Переезд на ПМЖ из Ташкента, СССР в Берлин, ГДР

"Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет." (К Евреям 11:8)

"25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, ... 33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; " (К Ефесянам 5:25,33)

                *****

ПРОЛОГ

Воспоминания:

- о переезде на ПМЖ из Ташкента, СССР в Берлин, ГДР
- о моём последнем месте работы, ТашПНУ Средазэнергоцветмет
- и коротко о том, как мы прижились и жили, живём в ГДР и в Германии.
- на фото 2 Володи..., идём Ленинским путём (пока).

23.11.14 исполнилось ровно 32 года со дня нашего с Ниной переезда из Ташкента, СССР в Берлин, ГДР. Вот и подумал, пора бы эти воспоминания освежить, пока помню.

Тогда конечно же мы и не думали, что переезды на ПМЖ в другие страны ждут также многих-многих моих однокурсников и коллег.

Мы были многонациональной семьёй и пришло время многим познакомиться ближе с народом, государством своей национальности. И пришлось выучить язык своей национальности. Ведь многие семьи его забыли или не знали, и я в том числе...

Мы были не первыми, которые покинули СССР и не последними…

Кто-то сказал, что у тех, кто не тоскует о СССР - нет сердца. Но у тех, кто желал бы вернуть это прошлое - нет ума... Не помню, кто сказал.

В сентябре этого года (2014) я был на моей земной Родине и попрощался со своим прошлым и с теми, кто до сих пор ещё проживает там. У меня есть сердце, но и умом Бог не обидел.

Собственно мне уже и раньше задавали вопросы в ОК о причинах моего переезда, например:

Вопрос:
А что значит - "Бог поставил мне такие условия", что вы должны были это сделать? Действительно, по тем временам вы уехали "рано". Тогда еще не было такой сильной эмиграции. Больше всего, конечно, стали уезжать в 90-е. Мои все немцы-одноклассники, мамины подруги...

Мой ответ:
Не хотелось бы коротко отвечать на этот вопрос. Да и трудно это коротко сделать. Я отвечу со временем на этот вопрос в альбоме "Мои воспоминания" (в ОК). Будет типа продолжения воспоминания "Первая беременность"... (рассказ)

     *****

Так что теперь попробую "коротко" ответить...

А также решил сюда прихватить воспоминания о моём последнем месте работы, ТашПНУ Средазэнергоцветмет. Это тоже 2,5 года моей жизни.

А то я всё пишу о моём первом предприятии ОРГРЭС, которое я люблю... Правда оно не всегда так называлось. Приказом Министра энергетики и электрификации СССР Nr.: 85 от 3 июня 1977 г. САО ОРГРЭС преобразовано в предприятие "Средазтехэнерго". Это выписка из моей трудовой книжки. Я начал работать 20.09.1973 в Ср. Аз. отд. ОРГРЭС. Когда "Средазтехэнерго" опять переименовали в ОРГРЭС, a теперь это AО ORGRES, не знаю, было уже без меня...

Итак, почему же мы переехали? Ведь ни мы, ни наши родители не хотели, не планировали переезжать. Мы были ассимилированы в СССР, мы здесь родились, это была наша Родина...

Но Бог поставил передо мной условие, которое я не мог не выполнить. И слава Богу, Он знает, что для нас лучше. Мы понимаем это часто лишь позднее…

Так Он сохранил нас от неразберихи после развала СССР. А мы с Ниной терпеть не можем неразбериху, любим порядок. Хорошо, что и мои родители уехали вместе со мной.

Начиная с определённого возраста родители должны идти за детьми. Они были счастливы, что мы были рядом. Теперь они похоронены в Берлине.

Короче, мы вынуждены были переехать. У каждой семьи своя, неповторимая история переезда...

     *****

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Начну с того, что в 1973 году моя сестра переехала в Берлин, ГДР. У её мужа жили там родственники, а он всегда стремился туда, где лучше.

Года через 2, я был тогда ещё не женат, попробовал навестить сестру. Она выслала мне приглашение в гости. Но мне отказали. Я не стал расстраиваться и больше не пытался посетить сестру.

В то время я уже работал в ОРГРЭС, после окончания ТашПИ, инженером по наладке РЗА. Мне вполне хватало командировочных приключений по всему Союзу...

В 1981 году приехала сестра с моими племянниками ко мне в гости. Я был тогда уже 5 лет женат на Нине. Сестра хорошо провела время в Ташкенте, у нас и в Красногорске, у родителей.

В знак благодарности она прислала нам с Ниной приглашение в гости...

И, совершено неожиданно для нас, мы оказались на месяц в Берлине. Нам разрешили... Здесь к месту упомянуть, что у нас с Ниной после свадьбы было много проблем. Одна из них - проблема с детьми...

Прочтите мой рассказ "Первая беременность".

Да, многие, казалось бы неразрешимые проблемы, нам со временем удалось решить (каждая проблема стоит своих отдельных воспоминаний): прописка Нины в Ташкенте, устройство Нины на работу, жильё. (см. рассказ "Владимир и Нина - одна плоть")

А вот с детьми никак не получалось, были выкидыши... Нина была молодая, красивая, крепкая физически женщина и то, что у нас не было детей, удручало нас и с каждой новой прервавшейся беременностью, подтачивало здоровье Нины.

Я старался улучшить наше положение, чтобы исключить возможные причины прерывания беременности. Перестал курить и пить алкогольные напитки. У меня была сильная воля. 5 лет жил я в этом плане здоровой жизнью, до переезда в ГДР. Но это не помогло...

Устроил Нину на работу в ОРГРЭС, чтобы вместе ездить по командировкам. Не помогло... Перешёл на другую работу, чтобы не было длительных командировок и там же устроил Нину. И это не помогло…

Всегда беременность кончалась плачевно...

И вот, оказавшись в Берлине, мы решили обследоваться, узнать, почему же у нас такие проблемы с детьми?

Для граждан Советского Союза лечение в ГДР было бесплатным. Врачи были приветливы и с улыбкой сказали нам: "Переезжайте в Берлин, поможем!"

Сомневаюсь, чтобы мы переехали по этому приглашению врачей. Ни мы, ни родители никогда не думали на эту тему, у нас была своя родина... Мы были верными.

Однако, положение оказалось значительно хуже. Врачи думали, что Нина, как и я, не говорит по-немецки. И Нина услышала фразу врачей о подозрении, что у неё рак. У Нины были 2 бабушки и она в школе учила немецкий. Так что какой-то немецкий у неё был. И этого хватило...

Нина рассказала мне об этом и на обратном пути, сидя в поезде, мы приняли однозначное решение о переезде на ПМЖ в ГДР. Именно это я называю тем, что Бог поставил мне условия, которые я не мог не выполнить.

