РБП-2
Слишком поздно я сообразил,что эти заметки можно было бы назвать "Вторая казнь Достоевского",ну да ладно - коней на переправе не меняют...Итак,вторая серия.
Вторая серия начинается продолжением эпизода в гостиной у Епанчиных,что "не есть хорошо" - эпизоды нельзя разрывать на разные серии.Постараюсь объяснить,почему.
Роман "Идиот" написан отдельными "эпизодами",своего рода "ступеньками":первый эпизод - знакомство князя с семейством Епанчиных,второй - знакомство с семейством Иволгиных и Настасьей Филипповной,третий - вечер у Настасьи Филипповны и т.д..Вся остальная текстовая информация - лишь связующее звено между отдельными эпизодами:нас последовательно ведут по "ступенькам" к высшему накалу эмоций и идей.
Вторая серия продолжает "режиссёрский эксперимент" - игру "в гляделки" между князем и Аглаей:создаётся впечатление,что это чуть ли не "любовь с первого взгляда".Но это не так:если Аглая приглядывается к князю,соображая что-то своё,сокровенное;то,что она старательно прячет от других,боясь насмешек (ибо она точная копия своей матери - тоже "сущий ребёнок",наивный и чистый);то князь Мышкин вряд ли что-то видит перед собой - он поражён и уязвлён портретом Настасьи Филипповны и видит в Аглае лишь что-то "светлое и хорошее",но абсолютно без какого-либо приложения к себе:так мы любуемся чем-то прекрасным в музее - но через миг уже выходим из него.
Ганя,в первой серии стоявший истуканом у стены,наконец-то начинает "шевелиться" - и тут же проявляется слабость игры Лазарева (Надеюсь,вы позволите мне обойтись без добавления "младший" - я считаю это унизительным:знатоки разберутся,кого имеют в виду,а до "не знатоков" и дела нет).Лазарев - не Ганя:он только "изображает" Ганю,в силу своих способностей.Но он не Ганя,отнюдь!Ганя первой части романа - это сплошной комок нервов и эмоций:мало того,что он сам по себе крайне тщеславен и самолюбив,так ещё силою обстоятельств он поставлен в невыгодное положение к самому себе:ему приходиться ради успешной карьеры "наступать самому себе на горло" и унижаться,унижаться,унижаться...Не всякий,даже лишённый амбиций человек,способен достаточно долго выдержать это,а уж Ганя...Вот почему в первой части Ганя время от времени "выпускает пар" и допускает бестактности и откровенное хамство - хотя это не в его характере:просто обстоятельства таковы.
Лазарев же в роли Гани откровенно "ленив" - он "не доигрывает" и "не довзрывается" ежеминутно:он излишне спокоен и неубедителен - в такой то всё решающий,критический момент.
Семейство Иволгиных следует занести в "плюс" сериала - они точны и "бережны" к идее Достоевского,поэтому не будем о них.
Появление Настасьи Филипповны - опять "режиссёрское ноу-хау":опять игра "в гляделки" между князем и Настасьей Филипповной,опять какая-то недоговорённость и многозначительность...По роману Настасья Филипповна замечает князя Мышкина только в момент пощёчины:для неё внове,что кто-то может постоять за женскую честь,тем более чужую.И именно это заставляет её призадуматься и устыдиться своего визита к Иволгиным,хотя до этого она явно наслаждалась реакцией семейства Иволгиных на него.Не забывайте,у Достоевского Настасья Филипповна - "женщин-вамп",последние годы,после переезда в Петербург,получающая удовольствие именно от пикантности своего положения.Это уязвлённое самолюбие,заставляющее вновь и вновь ковыряться в не заживающей ране - и получать от этого неслыханное наслаждение.
Барашкова же Бортко излишне задумчива,излишне грустна и печальна.Режиссёром создаётся впечатление,что она уже озабочена "неправильностью" своего положения.Но это не так:до Ганиной пощёчины князю Настасья Филипповна искренно делила мир на "себя и прочих" и вела своеобразную войну с окружающими её врагами-мужчинами:все как один подлецами и жеребцами и только появление князя заставило её усомниться в правильности такого деления.
Фердыщенко.Откровенный провал - нам показывают первого в мире "блатного в законе".Но это не Фердыщенко - тот ведь тоже "человек на изломе",своего рода "мини-Ганя",в постоянной самогрызне между своими амбициями и своей же самооценкой.
И снова появление "великовозрастного" Рогожина заставляет поморщиться.Машков - хороший актёр,но ему явно не 27 лет:не может "устоявшийся мужик" вести себя так,вот не может и всё тут!
Конец второй серии.
Свидетельство о публикации №219031800622