Сквозь годы 71

 
             "Ночи Кабирии". Эссе. Глава 6.

     ...Двойственная и мрачная сила религиозного экстаза по Феллини заключается в том, что человек, на мгновение возвышенный верой, падает ещё ниже, еще болезненнее осознаёт своё несовершенство, свой горький удел. Но в этом осознании - начало человечности. Человек становится мерзок самому себе, вера в высшие духовные ценности отнимает у него последнюю иллюзию - веру в себя как в непогрешимую здравомыслящую единицу.

     Что же приходит взамен этой утраченной иллюзии? Пока только новые иллюзии. Кабирия не расстаётся со смутной надеждой на добро и счастье...

     ...В маленьком жалком театрике выступает гипнотизёр... Кабирия пришла сюда тихая, незаметная... Она отдыхает...И потому она так рассержена, когда её, именно её, зовут на сцену: снова к публичности. Выходит на подмостки - грубая, агрессивная,готовая постоять за себя. Но под гипнозом вдруг ОТКРЫВАЕТСЯ - на радость гогочущей толпе вся её мечта, вся фантастическая идиллия, сотканная одновременно и пошлым, и возвышенным воображением героини...

     Тут всё превосходно найдено Феллини. Гипнотизёт старается выглядеть добрым волшебником, хотя у него на голове дьявольские рожки. У него умные, серьёзные, полные лживого сочувствия глаза. Выразительные, гибкие, эластичные руки, умеющие делать жесты сердечные, вкрадчивые... И за всем этим какая-то дьявольщина, нечто действительно инфернальное, чуточку страшноватое именно оттого, что так умело прячется в доброте, в мягкости, в душевности...

     Сеанс гипноза происходит в обстановке наипошлейшей. Пошлость везде: в зрительном зале, где она, пошлость, многолика, жадная, ждущая то ли "клубнички", то ли сенсации, то ли просто скандальчика. Пошлость на сцене, где грубо размалёванные декорации, где вся бутафория и весь антураж пронизаны бедной постыдной крикливостью мещанской "красоты" предместья. Пошлость за кулисами, где вульгарные фигурантки натягивают чёрные чулки на длинные ноги, затягивают пояса, готовятся к выходу... Пошлость даже во внешнем облике самой Кабирии, в её жалком танце с веночком на голове, в её бедном вдохновении, во всём этом ужасном, в сущности, зрелище душевного стриптиза, свершаемого на потеху и на потребу гогочущей толпы...

     В жажде дешёвых увеселений толпа зрителей теснится вокруг Кабирии и Феллини показывает, как рады они возможности совместно, всем скопом поиздеваться над человеком, высмеять и опозорить лучшие, наивные его мечты. В этот момент Кабирия безоружна перед миром - она открылась, рассказала тайное тайных...

     ...После сеанса её встречает скромный, тихий молодой человек - не "искуситель роковой",чуть сентиментальный, чуть-чуть не от мира сего, одетый бедно, но опрятно... Кабирия вряд ли могла бы им улечься, но и не поверить ему она не могла: кинематографические красавцы в роскошных лимузинах не для неё, а такой вот скромный, стеснительный, терпеливый человечек, - "возможен", это - достоверно... Кабирию и на этот раз губит её "реализм", её трезвое представление о том, КАКОЕ счастье для неё возможно...

         Продолжение следует...

   


Рецензии