Взбесившийся автобус
Теперь уже точно и не вспомнить, как именно Оксанка Червоненко затащила её из киевского ВУЗа прямо в Femen. Но как-то увлекла новой идеологией женской борьбы и перезнакомила со всеми девчатами. Ритка сначала пугалась и стеснялась, но сходив пару раз на голые митинги, воодушевилась. К тому же Оксанка читала лекции, ну очень вразумительные.
- Сейчас люди живут в обществе, в котором прослеживается экономическая, культурная и идеологическая оккупация, - учила Червоненко. - Внутри этого общества женщины просто рабы, они не имеют права собственности даже на собственное тело. Это не одевай, так не красься, на других не смотри! Именно так каждая женщина подвергается жесткому контролю со стороны мужчин. Наши тела стали объектами уродливого использования патриархатом, мы для них не только инкубатор для производства наследников, но и средство получения огромной прибыли, как через порнографию, так и через институты соблазнения. Надо признать, что мужики нас используют и нами пользуются. Но если мы сплотимся и наконец откажем мужчинам в сексуальном плане, то это будет ключом к нашей свободе.
- Точно, - поддакнула тогда какая-то жирная баба, глядя на которую, не очень-то верилось в тоталитаризм патриархата.
- Через контроль над сексом с мужчинами, мы поставим их в полную зависимость от нас. Через нашу обнаженность, дразня их своей сексуальностью, мы станем могильщиками патриархальной системы! Это будет наш, женский, боевой манифест, ради освобождения нас от диктата мужчин! – вошла в раж Червоненко.
Все захлопали и заскандировали: «Femen! Femen! Femen!». Ритка тоже. Заседание проводилось в обнажённом виде, чтобы девочки привыкали к наготе.
- Таким образом, - продолжала Оксанка, - голые атаки нашего движения проявят себя как обнаженный нерв в конфликте с мужским деспотизмом! Наша нагота послужит наглядной и адекватной иллюстрацией к женским требованиям! С помощью голых тел активисток выразится неприкрытость чувств к ненавистному патриархату! Обнажённая грудь станет нашей боевой амуницией и новой революционной эстетикой!
Правда Ритка Бондарь сначала ничего не понимала, и никак не могла увязать свои сиськи с революцией, но вспомнив картину Эжена Делакруа, где какая-то баба с обнажённой грудью размахивает французским флагом и идёт по горе трупов, быстро врубилась в принцип движения Femen. А после первого своего голого протеста, Ритка почувствовала себя необыкновенно счастливой и вполне комфортно. Был момент, когда она даже возбудилась и прокричала лозунг более сдержанно. Уж в такое революционное время она попала, что аж дух захватывало.
Спустя время свергнули Януковича с «Беркутом», изгнали почти всех коммунистов с кацапами, и вот-вот должно было наступить европейское чудо. И всё за столь малый период истории, что некоторым и не снилось. Да она и сама не мечтала, не знала даже, что так можно. А вот, поди ж ты. Теперь революция была во всём и везде, все стали братьями и сёстрами, товарищами и единомышленниками, а Украина превратилась в соль земли. Даже в далёком Гондурасе узнали, что такое Майдан и Femen. Было здорово. Но вскоре пришлось перебраться вместе с другими в Париж. Менты и СБУ то и дело гоняло девчонок и охаживало резиновыми дубинками.
А там, в Париже, Ритка не только помочилась перед репортёрами на изображения врагов Украины, но и познакомилась с несчастным беженцем из Конго, поэтом Мгангой Мбумбой. Он читал ей свои стихи и потом на ломаном русском языке объяснял, о чём они. Оказалось, что Мганга учился в Москве в Дружбе народов и неплохо изучил русский язык.
- А ты в Киеве был? - спросила Ритка, когда они гуляли после очередного митинга.
- Не-а, - ответил негр и улыбнулся. – А ты Африка бил?
- Не-а, - сказала Ритка. – Но в Москве была.
- Россия, она объединяет, - заявил Мбумба. – И Африка, и Китай, и хохлы, все там.
- Что там? – не поняла Бондарь.
- Все вместе живут в одной комната.
- Ты про общагу?
- Про дружбу, глупый ты, - Мганга улыбнулся.
Ритка его не понимала, у Мбумбы по её мнению был просто африканский менталитет, и как ему объяснишь, украино-российские противоречия. Но попыталась:
- Целями Украины является совершенная победа над Россией. С помощью отважной силы и на личном примере мы стали инициаторами глобального самосуда украинцев над русскими, у которых дух выражен в форме рабства.
