Предвкушение. Охота на слова

У слова ПРЕДВКУШЕНИЕ несколько синонимов. Предчувствие • ожидание • предвидение • предположение • чаяние • надежда • упование • мечта. Можно подобрать и другие, но ни один из синонимов не может в полной мере отразить то, что передаётся словом ПРЕДВКУШЕНЬЕ или ПРЕДВКУШЕНИЕ, образованное от глагола предвкушать/предвкусить.
Мне кажется, что и английские слова   anticipation, expectation, expectancy (ожидание), foretaste (предощущение), handse  (предвкушение), немецкие слова Vorfreude, Vorgef;hl (предчувствие, предвкушение радости), Vorgeschmack
(предчувствие), французские слова  avant-go;t, avant-go;t [av;;gu] (предвкушение, прообраз) тоже не в полной мере отражают содержание слова ПРЕДВКУШЕНИЕ.

Во времена Владимира Даля это слово ещё не было наполнено тем содержанием, которое  возвысило его над другой лексикой.

ПРЕДВКУШАТЬ, предвкусить что, вкушать что, наслаждаться чем наперед, чувством либо воображеньем, предугадывать будущую усладу. Предвкушаться, предвкуситься, страдат. Предвкушенье, действ. или сост. по глаг. Предвкусие, самое чувство предвкушенья. Толковый словарь живого великорусского языка

А вот Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
ПРЕДВКУШЕ;НИЕ, предвкушения, ср. (книжн.). Действие  по гл. предвкусить-предвкушать; мысленное ощущение чего-нибудь заранее, предварительное переживание воображением чего-нибудь (ожидаемого). В предвкушении удовольствия.

Есть ещё такое понятие, как гедонизм, связанный с наслаждением. Читаем Википедию:
Гедони;зм (др.-греч. ;;;;; «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой. Утилитаризм есть консеквенциалистское этическое учение, которое даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.

Не пробраться сквозь частокол чужих терминов с не всегда ясным смыслом. К примеру, терминальные ценности. Это какие? Связанные с термами, греческими банями, или с терминалами, хабами, накопителями? 

Читем в Википедии:

Терминальные ценности (или предельные ценности) – это ценности, которые относятся к жизненным целям, то есть целям, которых человек хотел бы достичь в течение своей жизни. Инструментальные ценности – это ценности, которые определяют определенные стандарты поведения или определенные способы достижения жизненных целей.

Такая терминология не проясняет, а только больше запутывает. Как тут не вспомнить старый редакционный анекдот?
Молодой журналист принёс материал и отдал редактору. Тот споткнулся на фразе: «Патриции любили проводить время с гетерами в термах». Прочитал её вслух. «Термы?» - спросил редактор. – «Ну, это бани»,  – ответил журналист. - «Так и надо писать – бани. А кто такие гетеры?» - «Женщины, которые и беседы ведут, и массаж сделают, и другие услуги окажут». – «Проститутки, что ли?» - «Не совсем проститутки. Проститутки за деньги, а эти по любви.» - «Как бл%ди? А патриции, это кто? Нельзя ли их как-то по-русски назвать?» - «Патриции – это высшее сословие античного общества.» - «Как нынешние партийцы? Так бы и написал. Что там у нас получилось? Партийцы любили проводить время с бл%дями в банях».


ГЕДОНИЗМ – этическое учение, утверждающее наслаждение как высшее благо и цель жизни.  Это определение из краткого словаря философских терминов.

Я вырос в бедной семье, все много работали, нередко через напряжение, нашу форму существования можно было определить пословицей «не до жиру, быть бы живу». Не хватало элементарного, но я не помню ни одного случая, чтобы в доме не было еды, чтобы спать ложились голодными. Не было добротной одежды, и мать перешивала для нас старую одежду. Я помню, как ходил во второй класс в курточке, сшитой из шерстяной материной юбки. Мне только недавно сестра рассказала, что у соседей умер пятилетний мальчик, старше меня на два года, и всю его одежду передали мне, до школы я был ею обеспечен, а потом шила сестра. Я учился в четвёртом классе, когда стали требовать единой школьной формы. Но приобрести её было трудно: мало их поступало в продажу.

