В поисках Микеланджело Антониони
Это первый фильм Микеланджело Антониони, который начал целую эпоху экзистенциальных погружений.
Пустая трата времени, бесцельные поиски неизвестно чего. Отсутствие ориентиров. Нравственных в первую очередь. А потом и географических. Путешествие во все стороны. Где бесцельности сопутствует слабое оправдание: осмотр достопримечательностей. Поиски красивых мест земли. Красивой архитектуры. Туристические маршруты. И занятие любовью по ходу во всех экзотических местах с экзотическими партнерами.
Фотографирование неизменно сопутствует бесцельности.
Этот фильм не произвел на нас никакого влияния. Потому что остался неизвестен. Зато «Профессия репортер» взорвался, как бомба. «Профессия – режиссер», тут же откликнулся книгой А.Эфрос. Хотя, профессия тут совершенно не при чем. Поиски неизвестно чего продолжались. Анна, потерявшаяся в «Приключении» так и не нашлась. Да и искать ее перестали. Цели сместились сами по себе в виду общей бесцельности. Критики остроумно заметили, что Антониони опровергает не только Аристотилевы принципы построения драмы: завязка-кульминация-развязка... Но и закон сохранения вещества. Герои исчезают в никуда ничего не оставляя после себя.
И герой репортажа не только не нашёл ничего, хотя идти по следам торговцев оружием, вроде бы, важное и опасное дело, но даже и себя потерял, просто стер себя, свою личность из жизни. По крайней мере, жена его не опознала.
Все это странно напоминает мне поступки моих современниц. Жажда путешествий. Поездки в сторону Запада стали буквально жизненными,то есть экзистенциальными этапами внутренней работы. «Я была в Париже» - звучит теперь, как раньше звучало: «Я люблю Кафку».
Нет, теперь: «Я люблю Рю Дарю», - тоже слабо.
«Люблю пить кофе на площади сан Марко на закате дня, во время прилива». Вот это круто!
Верно подмечено, что мечтательные тургеневские девушки появились после «Первой любви», «Аси» и других романов. Их не было до этого.
Теперь томные русские путешественницы, распродав свои московские квартиры, оставив на произвол судьбы стариков, следуют по маршруту героев Антониони в поисках свободной любви. Стирание личности, стирание принадлежности, вырубание корней.
Что только не придет в голову во время бессонницы. А ведь правда.
Свидетельство о публикации №219031901277