Иван. Узник 46712

   Отгремели бои, и закончилась война. Начали возвращаться с войны сыновья, отцы и деды в свои родные края. И ожило село, и снова слышится смех, повеселели крестьянские семьи. Только нет радости в семье Ивана, ждут его. Ведь надежда умирает последней. Бывали случаи, когда и через несколько лет после войны возвращались солдаты. За это время подрос сынишка Сашка, и он, держась за ручку, мамы часто выходил на большак, ожидая с войны своего папку. Сколько слез пролила ночами молодая -  ни жена, ни вдова в подушку, одному богу известно.

  Но не дождались родные своего фронтовика, в 50-х годах ушли в могилу родители. А невестка Таня так и не вышла замуж, храня верность своему мужу. Да и по правде сказать, не было на селе свободных женихов, многих подобрала война. Вырос сын Сашка бойким с кучерявыми русыми волосами, весь вылитый в мать. Отслужил в армии, женился, вырастил двоих детей: сына Виктора и дочь Нину. Как за отца он считал дядю Петю, брата своего отца. Дядя Петя вернулся с войны инвалидом в 1944 году, отлежав в госпитале после ранения, и как мог, поддерживал семью брата.

   Все родные уже смерились с мыслью, что никогда они не узнают как сложилась судьба их родного человека, какими были его последние дни жизни. Но вот по счастливой случайности мой сын вместе с женой нашли документ, который рассказывает о последней части жизни красноармейца Кошелева Ивана Максимовича.

***
 
 Видимо при освобождении Чехословакии Красной Армией  удалось захватить архивные документы концлагерей, которые находились  на территории этой страны. Все  эти документы хранятся в Центральном Архиве министерства обороны. Постепенно специалисты архива их разбирают и выкладывают информацию. Таким образом, и обнаружилась лагерная карточка на красноармейца Кошелева Ивана Максимовича. В  архивных данных ЦАМО указывается ее местонахождение, номер фонда истор. информации 58, номер описи ист. информации - 977520, номер дела ист. информации 2041.

***

 Запись в лагерной карточке указывает, что красноармеец  Кошелев Иван Максимович попал в плен в боях под Прилуками Черниговской области 16 сентября 1941 года. Читая воспоминания ветеранов-фронтовиков о боях в этих местах, можно было предполагать это. Ведь немцы в этот период взяли в окружение большую группировку  армейских подразделений Красной Армии,  и многие из них попали в плен.

***
 
 Копаясь в исторических документах того времени, я попытался проследить путь этапирования советских военнопленных в концлагеря Германии и последующую их жизнь в них, на основе воспоминаний тех людей, которые остались в живых, пройдя все муки этого ада. Об этом более подробно написано профессором Гейдельбергского университета Крстианом Штрайтом. Он проделал большую исследовательскую работу, используя тысячи документов, сохранившихся в немецких архивах, по итогам которой была издана в 1978 году книга « Солдатами их не считать: Вермахт и советские военнопленные в 1941- 1945г.г.». После первого ее издания она вызвала ожесточенные споры, дискуссии, как среди советских военных историков, так и представителей - историков с немецкой стороны.  Но по истечении времени, этот труд стал признаваться как «хрестоматийный» и «классический».  Его труд  издавался в СССР издательством «М Прогресс» в 1979 году, переиздан в России издательством « Русская панорама» книгой «Они нам не товарищи. Вермахт и советские военнопленные в 1941- 1945г.г.» в 2009 году тиражом 1500 экземпляров. В 1992-94 года некоторые главы это книги печатались в военно-историческом журнале России. Я сознательно указал источники, чтобы читатель более подробно при желании мог ознакомиться с теми зверствами, которые творили фашисты.

 Немецкий писатель, историк Кристиан Штрайдт в своей книге «Вермахт и советские военнопленные в 1941 -1945 г.г.» часть II пишет  о страданиях пленных: « … большинство пленных 1941 года должны были добираться в тыл пешим маршем  за сотни километров. При этом тысячи обессиленных пленных были просто пристрелены…». Он отмечает пять причин, вызывающие массовую гибель  пленных в годы войны – голод, совершенно неприемлемые  жилищные условия, условия транспортировки, обращение, которому они подвергались и систематическое уничтожение определенных категорий пленных.
   
***
 
  Всех захваченных в плен бойцов при окружении сгоняли во временно построенный сборный пункт (лагерь). Это территория, обнесенная колючей проволокой, и находилась вблизи фронтовой полосы. В сборных пунктах шло окончательное разоружение пленных, составлялись первые учетные документы.

 Так в районе боев под Киевом для военнопленных было несколько таких лагерей. Я перечислю только два из них: Snalag 339 KieW Darniza  (Дарница под Киевом) и  Snalag 339 под Уманью. Последний  был сооружен как временный лагерь, в истории он записан как « яма под Уманью». В немецких донесениях этот лагерь проходил как пересылочный Stalag -349. Под лагерь был приспособлен карьер кирпичного завода. Свидетели выжившие, рассказывали, что территория лагеря позволяла содержать в нем 6-7 тысяч человек, но фактически в нем находилось больше, возможно до 50-60 тысяч человек.