Мы жили в избе, наспех созданной из амбара. Был пожар, и дом сгорел. А новый построить и отделать до войны не успели. Фундамент заливал брат, я ему помогал. Своими силами мы отремонтировали дом, поменяли нижние сгнившие брёвна, перестелили пол, перекрыли крышу, поштукатурили стены. Всё сами, медленно, но неуклонно. И только потом сожгли деревянную кровать с клопами, сожгли старые подстилки, купили матрацы и простыни, а одеяла мать стегала сама, перегородив единственную избу большими пялами. Было и такое, что мать делала одеяло для себя, а готовое продавала, чтобы купить снова ткани и ваты.

Удивительно, но к тому моменту, когда мы чуть-чуть поправили нужду и стали иметь необходимое, на государственном уровне заговорили, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», а коммунизм этот опирался на материально-техническую базу. То есть в Советском Союзе начали создавать общество потребления. Авантюра с освоением целинных и залежных земель обернулась продовольственной катастрофой. Официальная пропаганда не отражала реалии того времени. Народная молва стала острее и объективнее.
«Пережили блокаду – переживём и изобилие»
«Коммунизм не за горами, а мы за горами, Уральскими».
«Говорят, что в Москве кур доят»…
« Какой будет ночная ваза в малометражной квартире? – Такой же, только ручкой во внутрь».

Практика открытых партсобраний закончилась вместе со смертью Сталина 5 марта 1953 года и убийства Лаврентия Берия 26 июня 1953 года. Партия стала скрывать от народа проблемы в стране. В  1962 году на закрытых партсобраниях обсуждали вопрос о добавках в хлеб гороха и картофеля, чтобы скрыть нехватки зерна. И это было сделано на фоне публичной болтовни об изобилии и об удовлетворении всех возникших потребностей.

Воспоминания дают возможность понять, что такие же процессы шли не только в СССР, но и во всём мире. Идеология отступала, идеи материального коммунизма стали ведущими не только в странах социализма.  Одновременно во всем мире  было отвергнуто духовное развитие,  а удовольствие стало считаться высшим благом и смыслом жизни, и нередко единственной ценностью. Естественно, что на всех всего не хватает, потому вошли в традицию закрытые распределители, талоны, списки, записки  и карточки. Гигантские структуры занимались этим и обогащались на дефиците.


Книги вдруг стали предметом дефицита. При органах власти появились самодеятельные организации и любительские объединения, которые совместно с книжной торговлей создавали всеобщий ажиотаж. Как хорошо, что к этому времени я уже не преподавал литературу в школе, свою библиотеку русской и зарубежной классики я успел сформировать до этого ажиотажа. Для меня была важна книга нужного автора, а для кого-то тиснёный переплёт с названием книги и с именем автора. Десятитомное собрание сочинений Александра Пушкина мне досталось с рук, некоторые тома не были открыты ни разу. Я никогда не переплачивал за дефицитные книги, я ждал, когда они становились дешевле, не трясся от предвкушения получить интересную книгу.
В 1975 году я привёз из Чехословакии несколько дефицитных книг, в том числе двухтомник «Воспоминания и размышления» Георгия Жукова. Перед поездкой в Чехословакию я уже прочитал эту книгу, брал у знакомого, сделал выписки. При повторном чтении обнаружил некоторые авторские коррективы в связи с изменением политики партии. Потому меня не удивило, что изменения вносились и после смерти Георгия Жукова в июне 1974 года. На этот феномен позднее обратит внимание опальный писатель Виктор Суворов, цитируя изменения в изданиях мемуаров великого маршала в разные годы.