Мне стало всё равно, как отнесутся к этому родители, мне нужно было спасать семью, спасать Нину...

Отвлекусь немного... Вспомню о 2,5 последних годах моей жизни в Ташкенте, о моей работе в ТашПНУ: Ташкентское пуско-наладочное управление предприятия "Средазэнергоцветмет", участок Nr.: 4 "информационноизмерительных и автоматизированных систем" (26.05.1980-18.10.1982).

Работа в ОРГРЭС мне нравилась:

- я был уже бригадным инженером (хороший оклад)
- мы работали качественно и соблюдали сроки выполнения работ
- мы могли выбирать себе объекты, т.к. нас все хотели
- работа была разноплановой
- мы повидали многое, как следствие наших постоянных и длительных командировочных работ по Союзу и в загранке
- мы не забывали спорт, горы
- мы умели праздновать

Однако после свадьбы произошли большие изменения в моей жизни. Командировка не украшает семью. Нина думала, что будет без меня книжки читать.

Но, вечером перед первой командировкой расплакалась, в предчувствии одиночества. И я понял, что так не пойдёт, нужно что-то менять. О наших проблемах с детьми я уже писал.

Я устроил со временем Нину в ОРГРЭС техником, мы стали ездить по командировкам вдвоём. Но и это было не для Нины. У нас продолжались трудности с детьми, они появлялись на свет слишком рано. И я понял нужно было опять что-то менять.

В это время время Олег Д., с которым мы были знакомы по ОРГРЭС, ТашПИ и по волейболу, пригласил меня к себе. Он покинул ОРГРЭС и сделал карьеру в ТашПНУ.

ОРГРЭС-овцев везде брали с удовольствием и на руководящие места. Он мне предложил стать руководителем группы по созданию АСУ-энерго в ТашПНУ. Заманчиво и короткие командировки, но знаний у меня в этой области не было...

Дело было новое и специалисты в этой области были редки. Молодость взяла верх над разумом и я согласился, с условием, что со мной перейдёт и Нина в ТашПНУ, как программист.

Бедняжка Нина, врождённый, талантливый педагог, пошла из-за меня по нелёгкому пути: младший научный сотрудник в Центральном Государственном Архиве Республики Узбекистан в Ташкенте, техник по наладке РЗА, программист...

Нина перешла первой. Я не хотел рисковать, чтобы не оставить Нину одну в ОРГРЭС. И только потом сказал, что увольняюсь.

Для начальства это было неожиданным и меня попытались удержать. Начальник электроцеха А.К. Семёнов через Курилова предложил мне прекрасное место, которого не было, но сделали бы для меня. Посредник между РЗА и АСУ, которые тогда стали разрабатываться. С короткими командировками.

Если бы Нина уже не ушла и если бы я не сказал Олегу однозначно "да", конечно бы я никуда не ушёл. Но мне было суждено попробовать себя в чём-то другом, в чём я не разбирался... Так оказались мы с Ниной в ТашПНУ.

Теперь перепрыгну 2,5 года и поделюсь воспоминаниями о том, почему и как мы закончили свою трудовую деятельность в ТашПНУ. Собственно причину вы уже знаете... Повторюсь.

В поезде, по пути из Берлина в Ташкент, мы приняли однозначное решение о выезде в ГДР, в Берлин, на ПМЖ. Другого выхода я не видел.

У меня уже были первые печальные, смертельные случаи со знакомыми, коллегами, которые были поражены раком. Мама Олега Д. была с этим делом даже в Москве. Но и это не помогло.

Поэтому реальным и самым простым выходом был на мой взгляд, как то ни странно, переезд в Берлин, в надежде, что врачи и медицина там сильнее.

Нина переживала очень тяжело... И помочь я мог, лишь организовав переезд. А это было в то время практически невозможно... Но то, что Бог начал - доведёт до конца.

Дома, в нашей квартире в Ташкенте, нас уже ждали с нетерпением родители. Мы поздоровались, сели за стол. И тут я сказал, что мы решили переехать в ГДР, в Берлин.

Видимо я сказал это достаточно однозначно. У мамы выступили слёзы, она взяла отца за руку и не сказав ни слова, они уехали в Красногорск...

А что мне было делать? Мне нужно было спасать Нину, свою семью. У меня не было угрызений совести. Это я сейчас знаю, что поступил правильно.

В Библии написано, что муж должен любить свою жену. И даже положить за неё свою жизнь, если это необходимо. Как и Иисус Христос положил свою жизнь за свою церковь.

Тогда же у меня этих знаний не было. Теперь я знаю, что Бог, зная какие мы с Ниной неженки, спасая нас от последующих безобразий, которыми сопровождался распад Союза, спасал нас выездом в ГДР. И поставил передо мной условие, которое я не мог не выполнить...

Ни мы, ни наши родители никогда не собирались уезжать. Поэтому так повели себя мои родители при нашей встрече. О подозрении врачей, что у Нины рак, мы не могли говорить даже наедине друг с другом. Родители ничего об этом не знали...

На следующий день, очень рано утром, стук в дверь... Это первым автобусом из Красногорска приехал мой отец. Не поздоровавшись он сказал: "Мы едем с вами!"

Здесь уже у меня от сердца отлегло, одной проблемой меньше. Насколько легче всё делать вместе, дружно. Видимо они не спали всю ночь и приняли правильное решение...

Теперь оставалось дело за мной. А дело было более, чем трудным. В то время даже в отпуск за границу пускали с большим трудом. А на постоянное место жительства не пускали вообще.

Я решил запустить для начала родителей, они были уже пенсионерами. И я считал реальным, что их отпустят к дочке, чтобы не платить им пенсию. Не тут-то было - отказ...

После этого подавать нам просьбу о выезде было бы глупо. Если раз откажут, то не изменят решения. Мне необходимо было действовать наверняка...

Вдруг мои пути сошлись с путями одного коллеги-немца из ОРГРЭС. Назовём его Вилли. Мы никогда раньше с ним не общались, да я уже и 2 года не работал в ОРГРЭС. Этот коллега с его родственниками уже 6 лет подряд безуспешно пытался выехать в ФРГ.

Он был прекрасным специалистом по микроэлектронике и мог хорошо рисовать. Но тщательно скрывал свои таланты, боясь быть нужным и заметным. Он меня просветил, что в ОВИР нам не разрешат. Но у него есть один московский адрес человека, который отвечает за выезды из Союза. Только он может помочь...

