Уваровский партизанский отряд
Современные архивы всё чаще открывают документы, ранее недоступные для людей, интересующихся историей родного края. Люди ещё долго, века будут обращаться к документам Великой Отечественной войны, открывать всё новые её героические и трагические события.
Летом 1942 года Уварово становится прифронтовой зоной созданного Верховной ставкой Воронежского фронта. Кровопролитные бои идут в городе Воронеже. Противник находится в угрожающей близости.
В Тамбовской области начинается формирование партизанских отрядов.
В Уваровском районе в условиях строжайшей секретности формирование отряда поручено первому секретарю райкома партии Сафоновой Елизавете Абрамовне и начальнику районного отдела НКВД Куярову.
К 14 сентября 1942 года формирование отряда в количестве 33 человек, среди них 5 женщин, закончено. Все члены отряда коммунисты. В отряде работники райкома партии, советских учреждений, милиционеры, учителя.
Командиром отряда назначается Васильев Григорий Архипович, 1913 года рождения, председатель райплана.
Много лет спустя приходилось встречаться с этим человеком. В Уварове он был авторитетным, уважаемым и принципиальным человеком.
Формирование отряда было делом чрезвычайно сложным. Проводилось в обстановке строжайшей секретности, да и выбор был небогатый, многие уваровцы были уже призваны на фронт, другие готовились к призыву.
С каждым зачисленным в партизанский отряд проводилось откровенное собеседование, не скрывались трудности, опасность и сложности партизанского быта. Не каждому по плечу.
Будущий партизан писал подробную автобиографию и давал письменную присягу
Текст присяги отражает трагизм, опасность и лютую ненависть к врагу.
Присяга партизана.
Я, гражданка Великого Советского Союза, верная дочь героического русского народа Сафонова Елизавета Абрамовна, 1903 года рождения, уроженка с. Троицкое Троицкого района Николаевской области, УССР.
Клянусь, что не выпущу из рук оружия пока последний фашистский гад на нашей земле не будет уничтожен.
Я обязуюсь беспрекословно выполнять приказы всех своих начальников и командиров, строго соблюдать воинскую дисциплину.
За сожжённые города и сёла, за смерть женщин и детей наших, за пытки, насилие издевательства над моим народом, я клянусь мстить врагу жестоко, беспощадно, неустанно.
Кровь за кровь и смерть за смерть.
Я клянусь всеми средствами помогать Красной Армии уничтожать бешенных гитлеровских псов, не щадя своей крови и своей жизни.
Я клянусь, что скорее умру в жестоком бою с врагом, чем сдам себя, свою семью и весь советский народ в рабство кровавому фашизму.
Если же по своей слабости, трусости или злой воли я нарушу эту свою присягу и предам интересы народа, пусть я умру позорной смертью от руки своих товарищей.
Подпись Сафоновой. 15.09. 1942 года.
Присягу письменно давал каждый партизан.
В архивном деле Уваровского партизанского отряда хранится донесение в Обком ВКП(б) о наличие оружия: винтовок 6 шт., наганов – 18, пистолетов – 3. Ружья – 39, пороха – 150 кг, бутылок – 600 штук.
Вооружение для 33 человек бедное. Рассчитывали, что партизаны добудут себе современное оружие в бою, при нападении на немецкие склады, подберут на местах боёв.
Имелись запасы продуктов: сухари – 2т, крупы – О,3 т, муки – 1т, масло растительное – 0,3т, сахара – 0,3 т, овощей – 3,5т. Спичек – 4500 шт., мыла – 30 кг, соли – 1т.
Запасы хранятся на базе РПС, как неприкосновенный запас.
Партизаны проходили военную подготовку вместе с формируемым в Уварове народным ополчением. Учились снаряжать бутылки с горючей смесью, применять против танков. Обучались подрывному делу на железной дороге. Учились тому суровому военному делу, что завтра потребуется в бою. Занятия проводили офицеры запаса, по каким либо причинам не призванные на фронт.
