Инженер Богомазов ВИ

Инженер  Богомазов Виктор  Иванович.
В современной России снова вознамерились в очередной раз поднять экономику страны из разрухи. Нами же в бездумном  азарте и положившими её на лопатки.
Как теперь нужны инженеры знающие, деловые, бескорыстно преданные своему делу фанаты. Инженеры не по диплому в кармане, а по духу, по призванию, с творческим настроением, с желанием облегчить труд рабочего, сделать  труд не изнуряющим, оскорбляющим , а возвышающим человека - труженика.                Настоящий инженер в постоянном поиске облегчения труда, последовательном, неуклонном росте эффективности и культуры  производства. Особенно важно, порядка и культуры, чего нам всегда так недоставало.
Трудовая биография Виктора Ивановича была типичной для предвоенного подростка. Родился  в 1933 году в семье со строгим отношением к жизни в красивом селе Лебяжье. В местной школе  закончив пять классов,   с родителями в первый послевоенный год переезжает в Уварово.
В школу больше не возвращается – нужно было работать. В 14 лет – смазчик в автороте 1804, холод, грязь, сквозняки, всего в достатке. Пока, как несовершеннолетний , работает без трудовой книжке. Кадровик её оформил только весной 1950 года.
1952 год, призван в Советскую Армию. В письме просит отца прислать справку об окончании 7 классов. Отец добывает справку.
Рядовой Богомазов становится курсантом школы младших авиационных специалистов. Учится отлично, служба по душе – старший авиамеханик.
1956 год- демобилизации (через 4 года!) и поступление в Тамбовский автомобильный техникум.
Виктор Богомазов отлично учится, пользуется авторитетом  среди студентов и преподавателей.
В 1957 году серьёзного, ответственного юношу принимают в коммунистическую партию, что он расценивает как высокое доверие.
В этом же году отправляется на продлённых летних каникулах на целину. Бригадир тракторной бригады. Награждается правительством медалью «За освоение целинных земель», знаком ЦК ВЛКСМ.
Потом у него будет не мало самых разных наград, но эта медаль дороже всех иных.
Оказывается, мы с ним одновременно учились в автодорожном, к сожалению, не знали друг друга.
В 1960 году заканчиваем техникум, я в марте, он в июле и получаем направление на работу в Обловскую автороту.
Виктор Иванович – заведующий гаражом. Нет хлопотней должности.
Условий для работы слесарей, водителей – никаких. Отсутствие запасных частей, резины, материалов – спрос в избытке, особенно, по линии партии.
В этом же году Богомазов поступает в Саратовский политехнический институт и через 6 лет успешно заканчивает.
Виктор Иванович был во всём человеком основательным, твёрдым, любую поставленную задачу выполняет, какого бы труда и сил это не стоило. Умел работать с коллективом.
Он и учился не ради диплома, получаемые знания, он упорно стремился внедрять на производстве. За это его и уважали, ценили слесари, «шоферюги», отчаянный народ, прошедший войну и не раз смотревших смерти в глаза.
В начале 60-х годов начинается строительство новых, по современному проекту гаража, цехов, самых разных объектов на пустыре -  Обловского АТХ.
Не случайно, в июне 1963 года Богомазов назначается главным инженером автохозяйства. Именно такой, пробивной, упорный, твёрдый, энергичный, молодой человек был нужен в это время. Теперь на нём обеспечение работы растущего автопарка( с автобусами около 300 единиц) и строительство огромное.
Вспоминаю  времена пятидесятилетней давности. Именно таким инженером был в былом Обловском автохозяйстве Богомазов Виктор Иванович.
В 60-70-е годы авторота 1804, позже Обловское АТХ по меркам рабочего посёлка Уварово было крупным, уважаемым уваровцами предприятием. Уважаемым в первую очередь за порядок, дисциплину в коллективе, заботу о человеке - труженике. Многие люди стремились здесь работать.
Виктор Иванович   был главным инженером- строгим, требовательным , внимательным , заботливым. Рабочие его уважительно звали «главный».  Обладал он большим авторитетом не только в АТХ, но и в растущем тогда Уварове. Он не давал пустых обещаний, его слово было твёрдым, спрос строгим.
Его жизненный путь (к сожалению, не такой продолжительный) был типичным для тогдашнего советского инженера. Он неспешно, но настойчиво, в постоянном освоении нового, применению  технических знаний, опыта работы с людьми, продвигался по службе. Вернее, люди замечали его и поднимали на новую заслуженную должностную  ступень.
Теперь вспоминаю то далёкое время и размышляю, что в нём было главное, что его выделяло из десятка других, впрочем, тоже грамотных, дипломированных инженеров?
Пожалуй, применение нового, внедрение в производство, как тогда говорили, научно технического прогресса Он настойчиво последовательно повышал культуру производства, порядок во всём.  Сам постоянно учился, читал, думал над решением сложных проблем, призывал рабочих, мастеров  к творческой работе, совершенствованию оснащения каждого рабочего места, к культуре, эффективности труда.
