Анна Яковлевна

Прабабушка Анна Яковлевна

Моя прабабушка Анна Яковлевна Смирнова родилась в 1870 году в деревне Никиткино. Прадед мой Михаил Михайлович Смирнов родом из деревни Бабино. Служил в Преображенском полку. После службы плотничал -строил дома. Крепкий был прадед, двухметрового роста, и дома строил в одиночку, был лучшим плотником на всю округу. Со слов прабабушки, он говорил, что дом каждый плотник срубит, а хлев не каждый. Хлев рубится без мха, и это действительно сложно. Погиб в Первую Мировую войну.
Прабабушка - золотой человек, добрейшая старушка. Когда я учился в первом классе, в 1957 году родился средний брат Витя и она жила у нас -нянчилась с ним. Так с узелком и ездила нянчиться со своими внуками и правнуками.
Много она рассказывала про жизнь ещё в 19 веке. Одна история запомнилась хорошо. Поп частенько объезжал свой приход и любил причащаться, вольно себя чувствовал. После очередного причастия он ехал домой, лошадь разбежалась, и роспуски опрокинулись. Он и не заметил, что нет креста, а на другой день уже и не помнил, где был, с кем пил?
Однажды весной прабабушка шла из деревни Кожино домой в Бабино. У хутора Савкино протекала одноимённая речка в большом овраге. На обочине дороги что-то ярко сверкнуло, она разгребла снег и увидела большой серебряный крест. Принесла домой. В воскресенье пошла на службу в церковь и там исповедовалась, что нашла крест. Священник дал ей серебряный рубль и сказал, чтобы молчала, а крест принесла ему.
В 1960 году, летом, была сильная гроза с ливнем, и я на радостях после грозы решил проверить новые кирзовые сапоги. Бегаю у дома по луже и вдруг вижу: из церкви идёт дым. Бабушка сидела у окна, и я спросил, почему летом в церкви печку топят? Она как глянула, схватилась за голову: «Пречистая–то горит!» Тут мы, вся мелочь деревенская, бросились туда, к церкви, напрямик по льняному полю километра три. Я бежал, бежал, ноги путаются во льне, сбросил сапоги - и босиком! Прибежали, а там мужики зерно из церкви выносят, пожарная машина приехала. Горел шпиль на колокольне, но струя воды до него не доставала. Потом загорелись лестницы в колокольне. Шпиль двенадцатиметровый с крестом упал, а остатки лестниц залили, и мы побежали домой. Я искал, искал свои сапоги, но не нашел.
Смотрим: теперь уже на самой церкви главка горит. Мы опять туда. В главке многие годы жили пчёлы. Горящий воск и мёд стекали огненной лавиной и прямо на огромную берёзу на поповской могиле. Потом главка накренилась и покатилась тоже на берёзу, крест верхушкой упёрся в алтарь, а другим концом как хрястнет по поповскому памятнику! Верх у памятника откололся, и памятник упал.
Выходит, чистую правду прабабушка мне рассказывала. Лет 40 памятник лежал, сейчас снова поставили. Берёза тогда сильно обгорела, но выжила. Стоит и сейчас.
А прабабушка моя прожила 102 года – ее не стало в 1972 году.


Рецензии