В поисках Микеланджело Антониони

Решил посмотреть старые фильмы, которые нам в свое время не показывали.  А то весенняя бессонница прицепилась.  И вот  этот фильм: «Приключение», с которого начался  Антониони.  Черно-белый, медленный, тягомотный, - то, что надо.  Любовников ждет подруга, а они  не могут оторваться друг от друга. Она все видит в щелочку портьеры, и ждет, пока они закончат…  Потом путешествие на  катере. И сейчас такому катеру позавидуешь, целый корабль в котором разместилась толпа друзей.
Это первый фильм  Микеланджело Антониони, который начал целую эпоху экзистенциальных погружений.

Пустая трата времени, бесцельные поиски неизвестно чего.  Отсутствие ориентиров. Нравственных в первую очередь. А потом и географических.  Путешествие во все стороны.  Где  бесцельности сопутствует слабое оправдание: осмотр достопримечательностей. Поиски красивых мест земли. Красивой архитектуры. Туристические маршруты. И занятие любовью по ходу  во всех экзотических местах с экзотическими партнерами.
Фотографирование неизменно сопутствует бесцельности.
 Этот фильм не  произвел на нас никакого влияния. Потому что остался неизвестен. Зато «Профессия репортер»  взорвался, как бомба. «Профессия – режиссер», тут же откликнулся книгой А.Эфрос. Хотя, профессия тут совершенно не при чем. Поиски неизвестно чего продолжались. Анна, потерявшаяся в «Приключении» так и не нашлась. Да и искать ее перестали. Цели сместились сами по себе в виду общей бесцельности. Критики остроумно заметили, что Антониони  опровергает не только Аристотилевы принципы построения драмы: завязка-кульминация-развязка... Но и закон сохранения вещества. Герои исчезают  в никуда ничего не оставляя после себя.
И герой репортажа  не только не нашёл ничего, хотя идти по следам торговцев оружием, вроде бы, важное и опасное дело, но даже и себя потерял, просто стер себя, свою личность из жизни. По крайней мере, жена его не опознала.
Все это странно напоминает мне  поступки моих  современниц. Жажда путешествий. Поездки  в сторону Запада стали буквально  жизненными,то есть экзистенциальными  этапами  внутренней работы. «Я была в Париже» - звучит теперь, как раньше звучало: «Я люблю Кафку».
Нет, теперь: «Я люблю Рю Дарю», -  тоже слабо.
«Люблю пить кофе  на площади сан Марко на закате дня, во время прилива». Вот это круто!
Верно подмечено, что  мечтательные тургеневские девушки появились после «Первой любви», «Аси» и других  романов. Их не было до этого.
Теперь томные русские путешественницы, распродав свои московские квартиры,  оставив на произвол судьбы стариков, следуют по маршруту героев  Антониони в поисках свободной любви. Стирание личности, стирание принадлежности, вырубание корней.
Что только не придет в голову во время бессонницы. А ведь правда.


Рецензии