Как попасть в Москву? Там был медеплавильный завод от Минцветмета. Вот туда я и решил нагрянуть с целью заключить договор на создание АСУ-энерго. Пока никто не знал о наших целях с выездом в ГДР. Я поговорил с Олегом о заключении договора с новым объектом в Москве. Ему идея понравилась. И, созвонившись с заводом, я вылетел в Москву...

Вилли оказался прав. Я нашёл дом по адресу. На нём не было никакой вывески. Внутри тоже. Не было и очереди к нему, т.к. это место никто не знал.

Я сказал к кому хочу попасть и по какому поводу. Меня сразу приняли. Объяснил товарищу мою ситуацию, как есть. И он дал мне "зелёный свет"! Без заполнения каких-то бумаг, без денег. Он просто сказал: "Можешь выехать с женой и родителями в ГДР".

Не верите, друзья? И мне не верилось. Так просто в такой суровой диктатуре решались порой вопросы. И я сделал вывод, что многое зависит не от системы, в которой мы живём. А просто от человека, от нас. Есть желание творить добро - можешь и будешь творить независимо от системы, в которой живёшь. А теперь я к тому же знаю, что Бог управляет даже сердцами царей...

Я переговорил о договоре с медеплавильным заводом на создание АСУ-энерго, которым были довольны обе стороны и полетел с радостной вестью в Ташкент.

После моего приезда дела с переездом пошли, как по маслу. Мы сразу получили в ОВИР со стороны Союза официальное разрешение на выезд в ГДР.

Теперь дело было за ГДР. По законам ГДР мы имели право переехать лишь после того, как нам (моей семье и моим родителям) найдут квартиру и нам с Ниной работу.

ГДР была маленькой немецкой семьёй и многое здесь делалось правильно. Не то, что в Германии. Принимают людей тысячами и не знают куда с ними.

Короче, через 3 месяца мы получили разрешение на въезд в ГДР. Пришла пора увольняться с работы. Ну и проводы конечно. Мы с Ниной были хорошим примером в ТашПНУ: не употребляли алкогольные напитки и не курили (Нина никогда и не знала, что это такое).

Но на проводы я решил купить ребятам самой лучшей водки. А работали мы тогда на Чорсу, рядом с базаром в "Старом Городе", совсем рядом с Медресе Кукельдаш, справа от него. Теперь на этом месте стоит новая мечеть...

Идём с Ниной по ул. Навои, где я купил водку для проводов. Вдруг Нина говорит мне - У меня сумочку кто-то хотел вырвать. А дело было днём. Да что ты такое говоришь? - спрашиваю я. Ведь все видят, что ты со мной идёшь под ручку...

Обернулся, а сзади идёт один "малыш", щерится и играет ножичком. Тут я заметил, что и справа и слева от нас тоже его друзья. Ничего себе? - подумал - днём, на людях. Хорошо, что мы уезжаем.

Я укоризненно посмотрел на них, покачал головой и они отстали...

А везде с утра музыка заунывная... Вот, думаю, весь Союз страдает из-за нашего с Ниной переезда.

Приходим на работу, я вытаскиваю бутылки с водкой, закуску - улыбка во весь рот. А все серьёзные, смотрят как-то странно на меня. Чего мол водку принёс, чему рад? Никогда вроде бы не пил. А тут принёс...

Мы с Ниной и не знали, что Брежнев умер. Потому и музыка везде была заунывная. Пришлось объяснить, что мы не политические, а попрощаться пришли. Мы уже с Ниной не работали и никто не знал с какой целью мы пришли...

Положение было действительно глупое: никто не знал, можно ли вообще праздновать в такой день? Не то, чтобы кто-то горевал, просто опыта не было...

Я пошёл к начальнику отдела кадров, хорошая у нас была женщина. Приятное исключение из "нормальных" для того времени начальников отдела кадров.

Как-то она мне рассказывала, что в молодости в ГДР служила. И убегала из гарнизона тайком на танцы, к немцам. Всё равно, ведь - говорит - все друзьями были. Ну я её и спрашиваю - Гулять можно, проводы? А она - Да гуляйте, только не танцуйте".

Вот так мы с Ниной попрощались с нашим последним местом работы, с последними коллегами, среди которых многие были бывшими ОРГРЭС-овцами...

     *****

Незадолго перед нашим с Ниной отъездом в ГДР произошло интересное для меня событие. Я тогда ещё не знал Бога, но Он знал и любил меня, постоянно оберегал и делал мне совершенно неожиданные подарки - настоящие сюрпризы.

К нам в ТашПНУ пришло одно приглашение на участие в конференции энергетиков Союза. Всего на конференцию было приглашено человек 80 "самых великих энергетиков".

Наш директор поехать не смог. Олег не смог также, по семейным обстоятельствам. Предложили мне, хотя все уже знали, что мы уезжаем. Мне так хотелось попрощаться со всеми родными местами. Ну и с тем местом, конечно, где я родился - с Уралом, где жили почти все мои родственники.

Именно там решили провести конференцию энергетиков. Красивое было место: леса, озеро. А я ещё и продлил командировку, заехал к родственникам. Сходили на охоту с моим двоюродным братом. Попарились в русской бане. Пообщались, попрощались. Здорово...

Родился я на Урале, на границе Европы и Азии. Поэтому мне близки, как европейцы, так и азиаты. Родился я в г. Челябинск-40. Это был самый засекреченный город Союза. Там охраняло меня государство 6-ю рядами колючей проволоки, это была ядерная цитадель Союза.

Город Озёрск (тогда лишь почтовый ящик Челябинск-40) был основан в 1945 году физиком Игорем Курчатовым по заданию Иосифа Сталина и под личным патронажем Лаврентия Берии. Большевистскому режиму как воздух нужна была атомная бомба.

Именно там поженились мои родители, появилась на свет моя сестра в 1947 и я в 1951. Но прожил я там лишь мои первые 6 месяцев жизни, "плохо помню места", говорят красивые озёра.

Этого города не было ни на одной географической карте, а жители имели прописку одного из районов Челябинска. Так я родился в Ленинском районе, мальчик 51 см, 4100 г. Есть у меня такая бумажечка-памятка молодой матери с этой информацией и пожеланиями Молотова, упоминается и Сталин.

На конференции были и наши "братья по разуму" Архипенко из Красноярска и его, как оказалось, самый большой враг - конкурент из Киева. Забыл как его зовут.

Как они воевали там друг с другом! Мне было смешно на них смотреть, т.к. они оба были к тому времени моими друзьями.

Когда я пришёл в ТашПНУ, чтобы поднять АСУ-энерго, то понял, что в одиночку не потяну. Это уже пытались сделать некоторые до меня и не справились. И понял, что это дело (АСУ-энерго) не такое уж новое явление в природе.