Книги я привозил из поездок на Украину, со съезда народных депутатов в Москве, из поездки в Курган, где попал на склад книжного издательства. А вообще я попадал только дважды на склады-распределители: в Челябинске - на склад музыкальных инструментов и в Оренбурге - на склад одежды главного универмага. В последнем я купил к своей свадьбе две рубашки и финский костюм. О посещении склада-распределителя грампластинок в  Свердловске мне разсказывал один из участников проходившего там семинара. Его сестра задержалась на работе и он пошёл её встретить. Его пропустили на склад, где в тот вечер под приглядом чиновников из обкома партии и горисполкома уничтожали списанные по идеологическим соображениям пластинки. Среди них были сотни пластинок с песнями Эдит Пиаф.

В общем, тот дефицит, который был в Советском Союзе, явление искусственное. Были структуры, которые наживались на этом и умело манипулировали общественным мнением.

Вот один пример. Мне было 15 лет. Приближалась покосная пора, а у моего велосипеда не было велокамер, старые были заклеены заплатами не на один раз. Я ходил в магазин, но без результата. Посоветовали съездить в Верхний Уфалей, поехал туда, купил. Через год или через два всё повторилось. Поехал в Уфалей – там нет. Купил в соседних Каслях, где огромная полка была завалена велокамерами. А в Кыштым в тот год они ни разу не поступили.

К чему я это вспомнил? Именно в 60-е годы государство своей политикой вызвало у людей предвкушение товарного изобилия, но не смогло обеспечить даже элементарные потребности.

Не осуществлённые в прошлом мечты, желания, настроения и через десятилетия напоминают о себе. Моя ровесница Галина Аверина, проживающая в Каслях, общающаяся с моими однокурсницами, выставила на своих страницах в сети стихотворение девятилетней давности.

Сгорали губы от огня желания,
Тянулись пить нектар с любимых губ.
Как ненасытна жажда обладания!
Восторг души и тела! Море чувств!
Летит куда-то в космос осязание,
И чувственность снимает покрова
С великой тайны, тайны мироздания...
И, как в бреду, счастливые слова...
Пусть жар крови лавиной накрывает
И превращает в бесконечность ночь...
 Ведь руки сильные так бережно ласкают,
И обнимают так, что сердце прочь...      
 Г.А.   2010.

Предвкушения или воспоминания о них сами по себе удовольствием не являются, как не являются и тем, чего желают люди, но они способны влиять на настроения, которые одних возвышают, других раздражают, создают дискомфорт, третьих приводят к взрывам гнева или беспомощности.

Кстати, удовлетворённые удовольствия не делают людей счастливее, скорее, наоборот. Погоня за удовольствиями опустошает человека, получив желаемое, он уже не сможет остановиться, ему всегда будет мало. Отсюда появляются и люди типа «скупого рыцаря», и серийные растлители, и серийные убийцы.

 В советские времена дети партийной и хозяйственной верхушки, находящиеся в условиях материального благополучия, нередко становились угрозой общественному спокойствию, именно они формировали преступные группировки. А после распада Союза произошло имущественное расслоение, казалось, уже единого общества. Теперь дети олигархов и просто богатых сами  устремились в область удовольствий, сами себя обрекли по сути на  вымирание, и вокруг себя создали неблагоприятную среду, основанную на зависти, на подчинении клановым интересам, на стремлении произвести эффект там, где надо бы промолчать и притихнуть.

Яркий пример такого поведения – это пьянка с дорогим шампанским и с исполнением гимна страны после сокрушительного проигрыша в футболе. Проигрыш отпраздновали как победу, чтобы привлечь внимание миллионов молодых людей. Похоже, молодые ведущие игроки Кокорин и Мамаев были использованы деструктивными структурами для создания движения  футбольных фанатов типа украинского «Правого сектора» для участия в борьбе за власть. Имена игроков сразу стали известны, их успехи в футболе и около футбола сразу стали информационным поводом для многих СМИ. Их драки широко освещались, но не всё сложилось так, как задумали организаторы. Они оказались под следствием, их посадили на длительное время в СИЗО и даже репортажи с футбольного матча в следственном изоляторе не прибавили футболистам авторитета. Они уже никогда не смогут стать символами серьёзного протестного политического движения.

