Восьмой день по рождении. стр33-36
но приносить в храм, чтобы священник совершил над ним чин
назнаменования младенца крестом Господним с упоминанием
его личного имени. В названии чина сказано: «Отроча, прием-
лющее имя во осьмый день рождения своего». Не наречение
имени, как это сейчас сложилось называть в обрядовой прак-
тике Церкви этот чин, а назнаменование крестом. Не нарече-
ние имени, а упоминание его, как уже нареченное родителями
или священником. Восьмой день прообразует Царство Вечной
Жизни. В этот именно день младенец в молитве, которую про-
износит священник, называется своим личным именем: «Да
знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем, имярек». То
есть по ходу прошений просто произносится принимаемое
34
младенцем имя. Принимаемое по чину, а на деле уже данное
родителями или священником, или взятое из месяцеслова,
близкое по дате к дню рождения.И дальше, совсем не имею-
щие отношения к имени, звучат слова: «Да знаменается крест
единородного Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во
еже бегати суеты мира». Сердце – это чувства, помышления –
это ум, бегати мирской суеты – это сила креста Господня, вхо-
дящая в волю и дух младенца. Чтобы этою силою младенец мог
«последовати повелениям Твоим», т. е. заповедям и «бегати от
всякого лукавого навета вражия».
А дальше вновь об имени произносится нечто совсем при-
кровенное. «И даждь, Господи, не отреченну пребыти Имени
Твоему святому на нем». Вся молитва от начала и до конца –
это обращение не ко Христу, а к Отцу Небесному. И Имя свя-
тое Твое – это имя Отца Небесного, но не личное имя младен-
ца. Имя ли собственно Отца, как это сказано в Апокалипсисе –
«напишу на нем Имя Бога Моего», или имя младенца, которое
Отец Небесный напишет в книге жизни?
Имя Бога – Господь наш, Иисус Христос, напишет на «по-
беждающем» (Откр. 3, 12). Т. е. после победоносной христиан-
ской жизни, прожитой на земле. А здесь младенец. При рожде-
нии его, на восьмой день, в книгу жизни вписывается Отцом
Небесным имя его, прикровенное для всех, кто на земле, и для
него самого. Об этом имени молится священник: «И даждь,
Господи, неотреченному быти». Об этом имени Сам Господь
говорит в Апокалипсисе: «Побеждающий облечется в белые
одежды, и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю
имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр. 3, 5).
Но «того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей,
и в день посещения Моего Я посещу их за грех их». (Исх. 32,
32–35).
И далее молится священник:
35
«И даждь, Господи, неотреченному быти», т. е. убереги
его от греха, «совокупив в крещении святой Твоей
Церкви» и тем дав ему силу Твоего участия в нем, силу
благодати и благости Твоей, которая будет обновляться
и «совершаться страшными Тайнами Христа Твоего»
на протяжении всей его жизни, чтобы ему «по заповедям
Твоим жительствовав и, сохранив печать нерушиму,
«печать дара Духа Святого», полагаемую в таинстве
миропомазания, – получить «блаженство избранных во
Царстве Твоем».
В этой удивительной молитве священник, испрашивая «не-
отреченному быти имени», вместе с этим дерзновенно просит
о благословении Божием на всю жизнь младенца, не только
земную, но и жизнь за гробом, после смерти, до самого Страш-
ного Суда Божия и последующей за ним Вечной Жизни в Цар-
ствии Небесном. Той Вечной Жизни, о которой Апокалипсис
извещает, что верные «рабы Его – Бога и Агнца узрят лице
Его, и Имя Его (т. е. Христа) будет на челах их» (Откр. 22, 3–4).
На это протоиерей Геннадий Фаст пишет: «Не то важно, что-
бы человек написал на себе имя Бога (например, в анкетах –
христианин), а то, чтобы написал его Христос» (Толкование на
Апокалипсис. М., 2009. С. 53).
И протоиерей Сергий Булгаков в своем величественном
труде «Философия Имени» пишет: «Господь, дающий Себя Са-
мого, Свое Тело и Кровь в таинстве Евхаристии, неужели ли-
шит нас благодатной силы Святого Своего Имени? Да не будет.
И как Господь принял на Себя все человеческое (кроме греха),
то в Нем, в Его Святейшем Имени соединены все личные чело-
веческие имена. И Имя Христа есть истинное имя всего чело-
вечества, разумеется, насколько оно находит себя в существе
36
своем (т. е. в личности) и в Боге. Оно, т. е. истинное челове-
чество, и образует Церковь, или и есть собственно Церковь.
Такое человечество находит свои имена в Имени Иисусовом»
(Репринт. С. 206). «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах
их». Имя это – христианин.
«Узрят лице Его», и через то исполнятся «белых одежд» до-
бродетелей. Их будет «великое множество людей, которого
никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и
языков. Это те, которые пришли от великой скорби; они омы-
ли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. И си-
дящий на престоле будет обитать в них» (Откр. 7, 9, 14).
И священник молится о младенце: «Да знаменуется образ
креста Твоего в сердце и помышлениях его. Чтобы по запо-
ведям Твоим жительствовав сподобиться Царствия Твоего».
А сподобившись, он «получит блаженство избранных Твоих».
Блаженство избранных невозможно без креста страданий и
вместе креста, исполняющего страдальца милостью к своим
распинателям; креста мученичества для одних, креста под-
вижничества для других, креста неприязни со всех сторон за
праведную жизнь для третьих. Этот-то крест и делает христи-
анина подлинным носителем имени Христа – Бога и Агнца, о
чем и говорит 22-я глава Апокалипсиса.
Свидетельство о публикации №219031802265