- Чего? – изумился негр.
- Ну, в общих чертах, они все рабы, стоят на коленях — такая их ментальность. У нас разная ментальность. Понял?
- Ха-ха-ха, ты Ритка, говорить мне о рабство? Ха-ха-ха! – Мбумба глядел на Ритку и смеялся. - А почему так, что русские рабы делать более независимый политику, чем украинские нерабы?
- С чего ты взял? У нас майдан был, мы выгнали продажного Яныка, а у них Путин двадцать лет у власти! Так живут только в рабском обществе, - Ритка даже возгордилась.
- А Меркель? Она тоже двадцать лет. Немцы тоже рабы?
- Ну, это другое.
- Глупый ты, Ритка. Я знаю, что есть рабство, ты нет. Тебе это только пустой слово. В Конго это целый поколения жизней.
- У нас был голодомор и геноцид.
- Фигня. Бельгия собирал каучука в Конго. Каждому, кто не выполнял норма, отрубали руку. Но не просто так отрубали. Рука быль доказательства, что негра расстреляли. Бельгийский правительства считало каждый патрон, поэтому хотель, чтобы каратели предоставляли отрубленную руку раба в доказательства, что патрон был использован по правилам. Понимаешь?
- Да.
- Каратели получали за каждый такой руку вознаграждение. Они подумали и решили, что хитро - отрубать людям просто руки, а не убивать. Знаешь, сколько рук они отрубили просто так, из-за денег? Целые горы рук! И женщин и детей отрезали. Это были большие деньга у карателей. Производство каучука в Конго за десять лет выросло в сорок раз. Никто не хотель быть безрукий. У вас тоже так было, на Украина?
- У нас был ГУЛАГ.
- Я смотрел кино про ГУЛАГ. Но Сталин не отрезал у целых деревни всем руки. Зачем ему калеки работать были?
- Он нас расстреливал! – Ритка прямо выкрикнула непонятливому негру.
- Нет, Ритка. Не так. Тебе не ясно, почему Бельгия стала страной штаб-квартирой ЕС. В Конго были рабы, а не военнопленные или заключённые люди. Европейсы покупали рабов для американских хлопковых, сахарных и табачных плантаций. Русские продавали хохлов в США?
- Нет.
- А у нас сами негры продавали негров. Африканцы, который похищал людей и продаваль их европейсам. Понимаешь, Ритка? Вот что есть рабство. Детей, у кого родители были убиты или замучены, увозили в католические миссии. Там их пытки, истязания и сексуальное насилие. Тысячи детей умирали. А у вас Сталин делал приюты и коммуны. Дал образование и грамотность. Построил заводы и страну. В Конго людей европейсы резали, грабили и увозили в Америку. Меньше половина оставили к 1920 году. Понимаешь? Только в 1960 у нас стала независимость, но и тогда люди одурели от свободы. В стране быль настоящий кошмар. Люди сошли с ума. Стали убивать друг друга. Погибло более 100 тыс. человек. Вот, цена свободы. Все хотель быть главными. Одни пошли на других из-за власти и денег.
- У нас тоже олигархи дерутся.
- Вот. – Мганга замолчал.
Ритка смотрела на него и не знала, что сказать. Ну, да, этим неграм тяжелее пришлось, но ведь и украинцы не жировали. Украинцы великая нация. Европейская, не то, что эти азиаты – русские. И задумалась. «Да уж, эти «европейсы» не хило негров пощипали. Не по-европейски. Впрочем, тогда время такое было, буржуазное. Сейчас не то, что тогда. Сейчас всё гуманитарное». Она обняла Мгангу и поцеловала.
Через неделю Мганга Мбумба был депортирован, а ещё через две недели Ритка поняла, что беременна. Червоненко была в ярости.
- Мы хотим искоренить проституцию как самую грубую форму, при которой эксплуатируют женщин, а она от негра залетела! Ну, ты даёшь, Ритка!
- Я нечаянно. Он был такой жалкий, - Ритка и сама не поняла, как так вышло.
- Теперь езжай домой. Как ты с пузом митинговать будешь?! – Червоненко металась по комнате.
- Ой, мамочки! Меня ж в деревне прибьют.
- Раньше надо было думать.
- Что делать-то теперь, а?
