Суворов 4. Военное искусство

                Сей лавры все пожав, с природою сражался,
                Героев древности далёко превзошёл.
                Ко славе тесным мир ему наш показался,
                В страны неведомы с бессмертьем перешёл.
                А.Сумароков

В европейской истории не было более полного и цельного типа военного человека, чем Суворов. Вот определение адъютанта, личного секретаря и биографа полководца Фридриха Антинга: «Все его личные качества, свойства, понятия, привычки, потребности, всё было тщательно выработано им самим и применено именно к потребностям военного дела, которое с детских лет играло первенствующую роль в его жизни и руководило им».

Основная заслуга Суворова при ведении боевых действий, особенно полевых сражений – полный отказ от линейно-кордонной тактики, которую применяли до него все европейские армии. Эта тактику использовал и любимец Петра III и Павла I король прусский Фридрих II. Тут надо ещё отдать должное русским фельдмаршалам П.Салтыкову и П.Румянцеву первыми начавшими отвергать эту громоздкую систему. Суворов же полностью опрокинул её увидев недостатки: разбросанность сил, лёгкость прорыва фронта противником, медлительность маневрирования, трудность управления и невозможность сосредоточить ударную массу в решающем пункте. У Суворова боевой порядок основывался на применении колонн в сочетании с рассыпным строем. Эта тактика больше соответствовала инициативе и наступлению. Она же позволяла в интервалах между колоннами и по флангам применять при необходимости артиллерию или кавалерию. Эти же методы перенял и позже с успехом применял Наполеон. Как-то в споре, на тему тактики построения войск, с австрийским эрцгерцогом, Александр Васильевич в сердцах изрёк:  «Суворов разрушил современную военную теорию, потому правила искусства принадлежат ему».

Но это только одна суворовская опора приводящая полководца к неминуемой победе. Вторая – русский солдат. Сила духа, энергия и упорство его всегда были так велики, что он способен одолевать самые невероятные препятствия: физические лишения, суровейшую природу и сильнейших врагов. Этому есть объяснение. Все европейские армии, за исключением пожалуй Швеции, комплектовались принудительно завербованными солдатами или наёмниками. Эти кадры подвергались муштре и лишались инициативы – таковы были требования кордонно-линейной тактики. «Солдат есть простой механизм артикулом предусмотренный» - тупо вторил прусскому королю Павел I. Стойкость наёмников в бою была не велика, что подтверждает и сам Фридрих II ознакомившись с боевыми качествами русской армии ещё в 1758 году под Цондорфом: «Этих русских можно перебить всех до одного, но не победить. Они держатся крепко, тогда как мои негодяи с левого крыла меня покинули, бежав, как старые бабы».

В русских войсках, ещё со времён Петра I наёмных солдат, тем более нерусской национальности не было. Воинские формирования рекрутировались исключительно из великорусского крестьянства. Объявляя набор, власти только указывали, сколько рекрутов должно поставить село(обычно одного на 140 человек). А вот, кто именно будет представлять честь села в армии, решал сельский сход, «мир». Поэтому русские солдаты были чрезвычайно восприимчевы к идеям боевого служения отечеству. В тоже время среди них широко было развито чувство товарищества, взаимной выручки и братства по оружию.

И вот, на этой благодатной почве проявилось истинное величие Суворова в обучении и воспитании войск. Уменье – это только половина успеха, не менее важна моральная сила армии, её дух – утверждал полководец. Сила духа преодолевала всё и торжествовала над трудностями и невзгодами. Вот каковы характерные черты русского солдата: несокрушимая стойкость и упорство в бою; отвага; инициатива и находчивость; умение стойко переносить лишения; умение приноровиться к условиям местности, технике и тактике неприятеля. А если применительно непосредственно к Суворову - появлялась у русского солдата ещё одна черта – вера в полководца и неминуемую победу над врагом. Поэтому солдаты в походах пели:

                Казаки, карабинеры,
                Гренадёры и стрелки
                Всякий на свои манеры
                Вьют Суворову венки.

