Как нас учили
В Караганде прошло мое детство до 1943 года. В школу я пошел в год начала войны. Несмотря на трудности, учебный процесс обеспечивался, исправно топились печи в классах и были учебники, а вот с тетрадями было плохо. Отец мой работал заместителем главного бухгалтера (у него был каллиграфический почерк), он приносил всякие амбарные книги, и мы на них писали. Но тетради по чистописанию были стандартные, как надо, и чистописанию учили очень тщательно.
В связи с этим, когда узнаешь, что в каких-то экспериментальных школах, детей вообще не учат писать, а все набирать на компьютере. По-видимому, некоторые деятели от образования, непонятно только, сознательно или бессознательно. свихнулись от супер компьютеризации. Подумали бы они, как будут жить эти дети, вынужденные постоянно носить компьютер и какие у них сформируются мозги. Но это опять же из области сознательного отупления молодежи. Французы это уже прошли: ученики пятого класса не могут в уме сложить 5+8.
Я помню свою первую учительницу – Анну Федосеевну, она со мной занималась отдельно, после уроков, потому что я никак не мог понять, что такое ударение в словах.
В 1943 году наша семья переехала в г. Темиртау. Там жить было легче, чем на Пришахтинском поселке, в Караганде, потому что хорошо росла поливная картошка, а еще у Каргрэса, где работал главным бухгалтером мой отец, было подсобное хозяйство. Нас поселили на Первомайском переулке в халупку, сложенную из камня с глиняным полом, но на нем лежала кошма толщиной не меньше двух сантиметров, которая досталась от предыдущих хозяев, и было тепло. И я до сих пор помню, как мы приехали из Караганды в кузове грузовика, поверх скарба, ели здоровенные картофелины в мундире. Картошка в мундире и сейчас является моим любимым блюдом. В Темиртау еще была маслобойка и мы пробавлялись жмыхом, чаще всего хлопковым, а реже подсолнечным, это для нас была халва.
Фундаментальное образование из халупки-мазанки
На представленном выше снимке – вид с вертолета на поселок Самарканд, на основе которого в 1944 году был образован город Темиртау (Железная гора). В этом же году там был запущен передельный металлургический завод – первенец казахстанской металлургии, что в какой-то мере повлияло на мой выбор профессии.
Среди этого нагромождения мазанок, чуть левее центральной части снимка, была примазана и наша квартирка, общей площадью около 25 кв. метров, где и жила наша семья: родители и мы – трое братьев. Два маленьких окошечка выходили в переулок, а окно в кухне было в потолке. В нашем конгломерате было 6 соседей слеплено, а были конгломераты, где торчало по 10-15 труб. В центральном Казахстане леса нет, все делалось из самодельных глиняно-кизячных саманов.
В этой квартирке я жил и учился с 3-го по 10-й класс.
Здесь я и окончил среднюю школу, о которой особый разговор.
Школа-семилетка находилась в 10 минутах ходьбы от этих мазанок, это было красивое двухэтажное здание с колоннами. К началу обучения в 8-м классе была построена трехэтажная школа-десятилетка №1, которую я окончил в 1951 году.
Учителя у нас были «классные», так бы сейчас учили. Математик - Даниил Борисович, кореец по национальности, заложил интерес и прочнейшие знания по математике, они не раз помогали мне в жизни.
А благодаря Нине Николаевне (кстати, жена математика) я полюбил стихи, особенно, когда она читала Пушкина. До этого я вообще не понимал смысла поэзии, что это, можно сказать музыка.
А Валентина Александровна Макарова (завуч, преподавала химию) посоветовала мне поступить в СМИ, что и определило мою жизнь.
Георгий Автономович – тоже фронтовик, со шрамом на лице. Как он преподавал нам географии: СССР и Капиталистических стран. До сих пор помню, например, роль плотности населения в экономике страны и не понимаю, почему этой истины не понимает наше правительство. Зачем вместо заселения Сибири расстраивать вторую Москву, чтобы отдать Сибирь китайцам? Наверное, их плохо учили или не тому, что надо.
А физик Феликс Николаевич (инвалид-фронтовик на одной ноге и примитивной деревянной култышке), как жизненно он преподавал физику, я до сих пор помню, почему озера и реки не промерзают до дна.
Кстати, лет 7-10 назад (до эпохи ЕГЭ), когда я задавал этот вопрос студентам, в группе еще находилось несколько человек, которые как-то могли это объяснить. Сейчас в группе (даже магистров) не находится ни одного студента, кто мог бы ответить на этот вопрос. Это еще один, очень наглядный пример функционирования системы оболванивания молодежи.
И еще немного о методике и организации тогдашнего нашего образования.
Понятно, что уроки по математике, русскому языку или литературе, физике или химии были ежедневно, было много географии, ботаники, биологии и зоологии. В 10-м классе была астрономия и даже логика, очень, кстати, важная наука, способствующая правильному мышлению и принятию решений. А математическая логика, которую мне пришлось изучать несколько позже в аспирантуре, это основа алгоритмов и программ для ЭВМ.
Таким образом, я оказался уже как-то подготовлен к этому, получается, что образование было опережающим. Когда мы учились, компьютеры только зарождались, об их существовании мы даже не слышали, первая ЭВМ – « Стрела» появилась в СССР в 1951 году, как раз, когда мы окончили школу.
Экзамены мы сдавали, начиная с 4-го класса, в 5-6, а также в 8-9 классах были испытания почти по всем предметам. В 7-ом и 10-ом классах экзамены по всем предметам, включая казахский язык.
Домашние задания давались практически по всем предметам, в сумме, по-видимому, порядка часа на два: это задачи по математике и физике, пересказы тем по предметам, изложения, частые и большие сочинения, то есть образование было направленно на подготовку грамотных, творчески мыслящих специалистов и членов общества, а не бездумных потребителей.
И когда слышишь из этого пресловутого «ящика», что инициируется дискуссия о возможности отмены домашних заданий школьникам, размышляешь: откуда это все идет.
Ни один нормальный педагог не додумается до такого абсурда, потому что это будет полное верхоглядство и никаких знаний, тем более творчества, но кому-то это надо.
Вот таким образом, на примере собственной жизни, безо всякой статистики я попытался показать, какое у нас было образование и каким оно стало в результате этой, так называемой оптимизации, а доломали с помощью пресловутого ЕГЭ. Кстати, науку и интеллект доламывают также с помощью заимствованного за рубежом показателя, так называемого индекса Хирша.
Теперь забота ученых в университетах о том, как раздуть этот индекс количеством статей, естественно, не качеством, к которому, якобы стремились. К тому же ещё нужно платить американцам и англичанам большие деньги за то, чтобы попасть в их базы данных, при этом ещё и переведи свои статьи на русский язык и подай им на блюдечке, в то время как раньше они переводили русские статьи сами.
Вот так пало российское образование и наука, обеспечившие нашей стране в 60-70-тых годах невиданный научно-технический уровень.
А Япония (стремящаяся к всеобщему высшему образованию), Южная Корея, Гонконг и Китай не поддались этим тенденциям и наглядно показывают всему миру, что только с помощью интеллекта страна может достигнуть экономических и социальных успехов.
Чтобы не заканчивать на совсем уж грустной ноте, хочется надеяться, что в конечном итоге здравый смысл должен победить. Пока еще, вопреки всему, находятся молодые люди, стремящиеся и к хорошему образованию и в науку.
Свидетельство о публикации №219031901147
Евгений Медиокритский 01.04.2019 22:58 Заявить о нарушении