У комиссара Катара в статье о гедонизме на сайте проза.ру встретил размышления о том, что природа не терпит однобокости. Для получения олимпийской медали требуются годы упорного труда и страданий, ради того, чтобы обрушившееся на чемпиона удовольствие сохранило его как личность, а его потомков здоровыми детьми. А те, кто хочет результатов добиться с помощью допинга или медицинских средств, нередко обречены, ведь у наркоманов не бывает здоровых детей. Страдания так же необходимы, как и удовольствия. Они тоже предусмотрены природой. И страданиями тоже можно управлять. «Неужели человечество до сих пор не сообразило, что страдание это очень действенное лекарство, горькое, но необходимое для полноценной жизни?» - задаёт вопрос  писатель.

Вот уже более полувека на планете Земля пропагандируется культ удовольствия, материального благополучия в ущерб развития личностных качеств человека. Когда стало ясно, что общество американского типа потребления в буквальном смысле уничтожит планету, начался процесс погружения человека и человечества в первобытное состояние, чтобы он не думал о комфорте своего бытия, а занялся заботой о выживании. Формула «не до жиру – быть бы живу» снова востребована. О высоком, о равенстве возможностей, о духовном просвещении люди мало думают. Образование, основанное на загрузке памяти ненужными сведениями, а не на развитии сознания, тоже ведёт к деградации человека и человечества.

В детстве меня поражали старые советские кинофильмы. Сидишь в кино, следишь за развитием событий, слышишь какое-то слова, разговоры, песни, а выходишь из кино и наизусть знаешь прозвучавшую в фильме песню. И люди пели. В детстве мы не только слышали много песен, мы их пели и в школе, и дома, и на улице. А дорога на грузовике на прополку или уборку овощей в соседнем районе казалась короче, потому что мы пели. А когда дети выезжали на отдых в пионерский лагерь или на загородные дачи, песни звучали непрерывно.

Любимым фильмом предвоенного поколения были «Дети капитана Гранта» (1936). А в фильме звучала песня о весёлом ветре, написанная поэтом Василием Лебедевым-Кумачом и композитором Исааком Дунаевским.

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете,
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры, про синие просторы,
Про смелых и больших людей!

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет.
Кто весел - тот смеётся,
Кто хочет - тот добьётся,
Кто ищет - тот всегда найдёт!

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете,
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про чащи лесные,
Про звериный запутанный след,
Про шорохи ночные, про мускулы стальные,
Про радость боевых побед!

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про славу и смелость,
Про учёных, героев, бойцов,
Чтоб сердце загорелось, чтоб каждому хотелось
Догнать и перегнать отцов!

А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер,
Весёлый ветер, весёлый ветер,
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам песню, чтоб в ней прозвучали
Все весенние песни земли,
Чтоб трубы заиграли,
Чтоб губы подпевали,
Чтоб ноги веселей пошли!

Вот эту песню я полюбил с малолетства и даже солировал, когда мы исполняли её хором во втором классе. А потом на  какое-то время о ней забыли, но в годы моей комсомольской юности снова она зазвучала как ретро, как тоска по более действенному и романтичному прошлому, как предвкушение чего-то грандиозного и необычайно светлого. В 60-е годы был короткий период обращения к опыту 30-х годов, начали вспоминать, как шло строительство Днепрогэса, Магнитки, ЧТЗ, Уралмаша, других гигантов первых пятилеток. Но при этом звучали и нотки высокомерного сомнения, скепсиса и даже какого-то равнодушия. Дескать, было время всенародных подвигов, а нам-то это зачем?  Время показало, что предвкушениям первой половины 60-х годов  так и не суждено было осуществиться. Они остались в нашей юности. Сейчас ничего этого нет. Хотя иногда кажется, что всё лучшее, вдохновенное, справедливое ещё впереди.


Рецензии