Охарактеризуем Суворова как тактика и руководителя сражения. Придавая значение разведке и рекогносцировке, он не был приверженцем какой-либо схемы и всегда подчёркивал вред схематического мышления. «Я гляжу на предметы только в целом, - говорил он. – Вихрь случая переменяет наши заранее обдуманные планы». Но даже этого Суворову было мало, его мысль опережала события боя. Он, как никто, умел индивидуализировать обстановку и на основании этого строить свою тактику. С турками он сражался иначе, чем с поляками, с французами – иначе, чем с турками. Мало того, он примерялся даже к личности командующего неприятельской армией, к его темпераменту и военной манере. Придавал большое значение быстроте и внезапности, но ещё больше всесокрушающей силе удара: парализующей, деморализующей противника и приносящей победу. При этом Суворов не только руководил боем, он сам бросался в самые опасные места, личным примером воодушевляя войска. Под Кинбурном он дважды останавливал отступающие части и вёл их снова в бой. То же было под Треббией и Нови, то же происходило в Пруссии, Швейцарии, Польше и в Кубанских степях. Не раз судьба сражения или даже кампании висела на волоске, но каждый раз Суворов своей волей, духом, энергией, полководческим мастерством, ломал ситуацию и побеждал.

Сейчас обозначим наиболее известную, но сокращённую формулу Суворовского полководческого искусства: ГЛАЗОМЕР, БЫСТРОТА, НАТИСК. Но ему был не чужд и наполеоновский подход: Нанести удар в нужный момент и в нужном месте. Если развернуть суворовские принципы военных действий, они будут выглядеть примерно так:

1.Отсутствие застывших схем. 2.Тщательное изучение противника, его сильных и слабых сторон. 3.Правильный выбор направления главного удара. 4.Отсутствие боязни окружения. 5.Тщательная разведка сил и позиции противника. 6.Сокрушительная энергия атаки. 7.Обязательное выделение резервов. 8.Неослабное преследование разбитого противника, вплоть до полного его разгрома.

Перечисленные позиции касаются военной тактики, в которой Суворов был так велик, что никто не осмеливался оспаривать это величие, особенно на поле боя. А вот к Суворову стратегу некоторые западные историки относились скептически.  Но взглянем на определение военной стратегии: « ... высшая область военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки вооружённых сил, планирование и ведение войны».(СВЭ) Соответствует ли этим требованиям великий полководец? Вот тут мы с западными умниками не согласимся. А кто, ещё будучи полковником, составил и претворил в Суздальском полку «Полковое учреждение», где содержатся основные положения и правила по воспитанию солдат и боевой подготовке войск? А кто в 1795 году написал «Науку побеждать» в которой раскрывает секреты своей непобедимости? А главное на практике постоянно доказывает превосходство своих методов обучения и воспитания войск. Мало того, обучение происходило в кратчайшие сроки, прямо в ходе военных компаний. И это не всё. При нём, под его руководством, даже союзники начинали воевать лучше - взять тех же австрийцев.
 
А сейчас о «планировании и ведении войны». И тут Суворов верен себе, придерживаясь стратегии сокрушения. Надо отыскать армию противника, принудить её к сражению, разбить решительным ударом, нанесённым со всей возможной силой, и неотступным преследованием добиться полного разгрома этой армии. А в неоднократных высказываниях окружению, великий полководец был ещё лаконичней: «Надо найти противника и уничтожить его». Такова была стратегия гения войны.

А сейчас сравним военные достижения наиболее известных полководцев. Кутузова мы уже рассматривали, но даже отблесков величия Суворова на нём не нашли, к тому же пришли к выводу, что тому больше всего подходит определение «мастер ретирад». Прусского короля, восхваляемого некоторыми современниками, Фридриха II можно вообще не учитывать из-за малого количества сражений им проведённых, да половину из них проигранных. А если к этому добавить его принцип: «Без важных причин никогда не начинайте боя», то сравнивать его с Суворовым было бы унизительно для последнего. Остаётся Наполеон со своими тоже 60-ю сражениями. Но ... остановимся на некоторых из них:

Битва при Прейсиш-Эйлау 8 февраля 1807 года. Равное количество солдат и орудий с русской и французской стороны. И равное количество потерь сторон, то есть боевая НИЧЬЯ. Причём командовал русскими войсками далеко не самый выдающийся генерал Леонтий Беннигсен.