- Рожать.
- Негра?
- Украинца.
Вот так Ритка и оказалась в Латвии.
В Риге была своя ячейка Femen и девчата помогли. А там Бондарь кое-как устроилась на работу в Даугавпилсе и всё как-то устаканилось. Приехала мама и помогала на первых порах. Негритёнка окрестили и стал он Тарасом Бондаренко, гарный хлопец получился, чумазенький. А мать, между тем рассказывала, что отец от удара не отошёл, он так и не смирился, что его внук негр. Да и в селе они помалкивали про её негритёнка. Так, мол, и так, родила мальчика, а то, что негр, никто не знает. Незачем. Про Ритку же объясняли, что, мол, уехала работать в Ригу, да там и осталась, в Евросоюзе. Односельчане, конечно, тихо завидуют. Ведь в Риге и правда, зарплата в евро. Шенген опять же, вот получит Ритка паспорт, и лети куда хочешь, хоть в Африку.
- Вот только спрашивают, чего ты в Париже не осталась? Ведь тебя всё село видело, как ты там голая скакала. Прямо и стыд, и срам, и героиня, - сказала мать.
- Скажи, что визу не продлили, а так бы осталась, - честно ответила Ритка.
- Скажу милая, обязательно скажу, - мать взяла Тараса и запела ему колыбельную песенку.
Ой, ходить Сон
Коло вікон.
А Дрімота -
Коло плота…
2
Языка здешнего Ритка не знала. Впрочем, ей как украинке можно было его и не знать. Но один раз, по поручению Femen, Ритке всё-таки пришлось потрясти титьками в Риге. То есть в знак свободы Надежды Савченко. Правительство Латвии на это посмотрело оптимистично, и даже показали её в вечерних новостях. На видео Ритка крутила своей грудью и вертела украинским флагом так, что она тут же стала звездой прибалтийского канала. Солдаты НАТО искали с ней встречи, писали ей послания на стенах и памятниках, где признавались в любви. «I LOVE RITA» было написано на витрине одного из интим-магазинчиков. Её часто приглашали на ТВ, и она охотно приходила и давала интервью. К тому же за это неплохо приплачивали. А тут как раз в Париже Червоненко повесилась, нужно было срочно отреагировать.
Запись делали в кафе, где телевизионщики заранее договорились с местным хозяином. Как ни странно, а латышский режиссёр Кузьминс, очень хорошо говорил по-русски.
- Интересная у Вас фамилия, господин Кузьминс, - сказала Ритка глядя на симпатичного журналиста.
- Русская, - не смущаясь, ответил тот.
- Я так и поняла, а остальные тоже русские?
- У нас здесь интернациональная бригада, всех по чуть-чуть. Вас что-то не устраивает?
- Да вроде Латвия, а тут каждый второй русский, забавно.
- Так и есть, - Кузьминс развивать тему не стал. – Начнём?
- Валяйте.
- Расскажите о Червоненко.
- Она была странной девушкой. Наверное, как любой творческий человек, такая – не от мира сего. По юности она вообще, говорят, была аутистом. Постоянно молчала, наблюдала, потом разговаривалась. Оксанка вообще была бсолютно бесстрашной и безбашенной. Помню, она была в группе девчонок, которых похитило КГБ в Минске, во время акции против президента Лукашенко. Так вот, когда их раздели и вывезли в лес, она без страховки залезла на верх экрана, во то время был чемпионат Евро-2012, и показала всем свою задницу. Ха-ха-ха! Альпинисты даже боялись ее снимать. Ведь она обещала на них помочиться сверху. Ха-ха-ха! Но сила ее была даже не в этом, а в рукоделии. Именно она готовила весь инвентарь, надписи, все делала руками, создавала, разукрашивала. Все руками. И петлю видать себе смастерила на совесть. С первой попытки повесилась.
- Это она Вас привела в Femen?
- Да.
- А как Вы познакомились?
- Ой, дайте вспомнить. Кажется, я как-то попала на её выставку, Оксана очень хорошо рисовала, там и познакомили нас. Я очень смеялась тогда, когда увидела её Богоматерь в парандже и ангелов в кедах, с автоматами Калашникова. Такая была прелесть. Оксанка обучалась этому мастерству в студии иконописи в Хмельницке. Она как-то рассказывала, что начала писать иконы в восемь лет, а потом в совершенстве овладела византийским стилем и стала глубоко верующим человеком. Ее работы даже покупали православные церкви. Однако повзрослев, как она сама высказывалась, она увлеклась феминизмом и пересмотрела свои взгляды на религию.