Военная обстановка становится всё более тревожная. Ожесточённые бои идут в городе Воронеже. Уваровский район объявлен в прифронтовой зоне. В районе формируется 4-й сабельный эскадрон, дислоцируется воинская часть, готовящая собак-подрывников танков противника. Собаки размещаются в церкви, закрытой в 1937 году. По Первомайской улице ходит танк, сотрясающий стёкла домов холостыми выстрелами, приучают собак бросаться под танк…
За редким исключением ежедневно Уварово получает телеграммы Облисполкома для беспрекословного исполнения:» Через район проследует воинская пешая команда. Обеспечьте ночлег, питание…», «Примите и разместите беженцев, эвакуированных…», « Под вашу личную ответственность, обеспечьте очистку железной дороги от снежных заносов…», «Окажите помощь проследованию двух тысяч голов скота из оккупированных областей через ваш район…». «Обеспечьте сдачу крови донорами для мучкапского госпиталя…».»Организуйте колхозные детские дома для эвакуированных детей-сирот…».
Редкий домик уваровца тогда не принял семью эвакуированных. Сами осиротевшие, часто уже потерявшие в бою мужа-кормильца, сына голодные делились с беженцами последним.
Читая теперь эти обжигающие сердце документы, вспоминаю личное прикосновение к тем годам.
Поздней осенью 1960 года, будучи молодым солдатом танковой части в городе Хмельницком на Украине, получил в письме мамы поручение дяди Фёдора Ивановича – посетить семью, проживавшую у него в войну и передать привет, расспросить, как семья живёт теперь и помнят ли их.
В одно из увольнений разыскал адрес, звоню в дверь. Встречает седой пожилой человек. За его спиной удивлённая пожилая женщина и двое подростков, мальчик и девочка.
-«Заходи солдат. С чем пришёл?»- спрашивает хозяин.
-«Я из Прогресса! Принёс вам привет от Фёдора Ивановича…»- отвечаю.
Мне никогда не забыть того дня. С каким радушием, теплом душевным, как родного сына приняли. Усадили за стол, угощали и целый день расспросы, воспоминания со слезами и радостью, благодарностью.
Вспомнили и меня:» Белоголовый, кудрявый. Босиком бегал по посёлку…».
И теперь уже дальние потомки тех святых людей в современной «Незалежной» враги?!...
Возвращаюсь к документам архивным…Всё срочно, безотлагательно, с ответственностью по законам военного времени…
Ночью и днём через Уварово летят фашистские самолёты бомбить Тамбов. Наши самолёты с аэродромов Токарёвки, Ржаксы, В.Чуево, Платоновки, Никифоровки идут с рёвом в ночном уваровском небе бомбить немцев в Воронеже, Сталинграде…
В то суровое время слова «Всё для фронта, всё для победы!» воспринимались уваровцами как необходимый образ жизни. Военной, суровой жизни: похоронки, слёзы, холод и голод, больные дети, эвакуированные, отправка сына, дочери на оборонительные работы, сбор тёплых вещей для воюющей армии, деньги на танковую колонну, помощь госпиталю в Мучкапе, расчистка железной дороги от снега, обмолот хлеба из скирдов в январе…
Да разве можно всё перечислить, что война взвалила на плечи измождённые народа!
Читаю в архиве протоколы заседаний бюро Тамбовского обкома ВКП(б) (первый секретарь НА Логинов). Нарком обороны СССР маршал Тимошенко 23 июня 1941 года объявляет мобилизацию…Явка на мобилизационные пункты около 100%. Мобилизуется автотранспорт.
Уваровский РВК- по мобилизационному плану должен в первый день войны призвать 1091 человек, 23 июня явилось 1063.
В районе принимаются меры к охране жизненно важных объектов, для выявления дезертиров, вражеских разведчиков, паникёров. Всего имелось в тот год и в здоровом уваровском организме.
Нам теперь трудно представить, как со всеми этими трудностями, бедой, потерями близких справлялись наши родители, деды и прадеды.
Верили они в правое дело, верили в Победу.
И теперь по справедливости в колонне «Бессмертного полка» нам бы нести портреты и тех мужественных «тружеников тыла», подзабытых в наши дни.
Слушаю «телевизионных спецов – критиканов» бессердечных и беспамятных в наши дни, думаю, вот бы тебя хотя бы на один месяц «окунуть» в ту жизнь…
В одной из встреч с постаревшим человеком того грозного времени услышал от него мудрые слова: «Кто видел военное лихолетье, тот не забудет никогда!!».
Не забыть бы и их детям, внукам!
Апрель 2017 года.
Свидетельство о публикации №219031901000