***


  Перед началом войны в Германии было сооружено около 60 новых лагерей для размещения будущих советских военнопленных,  каждый из которых должен принять в среднем 30000 пленных. Я решил поискать путь перемещения своего двоюродного деда Кошелева И.М, плененного 16 сентября 1941 года под городом  Прилуки.

  Немецкий Рейх для оперативного управления своими землями поделило всю территорию, в том числе и оккупированную, на 17 военных округов, которые обозначались римскими буквами.

   В 1941/42 году одним из центральных приемочных распределительных лагерей для вновь прибывающих советских военнопленных военного округа IV  был Цайтхан шталаг IV- В, который находился в Саксонии около городка Мюльберга. Здесь всех военнопленных рассортировывали не только по состоянию здоровья, но и  по воинским званиям и национальности.

 Так мой двоюродный дед оказался в концентрационном лагере – Лагершталаг IV H (304), предназначенный для военнопленных рядового и сержантского состава.  Концентрационный лагерь – Лагершталаг IV H (304) около села Либковице относился к Дрезденскому Военному округу.

  Его  лагерный номер № 46712 согласно карточке учета. Заключенные  этого лагеря работали на карьере по добыче бурого угля. Лагерь находился в селе Либковице,  ныне часть села Мариянске Радчице, это  недалеко от города Мост в Чехии (в 8 км севернее города). От Праги, столицы Чехии до этих мест, называемых Карловарским краем, расстояние около 100 км. 

  По лагерю ходили иуды-зазывалы прислуживать Рейху за сытый обед, но не сломила силу воли нужда заключенного, и он с достоинством пронес свой крест тягот до конца своей жизни.
 
   В лагерях такого типа находилось в среднем 3000 советских воинов. Как показывают документы, смертность была очень высокая и довольно часто погибших и умерших хоронили в шахтах. Документы показывают, что узники лагеря Лагершталаг IV H (304) возле села Либковице умирали после изнурительной работы по добыче угля через пять месяцев.

  По информации местной администрации села Либковице, в связи с ликвидацией концлагеря останки военнопленных были перезахоронены на кладбище г. Литвинов в общей могиле № 699 без поименного списка. Возможно, что в этой братской могиле и захоронен бывший военнопленный, красноармеец Кошелев Иван Максимович.  Лагерная карточка указывает, что военнопленный № 46712 умер 28 февраля 1943 года в застенках фашистского концлагеря.

***
   Из близких родных к этому времени в живых остались внуки и  племянники по отцу. Конечно, они помнят о нем, только по рассказам тех близких кто знал его, и по фотографии. Ее он выслал домой весной 1941 года до начала войны. Тайна гибели красноармейца открыта и пусть его душа успокоится в далекой  стране от России, ведь сейчас мы уже знаем о последних днях его жизни и где упокоился его прах.

 P.S. На снимках: 1- лагерная карточка военнопленного № 46712; 2 - мемориальная доска на памятнике братского захоронения советских военнопленных из концлагеря Либковице (Чехия).


Рецензии
Евгений, Вы рассказали о трагической смерти Ивана Максимовича. Таких жертв фашистов были миллионы: в большинстве - советские люди.
Концлагеря были не только в Германии, но и в тех странах, которые поддерживали фашистскую Германию. Я уверена, что если бы румыны, чехи, болгары, итальянцы, испанцы (список длинный) не помогали ефрейтору Гитлеру, когда он решил напасть на СССР (даже "нейтральная" Швейцария помогала - деньгами), то Великая Отечественная война закончилась бы быстро.
Когда читаешь военную хронику, видно, какие потери несли фашисты и их союзники. Надо же было восполнять потерю убитых, самолётов, танков, вооружения; нужно было обмундирование, корм для людей и лошадей, горячее...
А кто нибудь из тех союзников покаялся? Нет!
И, конечно, если бы было меньше гонора у "генералиссимуса" Иосифа Джугашвили-Сталина, если бы он готовил СССР к войне с немцами (а война уже шла), не уничтожал офицерский состав Красной Армии, то хотя бы жертв было меньше. Те из миллионов погибших, замученных - это ведь, в основном, молодёжь.
Пусть будет земля пухом для всех советских фронтовиков, погибших, защищая Отечество! В этом их величие.

Лариса Прошина-Бутенко   14.01.2021 22:17     Заявить о нарушении

Лариса, спасибо Вам за Ваш трогательный отзыв. Сейчас уже нам потомкам остается только анализировать прошедшее и конечно стараться сохранить мир. А всем ветеранам, отстоявшим нашу Родину низкий поклон и пусть они спят спокойно в земле-матушке. С благодарностью, Евгений

Евгений Кошелев   15.01.2021 07:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.