- Как Вы думаете, она сама повесилась или ей помогли?
- Думаю, что сама. У неё была сногсшибательная внешность, но она никогда этим не пользовалась, сознательно подавляла свою красоту. Просто и неряшливо одевалась, редко пользовалась косметикой. Любила выпить и покурить. Видимо это у неё было от отца, ведь он был очень проблемный. А вот мать – прекрасная женщина.
- А как вы все оказались в Париже?
- В 2013 году, когда в офис Femen подкинули портрет Путина с прицелом и надписью, что Путин на букву «Х», гранату и пистолет ТТ, начались гонения. Тогда нескольких человек избили, и после этого все разъехались кто куда. Девчонки в основном выехали в Париж, у нас были хорошие связи с ихнем посольством. А уже в Париже Оксанка получила политическое убежище. Ей было проще это сделать, ведь в Париже у неё было много выставок, внимание прессы, богатые друзья.
- Однако, сообщается, что за последние два года она пыталась покончить с собой два раза, а на третий - нашли предсмертную записку на английском: «Вы все – фейк».
- Да? Ну, что тут скажешь? Человек творческий всегда тонко чувствует материю. Она во всём выражала свой протест.
- А Вам не кажется, что движение Femen утратило первоначальный посыл?
- Кажется. Исчезла основная доктрина Femen — «секстремизм». Остался только метод. «Секстремизм» сочетает в себе политический радикализм и сексуальность, но не саму обнаженную натуру. Сиськи были просто способом, которым мы пытались донести свой посыл. Ведь мужчины всегда смотрят на сиськи, так почему бы на них не написать наши требования? Это совсем не тот посыл, с которым сейчас выступает французское движение Femen. Не те идеи, которые несли мы. В движении больше нет людей, которые ставят на первое место общую борьбу, а не свои личные амбиции и чисто феминистские интересы. Практически Femen уже не существует. С 2015 года это все уже закончилось. Все разошлись как в море корабли. Команды, которая была раньше, уже нет. Происходит черт знает что. Каждый имитирует какую-то деятельность: в Испании, во Франции, даже в Украине осталось пару девочек под предводительством Анны Гуцол. Что-то они время от времени выстреливают, проводят акции… Но такое: сидели-сидели, а потом вдруг подумали, а не пойти ли нам что-то сделать? Системы и того концепта, который был изначально, когда мы ежедневно без выходных и каникул работали на благо нашей идеи, это все закончилось. Когда мы переехали во Францию, то еще года два Femen просуществовал, а потом все начало трещать по швам и разваливаться. Например, я даже не знаю, кто во Франции сейчас занимается сайтом, кто ведет страницу в Facebook. Они там пишут какие-то длинные тексты, которые вообще не связаны с нашей деятельностью. Единственное, что их связывает с тем Femen, который все знают, это то, что они протестуют топлесс и пишут на сиськах слоган. Но люди совершенно не понимают, что они делают. Они думают, что если девочка разделась, написала на груди слоган, то это уже сексуально и это femen-стайл. Но я как бывшая активистка Femen, не понимаю, что они там делают. Я не хочу публичных скандалов, но мне это все уже не интересно.
- Если движение Femen распалось, почему это произошло?
- Не поделили деньги и власть, хи-хи. Девочки, которые участвовали в акциях, были реальными революционерками. Думаю, Оксанка из-за этого и повесилась. Действительно всё стало фейком. Тогда никто не занимался самопиаром или продвижением собственного лица. Когда же у нас появились самопровозглашенные лидеры, с тех пор и начался распад организации. Некоторые девочки просто позволили себе заявлять, что они лидеры части организации, а потом уже и целой организации. Это было началом конца. Несмотря на то, что мы всегда повторяли, что мы не классическая феминистическая организация, что мы нечто новое, что мы либеральные, и подчеркивали свой демократизм, тем не менее, закончили мы так же, как все классические женские феминистические группы: все перессорились, не поделили власть и влияние, начали говорить «а мы круче», «нет, я круче, я лидер».
- Не думали трансформировать движение Femen в политическую партию?