Даже и при первом посещении АТХ, было видно, что здесь требовательный хозяин, что рабочие приучены всё делать аккуратно, красиво. Ничего не разрыто, не разбросано. Всё на своём месте, покрашено, аккуратно сложено в отведённом месте.
В те годы часто бывал в АТХ, где начиналась и моя трудовая жизнь. Во всё внимательно всматривался и с радостью отмечал высокую культуру производства во всём, даже в самом малом и радовался за Виктора Ивановича. Знал, понимал, каких усилий требовало поддержания порядка  от  главного инженера…
С порядком на предприятии, культуры на рабочем месте, менялись и люди, их самоуважение. Случайные люди здесь долго не задерживались. Авторитет, дисциплина в АТХ была на столь высоком уровне, выражаясь тогдашним языком, «рвачи», «халтурщики» сюда и не шли. Понимали, долго здесь их терпеть не будут…
Никогда не слышал, чтобы «главный» на кого то кричал, распекал. Он умел руководить сложным производственным механизмом, через «приводные ремни» - мастеров, бригадиров, начальников цехов.
Виктор Иванович высоко ценил свою техническую службу, защищал интересы её работников, поощрял трудолюбивых, инициативных, творческих работников.
При нём в АТХ было высоко развито рационализаторское движение. На каждом рабочем мете можно было встретить какое-то усовершенствование, приспособление, инструмент, созданные местными умельцами для облегчения труда.
Таких людей Виктор Иванович особо ценил и всегда находил возможность отблагодарить, материально поощрить.
Возвращаюсь мысленно в то время, как много был сделано «главным» для улучшения труда, культуры.
АТХ, кажется, одно из первых в городе перевело котельную на мазут. В производственных помещениях стало тепло и чисто.
Было смонтировано воздухоподогрев атомобилей на стоянке в зимнее время. Это было поистине огромное достижение. Водители холодным зимним утром часами не мучились, чтобы запустить двигатель автомобиля. Только за одну тогдашнюю новинку сотня водителей были благодарны Виктору Ивановичу. Умельцы соорудили подогрев воды. Водитель всегда имел возможность зимним утром набрать горячую воду для двигателя.
А ещё была оборудована мойка автомобилей, горячая мойка двигателей перед их отправкой в цех на  ремонт.
«Главный» разработал и с умельцами изготовил печь для электронагрева реставрируемых деталей и последующей закалке в масле, что значительно увеличило срок их работы. Было налажено изготовление качественных рессор.
В АТХ впервые организовали мойку и ремонт спецодежды. Работала душевая…
Были открыты новые цеха по ремонту двигателей, электрооборудования, сидений для кабин. Работали бригады по ремонту кузовов автомобилей.
Двигатели, агрегаты автомобиля после ремонта, ТО проходили испытательно- диагностический стенд.
Теперь многое из этого представляется самым обычным делом. Но в первое двадцатилетие после войны, когда во многом был ещё недостаток, когда только вчера водители работали в бесчеловечных условиях – на морозе, под дождём, на грязной, без клочка асфальта площадке – все эти новшества Виктора Ивановича воспринимались с душевной благодарностью в коллективе. Люди видели и понимали реальную заботу о них «главного»…
При огромном недостатке автотранспорта, особенно в уборочную страду, Виктор Иванович добился чёткого, безусловного выполнения графика технического обслуживания автомобилей. График ТО стал законом для всех, никто не имел права его отменить. По гаражу ходила присказка:»Лошадь любит ласку, а автомобиль смазку!».
Вся техническая политика «главного» была направлена на то, чтобы автомобиль работал, а не стоял развалюхой у забора. Он строго спрашивал за перегруз автомобиля, за каждую перебитую рессору из-за неосторожного вождения. Добился, чтобы убираемая свёкла на плантациях вывозилась к дороге, тем самым избавились от буксировки автомобилей трактором через раскисшее поле от осенних дождей. Такая буксировка десятками выводила автомобили из строя на длительное время. Требовал от начальников колон строго следить в каких условиях эксплуатируется автомобиль, как водитель относится  к своему «коню».
В 1964 – 65 годах стал в хозяйство поступать новый автомобиль ЗиЛ-130, сразу полюбившийся и высоко оценённый водителями. Новых ЗиЛов вручали только лучшим водителям, как высшая форма поощрения и признания профессионализма. Здесь слово Виктора Ивановича было самым весомым. Он организовал изучение особенностей конструкции нового автомобиля и его эксплуатации с водителями и слесарями…
Все эти меры, и многие другие, позволяли АТХ иметь самый высокий в области показатель выпуска автомобилей на линию.
Постоянной головной болью «главного» был большой недостаток запасных частей. Он организовал их строгий учёт по каждому автомобилю. Вместе со своими умельцами организовал реставрацию не один десяток деталей в местных условиях. Первым в области применил электродуговую наплавку шеек коленчатого вала, их проточку и шлифовку и десятки автомобилей продолжали работать, а водители получать зарплату.
