Беседа 14. Стояние на Угре

- Кто не знает этой истории о победе Русского оружия! Путем стояния в течение нескольких дней наши смогли разгромить татарские войска без единого выстрела, а те, которые остались в живых, погибли во время бегства. Правда, Ахмат1 рассказал нам  другую историю, что, якобы, пришлось войска срочно перебросить  то-ли в Литву, то-ли в Крым. Но не это интересует нас сейчас. Речь пойдет о подвиге стояния. В житиях многих святых упоминается этот подвиг. Наш  преподобный Серафим2 находился в этом состоянии ровно три года. Сохранился камень,  на котором он стоял, и дерево, на котором он делал зарубки, естественно, стоя. По зарубкам потом и определили продолжительность акции. Некоторые скептики злословят по этому поводу, спрашивают, а как было  дело с кормлением, с отходами. Нет объяснения делам Господним.  Это стояние, очевидно, дало ему силы совершить многие богоугодные дела. Иначе как объяснить копание «канавки»3 и многое другое, что в точности исполнилось и, несомненно, сбудется и в будущем, вплоть до конца света, когда все погибнут, а оказавшиеся за канавкой спасутся. Я ходил вместе с другими паломниками по этой канавке. Действительно длинная и глубокая. Большой труд. Копал в основном сам, девицы монастырские ленились и не всегда участвовали в этом деле.

- Думаю, что он использовал ров как ограждение территории вместо забора, на который у него не было средств, - высказал сомнения по поводу святости канавки Федор Михайлович.

- Что бы то ни было, а территорию огородил не малую, предвидел ее высокую стоимость в будущем и заложил возможности для широкого строительства.

- В Оптиной4 ногу поставить некуда – все застроено, а здесь можно каждый год по храму строить. И строят и несут паломницы деньги на постройки, надеются кто на родовспоможение , кто жениха непьющего найти. Разрастается монастырь, как и заповедовал Серафим – все сбывается, - рассуждал Николай Васильевич.   

- В народе давно знали о чудодейственных свойствах стояния, и стояли при каждом удобном случае, в основном в очередях за «дефицитом»5. И не потому, что им чего-то не хватало, наоборот, деваться было некуда в квартирах от приобретенного, - стояли, потому что вера была.  Чего только не было на этих складах. У одного моего знакомого хранился там мебельный гарнитур для трехкомнатной квартиры, хотя жил в одной комнате, несколько популярных в то время чайных сервизов «Мадонна», три транзисторных приемника «ВЭФ»6, несколько женских шуб, хотя был не женат. Ну, а ковры, свернутые в рулонах, ела моль под кроватью. Стояли, потому что понимали, что господь поможет.
- Ты, Федя, тоже бы постоял, -предложил Лев Николаевич.

- А для чего?

-Ты ничего не понял. Тебе господь не поможет.

28 декабря 2016 г.

Примечания:

1. Поход хана Большой Орды Ахмата на Москву в 1480г.
2. Серафим Саровский - основатель Дивеевской обители, 1754-1833.
3. Ров вокруг монастыря.
4. Мужской монастырь "Оптина пустынь" ХIVв.,один из духовных центров России.
5. "Дефицитом" в советское время называлась нехватка товаров народного    потребления.
6. Известный в советской Латвии электротехнический завод.


Рецензии