- Конечно, мы об этом думали, особенно в начале нашей деятельности в Украине. Мы хотели создавать политическую партию, но вы же знаете, что политика - это всегда грязь и определенные правила игры. В нашей Раде вечно дерутся, вот представьте себе: мы с голой грудью и разъярённая толпа депутатов в вышиванках, что будет? Ха-ха-ха! Здесь нужно пойти либо на компромисс с самим собой, переступить через свои принципы и надеть лифчик, либо просто не заниматься этим.
- В Femen появились идеологические разногласия или какие-то другие?
- В первую очередь даже визуальные. Мы никогда не скрывали, что мы сексисты в отношении протеста. Мы не против того, чтобы использовать разные женские тела в протесте, но если это касается определенной темы. У нас все же был некий отбор девочек. Акции делали девочки, которых не стыдно раздеть. Мы использовали женскую сексуальность. Под сексуальностью мы понимаем привлекательность для противоположного пола. Любого мужчину, если спросить что сексуально, а что нет, он очень прямо и банально ответит. Но когда женской сексуальностью начали называть просто голое тело, это не одно и то же. Можно быть одетой, но при этом быть гораздо сексуальнее, чем человек, который обнажился, а хотелось бы, чтобы он не делал этого. Может это звучит жестоко, и не с точки зрения классического феминизма, но то, что мы называли Femen - это была идея радикальной борьбы с системой с помощью женской сексуальности, ведь у женщин кроме сексуальности особо ничего и нет. Этот главный капитал, который существует у женщины, мы пытались трансформировать в борьбу с системой. Мы использовали это как политический инструмент. Это было нечто новое, интересное и это, наверное, нас и прославило. У нас была идея и обертка у этой идеи. Как ни крути, люди все равно в первую очередь обращают внимание на образ, а потом пытаются вникнуть в суть. А сейчас всякие дуры просто скрестили Femen и классический феминизм, и получился такой гибрид. Конечно, и это уродство тоже имеет право на существование, но это уже не Femen. Это тот случай, чем Femen как раз не является.
- Вы сказали, что у вас был некий отбор девушек. А как он проходил?
- У нас не было такого прямого кастинга. Просто приходила девочка, она хочет участвовать в акции и она участвует в акции, если у неё идеальная фигура. Без проблем. Но это было рискованно, тебя могли побить в процессе акции, арестовать или надолго посадить в тюрьму и завести уголовное дело. Но наши украинские красавицы были не из слабаков. У меня, например, уголовные дела во Франции, Италии, Украине, Турции и куча административных дел во всех странах, где мы протестовали. В Украине на всех активисток Femen были уголовные дела. Эта деятельность, которая граничила с опасностью не только для свободы и репутации, но даже для жизни. Далеко не каждый человек может себе позволить продолжать это. Не каждый наберется смелости и мотивации. Поэтому отсеивание происходило само собой. Но, конечно же, звали мы на акции девочек, которые более соответствуют образу Femen, однако во Франции совсем не то, что у нас. Там другие стандарты. По своей сути, Европа - это старая, лживая сука, которая живёт за счёт нас.
- Вот как?
- Да. Когда в Украине мы делали акции, и приходили об этом новости во Францию, все французы и немцы хлопали в ладоши, говорили как мы все правильно делаем, протестуем против диктатуры Путина… Но когда мы приехали во Францию и начали делать то же самое здесь, то люди вдруг начали возмущаться и говорить: «Что вы себе позволяете? Вы нам тут не нужны, у нас тут свои законы». Например, нас упрекали за акцию в Нотр-Дам де Пари. Но когда Pussy Riot сделали акцию в храме в Москве, французы очень сильно их поддерживали и возмущались, как так, что девушек посадили на два года за акцию в церкви. Когда то же самое сделали Femen во Франции, люди стали кричать, что это слишком священное место. Или реакция на спиливание креста в Киеве. Европейцы очень поддерживали эту акцию, говорили, что это акт демократии, проявление крайнего атеизма, это так круто, но когда в Ватикане Яна Жданова похитила младенца Иисуса из колыбели, её закидали помидорами, сказали что она бессовестная, и как она на святыню поднять руку. Фактически получается лицемерие: если это происходит где-то в России, то европейцы поддерживают, ведь «мы такие демократы и за свободу слова, волеизъявления», а если все это происходит у них, то «чего это вы сюда припёрлись и лапаете святое?» Некоторые, как поляки, так и говорят: «Валите в свою Украину».
- Понятно. А Вам не кажется странным, что все революции пожирают своих детей?