Узнал, что есть лаборатория в Красноярске под управлением Архипенко и что они уже 20 лет работают в этом направлении. Но дальше теории так и не ушли. Не было тогда ещё соответствующей техники для решения задач, которые теоретически уже были сформулированы. Нужно было много делать самим, изобретать технические средства.

Но к моему времени уже появились мини-ЭВМ с устройствами связи с объектами.

Это была для того времени "мощная техника", созданная для АСУ. Я съездил с Ниной в Северодонецк на 3-месячные курсы. Нина по программированию, а я по полному комплексу семинаров.

Нигде не видел таких классных преподавателей как в Северодонецке. Особенно запомнился Смолкин: блестящие знания предмета, связанные с талантом преподавания, прекрасный русский язык и неиссякаемые ораторские способности, сильный голос.

Талантливые люди талантливы во всём. Так в заключении курсов под управлением "великого" Смолкина мы приготовили шашлыки, которые он сам замариновал. На следующий день пошли мы с этими шашлыками в лес.

По пути нас сопровождал один ненормальный местный молодой человек. Он играл с нами в индейцев. Он был индеец, бегал вокруг нас, "нападал", улюлюкал. Но своё копьё в нас не бросал. Один среди нас был борец. Так он сказал, что он с этим "индейцем" не стал бы бороться. Его не одолеешь, в нём сидит бес.

Но Смолкин обещал, что тот нас не тронет. У него был опыт. И действительно, где-то он от нас отстал. Видимо у него был свой район, где он себя чувствовал хозяином.

Мы вырыли траншейку, заполнили её собранными дровами. Когда дрова сгорели, остался жар, без пламени. На нём мы приготовили шашлыки, которые оказались удивительно вкусными и сочными.

Я хотел узнать у Смолкина, как он маринует шашлык, но тот молчал на эту тему, как партизан. Что я ему только не предлагал взамен: карточные фокусы, преферансные задачки и т.д., но всё безуспешно. Так это и осталось тайной Смолкина.

Интересно, как он там? Ведь, обладая талантами, он и курил, да и ветер был у него в голове.

После окончания курсов, я понял, что техническая база для создания АСУ-энерго есть. Мне самому не нужно было программировать или знать досконально технические средства. У нас к тому времени уже были молодые инженеры этого плана.

Мы могли также и принимать и обучать новых коллег-специалистов. У нас были большие возможности, Министерство нас поддерживало.

Моей задачей была постановка задач, поиск объектов, заключение договоров, технико-экономический расчёт. Когда я пришёл, мы не зарабатывали своих денег. Короче нужно было с нуля создать направление АСУ-энерго. И я решил найти партнёров, чтобы чтобы не "изобретать колесо" самому.

В Ташкенте был один институт от Минцветмета. И там создавали это направление, АСУ-энерго. Был уже и объект и проект. Я хотел познакомиться с "братьями по разуму".

Олег не был в восторге от этой идеи, но я его уговорил. Нас приняли очень хорошо и руководитель проекта стал азартно нам рассказывать о состоянии дел. Ему надо было вскоре защищать этот проект и ему было даже необходимо с кем-то, кто понимает, обсудить спорные вопросы.

Но это состояние гостеприимства длилось недолго. Быстро разнеслась весть, что и мы собираемся создавать АСУ-энерго. И шеф института издал указ: этих двоих (нас с Олегом) не запускать в Институт и ничего нам не рассказывать и не показывать.

Олег был прав. Но всё равно, я успел познакомиться с главными принципами подхода к делу этого института.

Лаборатории Архипенко в Красноярске нужен был практический результат. У них был свой большой объект и миллионный проект. Работы было много, а людей не хватало.

У нас же был мощный инженерно-технический персонал, но не было объекта. Короче, мы нуждались друг в друге.

Я созвонился с Архипенко и отправился в короткую, как я думал, командировку на разведку. Мне понравился их технико-экономический расчёт. Ничего не было выдуманного, всё было на базе тарифов и руководящих указаний того времени.

Мы понравились друг другу и заключили договор, которым обе стороны были довольны. И, наконец-то, мы могли себя на эти деньги кормить. И даже обучать молодых специалистов в Северодонецке. Построили свой вычислительный центр. Появилась группа программистов. В общем дело сошло с мёртвой точки. Каждый знал, что ему делать.

Как мне сказал Архипенко: "сапоги - сапожник, а пироги - пирожник", когда в Красноярске я обнаружил в их алгоритме пару небольших ошибок, просматривая материал вечерами в их общежитии, куда меня поселили.

Короткая командировка (2-3 дня) в Красноярске у Архипенко, руководителя лаборатории, оказалась продолжительнее, чем я запланировал и хорошо запомнилась мне не только тем, что мы заключили договор...

Я, довольный, поехал в аэропорт, чтобы полететь назад в Ташкент к своей любимой жене, Нине. Привёз ей веточку сирени, значит дело было весной. У нас она уже отцвела.

Не думал, что мне придётся провести в аэропорту 5 дней. Не было керосина для самолётов и неясно было, когда появится. Со временем люди разъярились, смели и растоптали милицию и занялись поисками начальника аэропорта, чтобы его повесить...

И это не шутка. Но начальник вовремя скрылся, покинув аэропорт. Я не был в числе тех разъярённых людей, был наблюдателем в дневное время. Мне было где переночевать, рискуя, что самолёт улетит без меня...

Мой напарник по комнате был когда-то начальником вычислительного центра в Киеве, у нас были общие темы для бесед. Ему удалось рано стать пенсионером. Дети его были уже самостоятельными. И они с женой договорились пожить для себя, исполнить мечты своей молодости. Его же слабостью была тайга. Он уже несколько лет подряд весной брал рюкзак, ружьё и уходил один в тайгу. Приходил домой осенью.

Об этой истории, 5 дней в аэропорту, я вспомнил однажды в Токио, это был последний город моей 3-недельной поездки по Японии, за год до катастрофы в 2011 году. И там я не смог вовремя улететь домой..., из-за извержения вулкана в Ирландии.

Глупее не придумаешь, Европа не принимала. Побьётся ли Красноярский рекорд - 5 дней, думал я? Я опять же был в привилегированном положении: ждал не в аэропорту, а в прекрасной гостинице. Через 3 дня улетел... Красноярский рекорд - 5 дней остался непобеждённым.

С Kиевским конкурентом Архипенко я познакомился в Киеве, не помню был это институт или университет? Больше запомнился киевский торт, который я привёз с собой. Они писали первые драйверы для первых микро-ЭВМ. Перед моим отъездом мы получили первые 2 микро-ЭВМ...