Теперь трудно вспомнить, в каком году 70-е летия на базе Обловской АТХ был проведён Всероссийский семинар главных инженеров по обмену опытом работы по реставрации деталей и техническому обслуживанию автомобилей. Это была высокая, заслуженная оценка деятельности инженера Богомазова…
«Главный» горел на работе и был убеждён, что только так должны работать все люди. Он во всём отдавал себя общему делу. Да он и не считал, что дело это общее. Это его дело!
Авторитет Виктора Ивановича был непререкаемым. За его фигурой деятельной было и не заметно других руководителей. Некоторые считали, что он «дышит им в спину», мечтает их потеснить в  кресле.
На этой почве возникало непонимание в руководящем «штабе». Оно раскалывало коллектив на сторонников и противников двух руководителей АТХ, что было не на пользу дела.
В те годы часто бывал в автохозяйстве, видел и понимал, что оно стоит, держится на «главном». Виктор Иванович не был карьеристом, ему нравилось его дело, его место.  Работал он творчески, был увлечён самыми разными техническими придумками и не мечтал ни о каком «кресле»…
Дело дошло до бюро ГК КПСС. Состоялся нелицеприятный разговор. Руководитель умело перевёл «стрелку» на «главного». Обвинили, что он слишком увлёкся соблюдением графика технического обслуживания автомобилей, не понимает, «что кровь из носа», а дай автомобиль любой ценой, «надо спасать урожай». ТО потерпит до лучших времён, поучали его на бюро.
Здесь «умели» разговаривать и спрашивать,  не сомневались, что истина дана только им.
Такой тон разговора был неприемлем для Виктора Ивановича,  посчитал себя оскорблённым.  Написал заявление об уходе…
Коллектив АТХ сожалеет об уходе Виктора Ивановича. Люди не понимают, как он мог оставить своё детище, которому отдал столько сил и здоровья.
Два месяца без работы, настигает первый инфаркт (их будет несколько!).
Один за другим прибывают два гонца – приглашают на работу в Облсельхозтехнику.  Посланник Облавтоуправления просит не изменять любимому автомобильному делу, приглашает в Тамбов, обещает квартиру.
В октябре 1974 года Богомазов назначается директором авторемзавода.
Завод – громкое название, «на боку лежащее», запущенное примитивное предприятие, устаревшее оборудование, текущие крыши, разболтанная дисциплина.
Вновь назначенный директор полгода живёт в гостинице, вернее – на заводе день и ночь.
Всё начинает с начала. Добивается направление бригады слесарей с Уварова – реконструкция, ремонт, замена оборудования и безусловное выполнение производственной программы. Автомобильные хозяйства области остро нуждаются в качественном ремонте двигателей.
За четыре года упорной, настойчивой работы завод стал современным предприятием, сложился работоспособный коллектив, исчезли нарекания на плохой ремонт двигателей. Выросла зарплата рабочих, созданы добрые условия труда…
И  в 1978 году новое назначение – директор крупнейшего в области Тамбовского автокомбината. Ему Виктор Иванович отдал около 9 лет и остатки здоровья.
Врачи не умолимы:»Хочешь жить, уходи на пенсию! «Мотор» до предела изношен!...»
В 1987 году Виктор Иванович пенсионер и инвалид 2 группы…
13 сентября 2005 года Богомазова Виктора Ивановича не стало. На похороны прибыли делегации от многих хозяйств, предприятий и организаций…
. В 1971 году Виктор Иванович был награждён высоким орденом – орденом Трудового Красного знамени.
В трудовой книжке множество благодарственных записей –премии, грамоты, ценные подарки. Особенно много, большинство за рационализаторские предложения, совершенствования производства, улучшение условий труда на производстве.
У Виктора Ивановича остались сын и дочь, внук и внучка, растёт правнучка. Все они унаследовали главную черту характера отца и дедушки – ответственное, творческое отношение к работе, порученному делу.
А я почему то вспоминаю памятные со школы слова:
«Гвозди б делать из этих людей,
Крепче бы не было в мире гвоздей!».
В школе нам говорили, что это пролетарский поэт Владимир Маяковский.
Теперь утверждают – Николай Тихонов.
Не столь важно, главное слова правильные и они относятся и к Богомазову Виктору Ивановичу. В Уварово доживающие ветераны его ещё с благодарностью вспоминают, новое поколение и не знает Виктора Ивановича – таков несправедливый закон жизни!
Он всего себя отдал людям. Сгорел на работе…
Удивительный был Человек! Светла память о нём!
К глубокому сожалению, многое, что с непосильным трудом создавал инженер Богомазов Виктор Иванович, время безжалостно уничтожило, пустило по ветру. Пусть останется память о добром и талантливом человеке!
Май 2016 года.                Алексей ЕВДОКИМОВ.


Рецензии