- Что поделаешь, революции без крови не обходятся.
- Говорят, что одну из девочек разливавших коктейль в Одессе, убили, другую превратили в овощ, а третья покончила с собой, бросившись с крыши многоэтажного дома. Объясняют, что её совесть замучила. Что вы об этом думаете?
- Ну, у школьниц всегда было плохо с психикой. Многие были просто не подготовлены, одни под кайфом, другие из стадного чувства пришли на майдан. О последствиях ведь никто тогда не думал. Всем было просто весело.
- То есть, «Беркут» жгли ради веселья?
- Скорее всего, да. Тогда мало кто верил, что из этого что-то получится, так, погромим витрины, да разойдёмся, пока не появились первые жертвы.
- А вы были подготовлены?
- Я была в Femen уже до майдана и ко всяким таким происшествиям нас готовили. Понимаете, протест или бунт он всегда чреват последствиями, могут избить, а могут и убить. Это как повезёт.
- А кто вас учил?
- Были такие искусники, хи-хи.
- Украинский бизнесмен и телеведущий Андрей Пальчевский как-то признался в организации разлива «коктейлей Молотова» для Майдана, по его словам, для удерживания «Беркута» за день два школьника делали 700 бутылок таких смесей, это правда?
- Не знаю. Их никто не считал. Все подхватили этот тренд и понеслось. Я сама их делала, потом так руки болели, что просто жуть.
- А вас не мучают кошмары, ну там, горящие мальчики в глазах, или ещё что-то?
- Кошмары бывают, конечно, но не про это, хи-хи.
- О возвращении на Украину думали?
- Когда-нибудь может быть… Если я буду понимать каким образом я могу организовать свою жизнь, чтобы вернуться, в плане того, что я могу сделать для Украины, то я вернусь. Но мне кажется, что даже сейчас я могу для страны сделать гораздо больше из Латвии, чем вернувшись в Украину.
- Спасибо за интервью.
- И вам спасибо.
3
Если честно, постоянно унылая и пресная латвийская обстановка стала как-то давить на Ритку. Всегда серое небо и пустые, почти вымершие улицы. Эйфория сама собой стала как-то улетучиваться, глядя не все это. Желания выучить латвийский язык, который не понимают нигде за его пределами, так и не появилось. Периодически выбешивали вопросы, когда Ритку спрашивали разговорившиеся продавщицы или администраторы кафе: «А на каком основании вы у нас?». В душе так и хотелось им ответить: «А тебе какое, сука, дело, чтобы я тебе отвечала?». Но Ритка помалкивала. Это чужая, и свихнутая по-своему, страна. Всюду запустение и полное отсутствие надежды. Дома стоят бесхозными, ветшают и падают в цене. Покупателей нет, ведь это не та страна, в которую стремятся любители экзотики или пляжного отдыха. Да и кому это надо - недвижимость в захолустье. Местные, «настоящие европейцы» надеялись на подачки Запада, а когда поняли, что этого не будет, просто махнули на все рукой: будь что будет! Жизнь здесь напоминает кадры из старых кинофильмов, кажется, что время остановилось где-то в 90-х гг. прошлого века – кругом грязь, нищета, безнадега и отчаяние. Люди понимают, что политики их обманули, но сделать ничего не могут: поезд ушел! Но этот поганый вопрос: «А на каком основании вы у нас?», латыши смаковали с каким-то остервенением, хотя сами втихую мечтали свалить из собственного же государства куда-нибудь подальше и навсегда. Недаром же белорусский поэт Ситников, которого задержали из-за георгиевской ленточки, на 9 мая в Каунасе, в стенах СИЗО написал такие строки: «С тобой не может поравняться, ни КНР, ни США, одна на свете существуешь - тоталитарная страна». Да, тоска. Возвращаясь как-то домой, около магазина Ритка заметила на крыльце странного вида пенсионера и остановилась. Тот играл на русской гармошке приятную мелодию и пел:
Кто в Израиль, а кто в Америку,
Бросив Родину, словно груз.
Мне бы снова, к родному берегу,
Мне бы снова в Советский Союз!
И пошли мы с рукой по свету
На панель, в переходы, на дно…
Нашей Родины больше нету,
Только в памяти, да в кино.
Говорят, мы стали свободнее.
Ложь! Лишились мы даже сил.
Но живёт в моём сердце Родина
От Бреста и до Курил.
