Часть 1. Мейерхольд встретил революцию с восторгом

                Во всем мне хочется дойти
                До самой сути.
                В работе, в поисках пути,
                В сердечной смуте.

                До сущности протекших дней,
                До их причины,
                До оснований, до корней,
                До сердцевины.

                Всё время схватывая нить
                Судеб, событий,
                Жить, думать, чувствовать, любить,
                Свершать открытья…

                Борис Пастернак



     Мейерхольд встретил большевистскую революцию с восторгом.
Свою задачу он теперь видел в том, чтобы средствами революционного агитационного театра помогать новой власти.

     В 1917 году он пришел в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. К этому моменту Мейерхольду исполнилось 43 года, он был отцом трех взрослых дочерей.
     В 1919 году он вступил в ВКП(б), несколько месяцев возглавлял Театральный отдел Наркомпроса. Ощутив себя этаким театральным диктатором от большевизма, Мейерхольд объявил  "Театральный Октябрь", надел кожаную тужурку, прицепил парабеллум и потребовал от всех театральных деятелей следовать по его пути.
     Тем, кто не захочет или не сможет, идти намеченным партией большевиков путём, он угрожал, не более и не менее, как расстрелом.

     Во время борьбы с формализмом Мейерхольд мог спокойно обвинять коллег, что по тем временам приводило к закрытию театра и аресту режиссера.

     Мейерхольд тесно дружил с Тухачевским. И, видимо, очень переживал, когда Тухачевского арестовали.
     12 июня 1937 года Тухачевского расстреливают, а через пять дней Мейерхольд пишет в газете «Советская культура»:
     «Недрогнувшей рукой мы обезглавили гнусную кучку заговорщиков, осмелившихся посягнуть на счастье и жизнь страны Советов. В эти дни все наши помыслы обращены к нашему народу, завершающему дело социалистического строительства, к нашей героической партии большевиков руководимой гениальным вождем трудящегося человечества товарищем Сталиным».

     Одним из учеников Мейерхольда был Игорь Ильинский. Но молодой актер ушел от известного режиссера.
     Мейерхольд ставил спектакль «Клоп», где Ильинский играл Присыпкина.
     В одной из сцен Мейерхольд предложил ему залезть на стол, пройти по нему, давя тарелки, а потом грохнуть икону об пол и вытереть об нее ноги — такой вот творческий поиск у режиссера был.
     На что Игорь Владимирович ответил: «Я не знаю, какого вы вероисповедания, но этого я делать не буду никогда!» После чего спрыгнул со стола и ушел.

    Известен так же факт, о котором помалкивают поклонники "гениального режиссера": в 1937 году Мейерхольд написал Сталину письмо, в котором предлагал расстреливать "врагов народа" на сцене его театра. Для приближения сцены к зрителю, так сказать...
    "Как после этого не верить в Божий Суд на Земле и в Высший Промысел?!"

P.S. По человечески невероятно жаль всех нормальных людей, попавших в кровавую мясорубку революции.
    Выход вижу в одном - всему народу, начиная с головы, жить по совести.
Евангелие - "Благая весть".  С совестью - значит с Благою вестью.
    "Что такое хорошо и что такое плохо" объективно может сказать нам только Библия.
 А если ещё проще, десять заповедей:  не убий, не укради, чти отца и мать... Но первая из всех! Я есть твой Господь и не будет у тебя других богов.
    Христос принёс нам всего две Заповеди. И это Заповеди Любви к Господу и ближнему.
 
    Но и сегодня основная масса народа и его руководителей абсолютно не боится нарушать Заповеди, а значит не верит в Господа. А без веры жить - результат  смотрите в истории нашей революции, в сопутствующих ей людских жертвоприношениях  и во многом из нашей современной действительности.


Рецензии