Асперн-Эсслингская битва 21-22 мая 1809 года. Противник Наполеона - австрийцы во главе с эрцгерцегом Карлом. ПОРАЖЕНИЕ Бонапарта - то есть французы отступили, покинули поле боя.

Сражение при Лютцене 2 мая 1813 года. Французов 100 тысяч против русско-прусской армии в 73 тысячи солдат под руководством далеко не самого крупного военачальника Петра Витгенштейна. Потери одинаковые, примерно по 20 тысяч человек. НИЧЬЯ.

Сражение при Бауцене, 8-9 мая 1813 года. 143 тысячи французов против 93 тысяч русских и пруссаков под командой того же Витгенштейна. Французы потеряли до 20 тысяч войск, русские и пруссаки – 12 тысяч. Наполеон по результатам сражения: «Как? Такая бойня и никаких результатов!» Опять НИЧЬЯ!

Битва под Лейпцигом, или так называемая Битва народов, 16-19 октября 1813 года. Потери наполеоновских войск – до 80 тысяч, потери союзников – 54 тысячи человек. Полный разгром, яркое ПОРАЖЕНИЕ Бонапарта.

Ватерлоо, 18 июня 1815 года. Последняя сражение Наполеона и его ПОРАЖЕНИЕ. Наиболее красочно и возможно достоверно эта битва описана в романе В.Гюго «Отверженные». Именно в этой битве были произнесены генералом Пьером Камбронном самые знаменитые слова характеризующие наполеоновскую гвардию: «Merde! La garde meurt, mais ne se rend pas!» (Дерьмо! Гвардия умирает, но не сдаётся!) Варвары англичане не в силах раздавить пехотой и конницей последний батальон французской гвардии, выстроенный в каре, расстреляли его пушечной картечью. А чтобы сделал на месте англичан Суворов? Представляется два варианта. Разметал бы гвардейцев штыками своих гренадер, или, преклоняясь перед их доблестью, выпустил с поля боя с оружием и развёрнутыми знамёнами. Сопровождая выход почётным боем своих барабанщиков.

Примечательно одно высказывание великого француза на острове Св.Елены. Когда Наполеону вновь предложили высадиться на континенте и низложить Бурбонов, он грустно ответил: «Как я могу? Со мной нет батальонов Старой гвардии». Сторонники с воодушевлением: «Будет новая гвардия, молодая, лучше старой!» Ответ: «Лучше моих батальонов Старой гвардии ... могут быть только суворовские гренадёры».
 
На этой, характеризующей великого полководца цитате можно было бы закончить повествование, но хочется ещё раз подчеркнуть, что Суворов был создан только для армии и войны. Находясь в опале, отстранённый от войск и войн, он хирел и чах. Образно выражаясь, он хорошо спал только под грохот пушек. Так было с ним всю жизнь, до глубокой старости. Когда находившемуся опять в немилости, лежащему на смертном одре генералиссимусу доложили, что до него есть дело, с Суворовым произошла мгновенная перемена: «Дело? Я готов!» - произнёс он окрепшим голосом. Но оказалось попросту, что один генерал желал получить пожалованный ему орден из рук генералиссимуса.

6 мая 1800 года величайшего полководца всех времён и народов не стало.

P.S. Настоящая статья не претендует на раскрытие всех черт характера и всех граней военного дарования А.В.Суворова. Автор только хотел подчеркнуть особую исключительность личности военного гения, с которой не может сравниться никто. А обилие цитат в тексте относится, за редким исключением, к его современникам, для которых недостижимое величие полководца было неоспоримо. Но, к сожалению, время стирает яркость и непревзойдённость образа Суворова. И сейчас для обывателя имена Кутузов и Суворов равновелики, а это далеко не так. Ещё позволю себе один пример отношения современников, даже бывших неприятелей полководца к его памяти. В 1812 году дочь полководца Наталья проезжала с детьми через занятую французами Москву, направляясь в Петербург. Её задержали и доставили к генералу для допроса. Узнав, что перед ним дочь Суворова, французы тотчас пропустили её, отдав ей при этом воинские почести.

Вильнюс, 19 марта 2019 года.


Рецензии
Хороший был воин, гражданин, полководец мой тезка!

Александр Щербинко   09.06.2022 22:30     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание, с расположением,

Александр Волосков   12.06.2022 10:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.