Ритка прослезилась и положила старику пять евро. Всю дорогу она напевала эту песню, и сердце её отчего-то сжималось. Ведь это была всего лишь песня, а как залезла глубоко в её душу. Вот он действенный способ достучаться до сердец людей. Ритка, наконец, нащупала свой путь и тоже стала сочинять патриотические украинские песни на старую советскую музыку. Она охотно делилась своим творчеством с незадачливыми латышами в автобусе, но те, конечно, не понимали зачем. Но однажды вышел вот какой случай. Ритка рулила своим автобусом и пела очередную свою песню, а пока пела, то и не заметила, как проскочила нужную остановку. Латышка Линда, мамаша четырёхлетнего Андреаса, гневно высказалась по-латышски, но Ритка не поняла:
- Чё?
- Вы проехали остановку! – повторила с криком Линда по-русски.
- Що кричиш, хвора! - Вдруг сообразила Ритка, что действительно проехала мимо. - Спати треба менше! Просрали зупинку - нихто не винен!
- Dura krievu! – вскричала Линда.
- Шо? Я дура?! – Ритка говорила на мове, чтобы латышка, наконец, поняла, что она украинка, а не русская. – А ну повтори, Шпрота дохла?!
- Ненавижу вас, русских оккупантов! – Линда вцепилась Ритке в волосы и попыталась выдрать клок.
Автобус поехал сам по себе, Ритка выскочив из-за руля, ударила Линду ногой в живот. Латышка отскочила и истошно закричала пассажирам по-русски:
- Наших бьют! Товарищи!
Латыши, коих в автобусе оказалось полтора человека, сделали вид, что смотрят в окно, а остальные действительно были местными русскими. Какой-то мужик быстро уселся за руль и нажал на тормоза. Двери открылись, и женщины выкатились наружу. Посреди заснеженного поля Ритка хлыстала по щекам истеричку Линду:
- Тварина невдячна! Я её везу, а она мені кучері дерёт! Сука!
- Ты это сознательно сделаль! – и Линда вцепилась зубами в палец Ритки.
- А-а-а! Больно!
Смотревшие на это дело русские пассажиры, решили не вмешиваться. Лишь бедолага Андреас громко ревел и звал маму, но той было некогда. Малыша успокоили, говорили какие-то ему непонятные русские слова и даже дали мандаринку. Мать вскоре пришла грязная и всклоченная, села на свободное место и уставилась в окно, позабыв про сына. Ритка же сев за руль так и не успокоилась, она всю дорогу костерила Линду и всех её родственников вместе с Латвией. Хорошо, что Андреас не знал русского языка, а то бы пришлось затыкать ему уши.
Инцидент после прокомментировали в даугавпилсском автобусном парке. Всё объяснилось очень просто: у водителя, то есть у Ритки, есть нужная для работы категория, а атаковавшая ее пассажирка-дебоширка «не подготовилась к выходу из транспортного средства» заранее. При этом по латвийским законам, если бы Ритка была русской, то ей грозил бы штраф в размере от 35 до 280 евро. Но она украинка, а значит, и не русская вовсе. Однако, по словам Линды, ей было непонятно, почему с ней говорили на русском языке. Она настаивала, чтобы с ней в её стране говорили только на латышском. Линда ответственно заявила, что Ритка «притворялась», что не знает латышского языка, и это её взбесило. Между тем, Ритка ответила:
- Плевать я хотіла на литовську мову, мені і по-російськи говорити не впадло! Зря, что ли вас советская власть уму-розуму учила?!
И дело замяли.
Эпилог
Прошло полгода и недалеко от вокзала, рядом с железнодорожным полотном был обнаружен труп молодой женщины. Труп этот был сильно обезображен, кости переломаны, лицо не тронуто, очевидно, специально было оставлено в целости для простоты опознания. В половые органы была вставлена бутылка с зажигательной смесью. Как удалось установить потом следствию, данная гражданка, оказалась уроженкой Украины и принимала активное участие в событиях киевского переворота. По фотографиям установлено, что именно она разливала горючую жидкость в бутылки в 2014 году. Между тем, исполнителей данного преступления - установить не удалось. У жертвы остался малолетний сын-негритёнок, в данный момент он находится в спецприёмнике до обнаружения родственников. Если таковые не объявятся, то латвийская сторона будет вынуждена принять нового гражданина.
Свидетельство о публикации №219031901266