Неизвестная известна

                «НЕИЗВЕСТНАЯ»  известна.
Бывают в жизни мгновения казалось бы, и не столь значительные, но оставляют они след в жизни и вспоминаются и по прошествии не малых лет.
В 1961 году проходил службу в Одесском артиллерийском училище. Однажды в газетном киоске купил журнал «Огонёк» с репродукцией знаменитой картины Ивана Николаевича Крамского
 «Неизвестная».
Думаю многих не оставляет равнодушными  красивая женщина, гордо сидящая в лёгком открытом кабриолете.
Вырезал репродукцию из журнала и закрепил на внутренней стороне моей тумбочки.
Картина вносила душевное тепло в нашу курсантскую, расписанную по минутам суровую жизнь. Старшиной нашей учебной батареи был сверхсрочник, украинец. Служившему под командованием украинцев не надо объяснять, что это за командиры - строгие, принципиальные, службисты в лучшем понимании этого не простого понятия.
При очередном осмотре порядка в тумбочках, получил замечание: «картину убрать! Не положено!»
А мне жалко убирать, картина напоминала, будила мечту о другой, свободной, красивой жизни. Были и другие причины, по которым очень не хотелось расставаться с этой загадочной «неизвестной».
Картина оставалась на своём месте. «Должен же понять старшина!»-думал я.
Одним словом, получил «три наряда вне очереди»,три выходных натирал паркет в казарме…
Шли годы, репродукцию «Неизвестной» встречал в альбомах, на открытках, в журналах и всегда  встречи были приятными ,и так хотелось узнать - кто же эта женщина? И почему художник так назвал свою картину? Невозможно представить, что художник Иван Николаевич не знал, кого он рисовал.
Зачем интриговал, заставлял зрителей разгадывать загадку?
При первом посещении «Третьяковки» встретился с картиной Крамского. Удивительное дело, она не произвела на меня такого сильного впечатления, как журнальная репродукция.
Может быть потому, что терялась в ряду других портретов и картин, может быть мешал говор посетителей, шарканье ног, скороговорка экскурсоводов, а может быть и потому, что  был уже не былым юнцом…
Но когда бы ни встречался с «Неизвестной» будила она чувства, не способные вызвать другие картины. Всегда хотелось узнать - ну кто же эта незнакомка? Как сложилась её жизнь? Дружила ли она со счастьем?
Шли годы и десятилетия и в «Неизвестной» потомки «узнавали» в незнакомке Анну Каренину(образ которой Лев Толстой создал в своём романе десятилетием ранее) или самую романтичную отечественного персонажа начала 20 столетия - блоковскую  Незнакомку (возникшей двадцать лет спустя после написания картины).
Не потому ли художник не назвал имени женщины-красавицы, что хотел чтобы современники видели в ней своих современниц?
Каждый мужчина видел свою женщину?
И теперь, когда большая часть жизни прожита, встретилась не менее удивительная публикация Л.Гюльназарян-Пешковой - Тамбовского краеведа, лауреата премии имени Е.А.Боратынского.
Публикация удивляет огромной, кропотливой работой.
Трудно себе представить, сколько изучено документов в архивах, родословных, исторических мемуаров, воспоминаний разных людей.
К «опознанию» «Незнакомки» причастны, по крайней мере,  два человека: Нарышкин Александр Кириллович, потомок декабриста М.М.Нарышкина, ныне профессор Московского энергетического института и наш краевед.
Александр Кириллович написал книгу «В родстве с Петром Великим, Нарышкины в истории России».
Не будем вдаваться в подробности многовековой родословной, автор документально проследил её от Петра Третьего Фёдоровича, дома Романовых и до наших дней.
В сложной цепи баронов, графов, князей встречалась и Александра Константиновна Нарышкина, рождённая графиня Зарнекау, в первом браке за  князем Георгием Александровичем Юрьевским.
Профессор в своей книге утверждает - именно она изображена на картине.
И снова оставим подробности. Скажем, что тамбовский краевед проделала огромную работу, чтобы исправить ошибку профессора.
Александра Константиновна не могла позировать Крамскому. Картина написана в 1883 году, когда только родилась Александра. Профессор мать перепутал с дочерью, у них были одинаковые инициалы А.К.
Краевед доказала документально, профессор согласился с допущенной ошибкой и намерен во втором издании книги исправить.
На картине изображена графиня Агриппина Константиновна фон Зарнекау.
А теперь её славная, романтическая и трагическая жизнь.
Эту женщину в  четырнадцать лет отдали замуж за князя Тариела Дадиани.
Кавказ, Грузия, Тбилиси, Кутаиси,здесь служил принц Константин Петрович Ольденбургский. правнук императора Павла, офицер русской армии, командир Первого Хопёрского конного полка Кубанского казачьего войска, один из основателей производства шампанского, много сделавшего для развития курортного дела на Кавказе…
Красивый, романтичный, страстный, решительный, он совершил дерзкий поступок, увёл жену князя Дадиани. Ту самую графиню Агриппину Константиновну фон Зарнекау.
Конечно не без её согласия. У неё уже было двое детей.
В октябре 1882 года после многомесячной волокиты, как теперь говорят, всяких дозволений и разрешений их обвенчали.
Из церкви их встречал полк в парадном строю.
28 августа 1883 года родилась старшая дочь Александра, та самая, которую профессор принял за изображённую на картине.
Александра была красавица, умница, образованная, знала несколько языков, обладала музыкальными способностями.
А как же сложилась судьба нашей «Незнакомки»-Агриппины Константиновны?
На картине ей 28 лет.
24 года счастья с принцем Ольденбургским, генерал-майором Преображенского полка, рождение шестерых детей, смерть мужа в 1906 году, нервное заболевание младшей дочери Нины, приход революции и расстрел сына Алексея в 1918 году…И нет точных данных о месте её успокоения.
Вот такие жизненные качели!
Душевно благодарю настойчивых и упорных людей в отыскании истины и в первую очередь тамбовского краеведа, её материалом воспользовался, чтобы передать любознательным.
Но почему то хочется, чтобы она,»Неизвестная» для меня была не графиней Зарнекау, а по-прежнему «Неизвестной».так она ближе и больше зовёт к раздумью…
Не о ней ли строки И.С.Тургенева:
                « А женщины…
                Люблю я этот взгляд,
                Рассеянный, .насмешливый
                И длинный,
                Люблю простой,
                Обдуманный наряд…
                И этих губ люблю
                Надменный очерк,
                Задумчиво
                Приподнятую бровь,
                Душистые записки,
                Быстрый почерк,
                Душистую и быструю любовь.»
А на вопрос -почему художник назвал «Неизвестная» ответ будет искать каждый сам в восторге и раздумье, и глубоком стоящим перед картиной.
А графине ещё много веков гордо ехать мимо сменяющихся поколений в своём кабриолете с гордым, пленительным взглядом в душу каждого.
 
             Январь  2011года.


 


Рецензии