Об Имени Иисусовом. стр36-39

Тогда, пишет прот. Сергий Булгаков, «Имя Иисусово всех
приемлет как свое царственное священство, делается всем до-
ступно по человеческой близости своей, имманентно челове-
ку, но поскольку оно божественно, есть Имя Божие, оно есть
страшный попаляющий огнь присутствия Божия, сила и слава

37
Божия» (Философия Имени. С. 211). И если человек не научит-
ся здесь, в земной жизни, в таинстве креста и крестоношения
«зрить лице Его», и в таинстве причастия Тела и Крови «омы-
ваться в одеждах и убеливаться» в них, тогда и Имя Христа не
будет «отнесено к своему Носителю, не будет исполняться Его
силой и Его энергией» (Там же. С. 211). Это будет имя, носи-
мое «всуе». «Как нельзя спастись силою человеческою, так и
нельзя помолиться Богу силою человеческою же, если Господь
не склоняется к этой молитве раньше, чем мы отверзли уста,
если не присутствует в ней своей силой, заключенной в Имени
Своем» (Там же. С. 212).
Особенно это присуще богослужению, «где вообще не дано
места психологизму (и душевности): что говорится, то и совер-
шается и достигает преднебесный и мысленный жертвенник;
здесь ничего нет только как настроения, но все действительно
происходит (как и будет происходить в вечной жизни Царства
Небесного), освещается присутствием Божиим в Имени Бо-
жием, которое стоит в центре богослужения. Все совершается
«во Имя Божие», во Имя Святой Троицы» (Там же. С. 214).
«И хвально и прославлено Имя Твое во веки» (Тов. 3, 11).
«Славьте Господа, провозглашайте Имя Его» (1 Прп. 16, 8).
«Пусть призывают (священники) Имя Мое на сынов Израилевых
(на народ Божий), и Я, Господь, благословлю их» (Числ.
6, 27). «Свято будут чтить Имя Мое» (Ис. 29, 23), потому что
«Имя Твое велико могуществом» (Иер. 10, 17). «Твори, Господи,
с нами ради Имени Твоего» (Иер. 14, 7). «Имя Твое наречено
над нами» (Иер. 14, 9). «Будет велико Имя Мое между
народами, и на всяком месте будут приносить фимиам Имени
Моему, чистую жертву… Имя Мое страшно для народов»
(Малах. 1, 11–14) «Не предай нас навсегда ради Имени Твоего
и не разруши завета Твоего» (Дан. 3, 34) «Ибо вот придет день,
пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие

38
нечестиво будут как солома, и опалит их грядущий день, говорит
Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни
ветвей. А для вас, благоговеющие пред Именем Моим, взойдет
Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Малах. 4, 1–2). И «Имя
Его (Христа, Бога и Агнца) будет на челах их» (Откр. 22, 4).
Так будет. Потому, что есть на то обетование – обещание
Бога верным Его. Верные в Евангелии – это блудный сын, про-
будившийся личностью от индивидного сна; это мудрые девы
из десяти дев, подвижнической жизнью верно следовавшие за
Христом, это и жены-мироносицы, до конца верные своему
учителю; это и мытарь, и благоразумный разбойник, очнув-
шиеся от своего падшего состояния, и Лазарь в притче о бога-
че и Лазаре, это и званые на вечерю, те, кто пришли в брачных
одеждах, это и овцы, знающие голос своего Пастыря.
Им Господь говорит: «Вы друзья Мои, если исполняете то,
что Я заповедую вам», «Я возлюбил вас. Если заповеди Мои
соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15, 9–14, 14). «Сам
Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали»
(Ин. 16, 27). «Вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому
ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). «В мире будете иметь скорбь,
но мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16, 33). «Отче, хочу, чтобы
там, где Я, и они были со Мною» (Ин. 17, 24).
Но мы, тем более в наше время, совсем не таковы. Огляды-
ваясь вокруг и всерьез вглядываясь в самих себя, мы видим
глубоко падшее индивидное состояние во всех нас. Не получается
ли так, что при «назнаменовании креста Господня и по-
лучении личного имени» младенцем на восьмой день если и по
верности Господа слову Своему в книгу жизни на Небесах впи-
сывается имя младенца (мы не знаем, какое оно, Бог и ангелы
знают), но по характеру жизни младенца – непослушного, ка-
призного, своевольного, и всего окружения его , т. е. его семьи,
имя это изглаживается из книги, не успев утвердиться в ней.

39
Иначе откуда такое бессилие к церковной жизни как у
взрослых, так и особенно у их детей, и совсем уж противо-
божное бессилие у современных подростков. Воинственно
настроенных против всякого призывания в ограду Церкви.


Рецензии