Было у меня перед отъездом в ГДР ещё одно желание. Посмотреть Самарканд и Бухару. Тогда это было для жителей Узбекистана сделать трудно. Это делалось лишь для иностранных туристов или для туристов других республик Союза.

Однако и это мне удалось! У меня в группе, в ТПНУ, была сотрудница, Света Соколова, брат которой был лучшим гидом по Самарканду и Бухаре. И он взял нас с Ниной с собой...

Уезжая, мы знали, а вернее так считали, что назад дороги нет, поэтому я купил кинокамеру и сделал 3 фильма, трилогию "Прощание с Родиной!": Красногорск, Ташкент, Самарканд и Бухара. Почему-то я считал, что выбросил эти фильмы с последним переездом, в новый дом.

Как я обрадовался, найдя у себя в прошлом году (писал в 2014) видеокассету с этими фильмами. Был уверен, что всё выбросил: сотни слайдов того давнего времени, фильмы, 2 кинокамеры, проектор, экран, устройство для обработки фильмов с монитором, проектор для слайдов и т.д.

Я выбросил даже фильмы на магнитной плёнке. Эта технология сменила фото-технологию. У меня в 1991 году появился camcorder, который помещался в руку. Это были уже озвученные фильмы хорошего качества. Однако, если ездишь 3 раза в год в отпуск, собирается жуткое количество фото, слайдов, фильмов. А времени для просмотра уже нет. Если бы у нас были дети, я бы осторожнее выбрасывал.

Оказалось однако, что выбросил не всё, т.е. фильмы сохранились:

- Прощание с Родиной, фильм 1, Красногорск
- Прощание с Родиной, фильм 2, Ташкент
- Прощание с Родиной, фильм 3, Самарканд, Бухара

Это был 1982 год, год смерти Брежнева. Тогда ещё фильмы не были в ходу и мне пришлось всё это дело проявлять самому, в 5-ти растворах, в первый раз. Это были фильмы на фотоплёнке.

Потом изменилась техника: озвученные фильмы на магнитной ленте. Я адаптировал фильмы на видео новой технологии, сохранив естественное "музыкальное" сопровождение кинопроектора "Русь-40", это не трактор тарахтит и не автоматная очередь сопровождает фильмы.

Однако потом изменилась техника опять, на дигитальную, DVD. Mне надоело всё это адаптировать и со следующим переездом я всё выбросил. Однако в прошлом году (в 2013) нашёл, к своему удивлению, видеокассету на 3 часа, куда я записал свои старые фильмы, 14 фильмов.

Эту кассету я перевёл на дигитальную технику. Качество, конечно, позорное, фильмы лежали много лет на крыше в мороз и в жару. Однако меня ещё можно отличить от моей Нины, Ташкент от Красногорска и даже немного цвет сохранился. Память всё-таки...

Перед отъездом в ГДР мы пригласили Вилли, через которого Бог нам помог получить разрешение на выезд. Нина состряпала хворост и сделала какао. Это немецкая еда, хворост называют Rollkuchen.

O, как Вилли был благодарен! Видели бы вы его... А съел только один Rollkuchen, он был шваб, знал меру.

Заговорили о переезде. Я ему сказал, что практически ничего хорошего нельзя брать с собой. А свой телевизор не  хочу брать, но он никак не ломается 6-й раз. Поясню...

Наш первый цветной (это был первый полупроводниковый) телевизор "Берёзка " умудрился сломаться 6 раз в течении гарантийного года. Это была причина, по которой его разрешалось сдать в магазин и получить назад деньги.

Что я и сделал. А так как телевизор был большой и я намучился с ним, отвозя его в ремонт и обратно, то приобрёл себе новый, маленький цветной телевизор, с комнатной антенной. Но и этот "малыш" у меня уже к тому времени сломался 5 раз и я ждал шестой поломки, чтобы его сдать назад в магазин. Кому нужна такая ненадёжная техника!?...

Нет проблем, сказал Вилли. Попросил у меня схему телика и сказал - Закоротим здесь, никто не догадается, что мы помогли.

Так он же запломбирован - сказал я, получивший надежду на шестую поломку.

Есть гипс? - спросил Вилли.

Есть - ответил я.

Короче, я развёл гипс водой и мы сделали копию пломбы. Гипс сохнет быстро. Разобрали телевизор, Вилли "коротнул", где надо. И телик перестал работать. Потом его собрали, сделали отпечаток нашим гипсовым штемпелем на пластилине сверху винта, который был в углублении. И все дела...

Я же говорил - талантливым человеком был Вилли. Не зря ОРГРЭС-овец. Теперь бы я такого не делал, ведь это нехорошо, обман. А Бог всё видит...

Вспомню теперь, как прижились мы в ГДР, в Германии...

Когда-то, уже в последних классах школы я прочитал интересную книгу, роман Дитера Нолля "Приключения Вернера Хольта", в двух книгах.

В первой книге были действительно приключения. Вторая была более печальна. Война, закончившаяся поражением гитлеровского "рейха", - позади, и Вернер Хольт пытается разобраться в политических событиях, происшедших в стране, найти свое место в мирной жизни, среди строителей социалистической Германии.

Я увлечённо рассказывал содержание этого романа моему школьному другу, который раньше на орешине, в пионерском лагере, рассказывал мне о других книгах, прочитанных им.

Тогда я уже потихоньку осознавал, что и сам по национальности немец, так стояло в паспорте. (В Германии по-другому. Все граждане Германии, даже чернокожие - немцы, в паспорте нет графы: национальность). Конец книги был печальным, серым - разруха, восстановление...

Именно таким встретил меня восточный Берлин лет через 15, 23 ноября 1982 года. Это был день переезда нас четверых: мы с Ниной и мои родители. Ноябрь здесь самый печальный месяц: серо, сыро, холодно, неуютно...

В международном аэропорту Шереметьево меня обыскали на совесть, отобрали все оставшиеся деньги. Оказалось мало и забрали все документы-оригиналы, даже аттестаты о среднем образовании. Чтобы нам начинать было не так весело.

Эти документы по законам можно было перевозить... Мы все порядком устали, и, если бы я отказался от полёта из-за документов, то неизвестно было, когда бы мы смогли улететь. С билетами было туго.

И я принял решение - лететь без документов. Здоровье важнее. Об этом я рассказал Нине и родителям, лишь по прибытии в Берлин. Мама сразу в аэропорту упала в обморок...

Родители уже знали из своего жизненного опыта, что такое всё потерять... Один раз у них всё отняло государство (раскулачили) и один раз они погорели. То, что осталось после пожара, украли соседи...

У меня же страха не было... Как мы эту проблему с документами решили - интересная история, о которой рассказать не могу, т.к. придётся написать о двух друзья, которые нас выручили: моём однокласснике в Москве и коллеге Нины в Берлине.

