я по узкому пассажу подобралась ко всемирно известному фасаду за несколько минут до заветного свидания. Я только и сделала, что остановилась перед бобби и взглянула в его невидящие глаза, как дверь резиденции распахнулась, и на пороге показался рыжий кот, а вслед за ним – мой утренний таксист. Конечно, я его узнала, но мужчина сильно преобразился. Он был выбрит, причёсан и одет, прямо как премьер-министр. Он первым заговорил, а я «замолчала навсегда»:

«Здравствуйте, рад вашему визиту. Вижу, вы удивлены увидеть меня вместо госпожи Май. Но вы ведь сами указали британской нации на ключевые ошибки, и мы решили действовать быстро. Некоторые наши политики слишком оторваны от реальности, и нет никакого механизма, чтобы вернуть их «с неба на землю». Ради спасения ситуации и государства, мы прибегли к вашим рекомендациям и с первых шагов убедились в правильности сделанных вами выводов. Да, влияние выявления причинно-следственной связи на характер и эффективность принимаемых политических решений играет огромную роль. Сейчас над вашим докладом работает целый специализированный институт. Мне очень, очень интересно узнать, как вы справились с такой сложной задачей самостоятельно? Расскажете?»

Я молча кивнула, а он продолжил: «Пожалуйста, будьте любезны, станьте моей гостьей на сегодняшний вечер! Прошу вас, проходите в дом. Давайте для начала попьём чаю, ведь теперь пять часов, teatime. Ох, прошу прощения, я не представился, зовите меня просто Пол», и протянул правую руку. Ага, ну, конечно, теперь формально мы знакомы, следовательно, будет прилично принять его приглашение. И с этой успокоительной мыслью я сделала шаг в проём двери дома номер десять по улице Даунинг в Лондоне, легонько отодвинув упитанного кота, неистово тёршегося о мои ноги.

Post scriptum. Я ни в коем случае не претендую на роль провидицы или предсказательницы, но считаю своим долгом упомянуть неоспоримый факт, что все мои сновидения рано или поздно получают подтверждение, а иногда и логическое продолжение в реальной жизни. Хотите, верьте, хотите, нет, но однажды это мне приснилось. (2019) (Из цикла "Однажды мне приснились волшебные миры")


Рецензии