Короче, через короткое время документы были у нас, а Советское посольство ещё долгие годы писало нам, что мы скоро получим затребованные документы. Я им не отвечал...

В общем приехали мы налегке. Заграничную мебель, которую мы приобрели в Красногорске, для нашей первой и последней квартиры в Ташкенте, брать с собой не разрешалось.

Японские, китайские тарелки, фарфор - тоже. Книги - тоже. Так я лишился своей библиотеки, где-то 500 книг, которые в то время было трудно достать.

Магнитофонные записи самодеятельной песни, которыми мы дорожили, нужно было дать (в Ташкенте) прослушать. 2 девчонки из отдела прослушали, за что меня наедине поблагодарили, т.к. у меня было очень много записей, был и Александр Галич, которого было тогда трудно достать.

Их начальник захотел с меня приличные деньги за каждую прослушанную песню. Иначе он мне не даст бумажку, что я эти записи могу с собой взять. И хотел деньги за просмотренный список книг моей библиотеки. А из 500 книг мне разрешил перевезти лишь 2-3 книги.

Деньги я ему не дал, не для него я их зарабатывал, забрал с собой кассеты, список и ушёл...

Как нам трудно стало, так вы все уезжаете - бросил начальник мне вдогонку необдуманную фразу. Разделив всех на мы и вы. Видимо на государственный аппарат и других людей.

Знал бы он, что этот аппарат отобрал всё, что было у моих родителей, вернее их родителей: по 60 га земли на Украине, большие дома, большое хозяйство, уничтожив мужчин... А женщин с детьми отправили подальше на восток - тест на выживание.

Многие потеряли тогда свой родной язык и веру. Женщинам без мужчин это было трудно сохранить. А чем мне помог государственный аппарат, когда я женился и привёз Нину в Ташкент?

У нас, дипломированных инженера и преподавателя, не было возможности прописать Нину в Ташкенте, т.к. у меня не было своей жилплощади, я жил в мужском общежитии ОРГРЭС. Без прописки не устроится на работу, без работы не получить жильё. Заколдованный, социалистический круг получался.

Был в обкоме профсоюзов, но они мне сказали, что этими вопросами не занимаются. Видимо могли только взносы собирать... Но мы выжили, не развелись с Ниной, Нина не убежала назад к родителям и двум бабушкам, мы окрепли в трудностях.

У меня были друзья и коллеги, они помогли. Оставил эти, более подробные, воспоминания в другом месте (см. повесть "Владимир и Нина - одна плоть").

Поэтому мне понравилось выражение, что у тех, кто не тоскует о СССР (я бы сказал - по Советским людям) - нет сердца. Но у тех, кто желал бы вернуть это прошлое (я бы сказал - безбожный государственный аппарат) - нет ума...

Первые годы в Германии мне очень не хватало солнца и тонкой, узбекской глиняной пыли. Но всё меняется и погода тоже. Мы здесь уже с 1982 года и можем оценить. Становится всё суше, жарче, солнечнее. Видимо мы с собой привезли немного солнца из солнечного Узбекистана...

Меня удивило по приезду, что фасады старых зданий, даже в центре Берлина хранили до сих пор следы войны от пуль и снарядов.

Я был в 1972 году 3 месяца на практике от ТашПИ в Ленинграде, но там такого не видел. Фасады домов были в хорошем состоянии.

В домах же ГДР-овцев, внутри, царил комфорт, уют, чистота, порядок. По крайней мере у наших новых друзей, коллег, знакомых. А их у нас было много, к нам очень хорошо относились и желали с нами дружить. Мы сразу получили хорошую работу по специальности и 2 квартиры: для нас с Ниной и для родителей.

Обычно союзные немцы рвались на запад. Мы же приехали в ГДР, т.к. причины нашего переезда были не религиозного, политического или финансового плана. Таких, как мы, было мало. Союз был для ГДР - большим братом, как для западных немцев - США. Поэтому у нас было много друзей и жилось нам легко.

А весной серость Берлина стала исчезать. Берлин очень зелёный город. Здесь много воды: река, озёра, каналы. Конечно же здесь много прекрасных музеев. 2 зоопарка. Театры, которые мы, правда, давно не посещаем. Искусство запада развращённо-больное. А раньше мы часто посещали театры, ходили и в Союзное посольство, в кино и на другие представления, выставки...

Мы хорошо со всем справлялись: у нас была дача на большом участке земли в романтичном месте. Был и мой первый автомобиль, новый Wartburg, в очереди на который местные стояли по 17 лет.

Мне прислали из ОРГРЭС справку, что я стоял на очереди на автомобиль в Союзе. И это сработало.

Перед отъездом я попытался получить права на вождение автомобилем. Сдал теорию. А вот с вождением были трудности, то бензина не было, то ещё что. Короче, вождение я не успел сдать...

Но взял с собой справку на то, что сдал. С этой справкой пошёл в Берлине в соответствующее место. Там не поняли, что это такое и выдали мне права на вождение, которые я до сих пор не поменял на новые.

Пригнал мою новую машину мой коллега, сам бы я не смог. А другой коллега предложил мне потренироваться на его машине, он тоже получил новый Wartburg. Он был сыном композитора и жил в районе Берлина Karlshorst, который известен тем, что 8 мая 1945 года здесь был подписан Акт о капитуляции Германии во Второй мировой войне.

Здесь стоял тогда русский гарнизон и был русский магазин и кинотеатр. Коллега был редкий человек, сказал мне: "Не бойся, если только машину разобьём - ничего страшного." Но обошлось...

За 35 лет вождения пяти новых автомобилей (Wartburg купил в 1985), я не заработал ни одного штрафного балла. Слава Богу!

Немецкий язык уже был не чужим. С тем, что у нас, видимо, не будет детей, смирились. Я больше хотел сохранить жену, которую чуть было не потерял после последней беременности, чем поиметь детей, которых нет.

Да, подозрение врачей, что у Нины рак, не оправдалось. Однако вскоре после приезда опять была неудачная беременность.

И со следующей беременностью положили Нину в Шарите - крупнейший госпиталь в Европе. Является университетской клиникой для Берлинского университета имени Гумбольдта и Свободного университета Берлина.

Там провела Нина пол года беременности. Врачи не разрешали ей вставать и сгущали кровь. Я говорил Нине - не лежи, ходи. Но она слушалась врачей...

Короче, в конечном счёте опять ничего не получилось. Даже хуже, Нина получила тромбоз с эмболией лёгких, после того, как пришла домой. Обнаружили врачи это слишком поздно и сразу отправили из нашей больницы в специальную, в реанимацию.

Я после работы пошёл в больницу и Нина через окно скорой помощи увидела меня и знала, что я её не найду в больнице... Но я её нашёл, уже в другой больнице. Её коротко поставили в коридор до реанимации и мы случайно встретились.

Нина уже собралась умирать..., дела были очень плохи... Долго плакал я, стоя ночью на балконе моей квартиры, не в состоянии закурить, т.к. сигареты сразу становились мокрыми...

Но Бог сжалился над нами, горемыками. Нину откачали... И я сказал - хватит, больше нельзя допускать, чтобы Нина беременела. Забудем детей... Это было в самом начале нашей жизни в ГДР и мы вскоре это забыли, т.к. жили активной жизнью.

Остальное всё было хорошо. Отпуск проводили мы в прекрасных поездках, открытый для нас социалистический мир был тоже не мал.

В общем скучать было некогда: не жизнь, а малина...

Но, где-то лет через пять после переезда в Германию, напала на меня тоска и надолго. Тоска по родине, по Узбекистану, по Ташкенту, по ОРГРЭС. Надо было что-то предпринимать.

У Нины тоски по Ташкенту не было, так как на её долю перепали лишь трудности того времени, которые мы вместе пережили после свадьбы. Но её родители были тогда ещё в Казахстане. Вот мы и решили их посетить на месяц, а я в это время съездил на неделю на поезде в Ташкент. Это было ещё в Союзные времена.

Моё решение было правильным: если сильно тоскуешь - нужно посетить объект тоски и она, тоска, исчезнет. Так как убеждаешься, что того, по чему тосковал, уже нет.

Хотя встретили меня друзья-коллеги прекрасно. Остановился у коллеги, Славы Якубова. Был с ночёвкой на даче у коллеги А.С. Кузнецова. Был и с ночёвкой в горах Чимгана с Виталиком, мужем однокурсницы.

Но, всё течёт, всё меняется и все мы меняемся. И это надо просто знать, чтобы не жить прошлым. Прошлое можно любить, но жить следует настоящим.

Как-то пришло мне в голову такое четверостишие:

Мы, люди, разлетаемся со временем, как звёзды во вселенной.
В своём развитии мы не сближаемся, увы...
Лишь вера в Бога нас творит семьёй нетленной,
В Нём все мы братья, сёстры - я и вы.

А однажды мы с Ниной встретили подругу Дитера Нооля, автора романа "Приключения Вернера Хольта".

Мы были вместе в отпуске в Болгарии. Она была с внуком. Представительная, интересная, интеллигентная женщина, хорошо пообщались. Она создавала ГДР.

Были первые годы после объединения Германии и в нашей группе по Болгарии были представители как восточной, так и западной Германии. Группа была небольшая: человек 5 западников и столько же восточников.

Когда мы на приветственном вечере сели все вместе, чтобы познакомиться, один западник вдруг выкинул: "Ну, как там было у вас, коммунистов?" Подруга Дитера Нооля взяла внука за руку, они встали и покинули зал. Она сразу поняла, что здесь им делать нечего...

Да, интеллектуальный уровень многих западников невысок, а о тактичности многие и не слышали. В Японии они были бы очень одиноки, с ними никто не стал бы разговаривать.

Правда, после этого вечера, даже западники с ним не разговаривали. Мне стало его со временем жалко. И я побеседовал с ним. Он оказался владельцем фирмы по реставрации дорогих фарфоровых изделий. Тяжёлый человек в плане общения, но хороший специалист.

А в тот вечер, чтобы "сбалансировать" разговор, я спросил громко западников, сразу после ухода подруги Дитера Нооля с внуком: "А как было у вас, капиталисты?"

Лишь после этого глупого вопроса они поняли, что где-то что-то недопоняли. Мы все равно сошлись ближе, а с одним архитектором из Гамбурга даже подружились. Мы посмотрели его дом, который он спроектировал. А он посмотрел позднее наш первый дом, который я спроектировал.

В общем жили мы и не тужили...

В 1989 году умерли дружно, один за другим, мои родители, в 70 лет. Они умели радоваться жизни и желали такими остаться в нашей памяти: активными, довольными, дружными, радостными.

Я их называю детьми социализма, они прожили как раз все 70 лет социализма и не узнали, чем закончился этот эксперимент.

На смену моим родителям в тот же год приехали родители Нины с бабушкой, тоже налегке. Так что им досталась мебель моих родителей. Так просто устраивает Бог многое в нашей с Ниной жизни.

Мы достали для родителей новую 3 комнатную квартиру, что тогда сделать было очень трудно. Мы с Ниной жили в старом доме, ему было 100 лет. Квартиру родителей Нины мы оклеили сами обоями. Помню в это время я оторвался от обоев и принял участие в самой большой демонстрации, более 1 млн. людей, на Alexanderplatz...

Перед падением Берлинской стены был я с другом в Советском посольстве, смотрели кино. После этого заговорили о Берлинской стене. Он был против стены, но считал, что она будет стоять ещё очень долго. Ведь Хонеккер  сказал недавно, что стена будет стоять ещё 100 лет.

Я сказал, что этой стенке я не дам и года. На следующий день, неожиданно для всех, она рухнула. И я помогал этому, не люблю стены, разделяющие людей. Взял зубило, молоток и вместе со многими долбил стену.

Пару её осколков я подарил на следующий год гиду в Израиле. Она очень обрадовалась...

Задолго до этого я пророчествовал коллегам, что Союз развалится. Хотя я этого не желаю и что я прихватил в Союзе самые лучшие годы развитого социализма. Они дивились моим словам и говорили, что этого никогда не случится, т.к. "У Союза учиться - это учиться побеждать!"...

После объединения Германии Берлин сильно изменился, параллельно во всех местах шло строительство. Рабочие стали ездить на электричке в грязной одежде, некоторые пили пиво и курили в пути.

Многое стало безобразным. На улицах появились проститутки. Площадь Alexanderplatz, центр восточного Берлина, превратили в стройку и базар. Стало везде грязно. Раньше это была широкая, красивая площадь с телевышкой посередине.

Я работал рядом, в центральном здании нашего предприятия. Palast der Republik (Дворец Республики), прекрасное здание, решили снести. Т.к. это был символ социализма. Туда был всегда бесплатный, свободный вход для всех. Там всегда что-то происходило: танцы, пение, выставки. Было очень красиво.

Названия почти всех улиц изменили многократно. Число машин увеличилось значительно. В общем нам с Ниной стало неуютно в этом большом, шумном городе и мы, продав дачу, построили дом под Берлином. Здесь нам нравится: мы очень ценим покой, чистый воздух и отсутствие многоэтажных домов...

До этого мы правда прожили 2 года в западном Берлине в очень спокойном, тихом районе в большой квартире (110 м2) с красивым паркетом.

Когда мы переезжали в свой дом, то соседи напротив очень сожалели об этом. Они были старожилами, жили в своём доме и знали, что говорили. А сказали они нам с Ниной, что мы были единственными, которые с ними здоровались и иногда общались...

Oбобщу… Мы прожили в восточном Берлине 14 лет, пока условия не изменились и нам перестало там нравиться. Т.к. многие соседи переехали. Вдруг стало в Берлине много свободных квартир и можно было переехать в любой район.

В социализме был везде дефицит. В капитализме - во всём изобилие. В наш дом, где была дешёвая квартплата, стали въезжать люди безобразного поведения...

Затем мы прожили 2 года в западном Берлине, пока нам там не перестало нравиться. Холодные люди...

Потом 10 лет прожили в своём первом доме, пока условия не изменились: после смерти отца Нины взяли к себе её маму.

И теперь живём уже 12 лет (с 2008 года) в новом доме, также мною спроектированном. У нас прекрасные соседи, хороший воздух, зелено, тихо, спокойно. Рядом Берлин...

Мы довольны, счастливы, чувствуем себя дома. Чего и вам желаем, всем. И тем кто остался на родине и тем, кто переехал на новое место жительства...

Отвлекусь и напишу о самом трудоёмком объекте моего творчества.

Нашей первой квартире в Ташкенте мы радовались с Ниной больше, чем нашему новому дому, несмотря на то, что квартире нужен был полный ремонт.

Трудно мы начинали с Ниной, я имею в виду квартирный вопрос. Без детей нам на двоих полагалась лишь однокомнатная квартира. А тут получили 2-комнатную от фирмы ОРГРЭС, где мы тогда работали.

А.К. Семёнов, мой шеф, дал мне самую высокую оценку, чем продвинул мою очередь на получение квартиры. Она была, правда, очень маленькой (22,5 м2) и её никто не хотел.

Однако дом был хороший, кирпичный, а после ремонта наша квартирка стала конфеткой, правда маленькой. Спальная комната 7,5 м2 и гостиная 14 м2. Однако в спальной поместилась 2-местная кровать и шкаф.

У меня было всегда много интересов, однако не было рабочей комнаты, даже письменный стол негде было поставить.

Трудности развивают мышление, находчивость. И вот пришла мне в голову идея - сконструировать рабочий стол с книжными полками, который бы на ночь превращался в кровать.

Идея развилась в эскиз, эскиз материализовался в готовый продукт...

Из тонкого металлического уголка был в Красногорске, с помощью отца и его товарищей, сварен каркас, который я облицевал толстой многослойной фанерой. Её получил отец также в Красногорске.

Конечно понадобились втулки и подшипники. Всё это нужно было рассчитать, подогнать, выточить на токарном станке (сделал в ОРГРЭС).

Мои расчёты оказались абсолютно точными. И конечный продукт оказался на удивление стабильным.

У стола были по краям 2 тумбочки с полочками и с дверцами, которые закрывались на внутренний замок. Между тумбочками место для ног. Стол был широким и задняя половина напоминала сундук с крышкой, в который складывали на день постель.

Сзади стола, над столом, находились книжные полки, которые стояли не только на столе, но и на подшипниках. Лёгким движением руки книжные полки, в которые вставлялись 2 ножки, превращались в удлинение кровати. Получалась одна плоскость 1,80x2,00 м.

Мы продали нашу кровать и действительно спали на этом удивительно стабильном, немного жёстком сооружении. Очень жаль, нет ни одного фото этого "шедевра" мебельного творчества.

У этого "шедевра" есть и своя интересная история, поэтому и написал об этом...

Это была единственная мебель, которую мы взяли с собой при переезде в Берлин, т.к. иностранную мебель брать с собой не разрешали. Я уже говорил, что и книги не разрешалось перевозить и я потерял свою библиотеку.

Однако некоторые книги мне было жалко оставлять, например большую советскую энциклопедию, книги по искусству. Я сделал в своём "шедевре" двойной пол в отделении для постели и сложил туда книги.

Ребята, которые мне помогали переносить вещи в контейнер, никак не могли понять почему мой "шедевр" был жутко тяжёлым, хотя выглядел лёгким и был пустым.

Я знал, почему...

На таможне, в Ташкенте, проверяли в контейнере всё до мелочей. Однако Бог и тогда, когда я Его ещё не знал, помогал мне удивительным образом.

Таможенники дошли до моего "шедевра" в контейнере... И тут зазвучала жутко траурная музыка по репродуктору. Хоронили Брежнева и объявили минуту молчания. Таможенники вышли из контейнера, мы вместе помолчали...

После минуты молчания таможенники посмотрели в контейнер и спросили сами себя: а эту штуку мы уже проверяли? Мой друг, который помогал загружать контейнер уже было произнёс: нет. Я понял, что в эту минуту всё решается и предупредил друга, сказав: да!...

Мы действительно и в Берлине спали некоторое время на этой кровати-письменном столе. Но квартира была большой и мы купили новую кровать и письменный стол. А эта штука перекочевала в сарай, в подвал дома, где и стоит, быть может, до сих пор... Надо будет как-нибудь посмотреть, ради интереса.

Да, контейнеры достались мне тоже не просто...

Я заказал в Ташкенте 2 контейнера для переезда в ГДР. Для себя и для родителей. Ко мне подошёл парнишка и сказал, между прочим, 200 руб. за контейнеры я должен дать ему. Это помимо их стоимости.

Это были большие деньги для того времени. И я послал его... И он пошёл... Однако, к кому бы я ни обращался в этом заведении, все посылали меня к этому парнишке, говоря, что контейнеры можно получить лишь через него.

Терпеть не могу взятки, но другого выхода не было. Ну, вот - сказал парнишка - я же сказал, что другого выхода нет. И успокоил меня, что всё теперь будет хорошо и к сроку. И никто ничего не разворует, что он знает своё дело.

И он сдержал слово. Выпал снег, но он был вовремя и у родителей, и у меня. И ничего из контейнеров у нас не пропало.

     *****

ЭПИЛОГ

В феврале 2013 года у Нины опять было двустороннее воспаление лёгких с артериальной эмболией лёгких. Опять, как и 30 лет тому назад она была на грани смерти.

38 дней была в больнице, с трудом откачали. У нас был уже опыт и я сам отвёз Нину в больницу. Успел...

Тёща не вынесла этого и тоже оказалась в другой больнице. Она потеряла сознание и я её сам отвёз в больницу. Успел...

Пришлось сражаться на двух фронтах, не просто...

Врачи никак не могли определить у Нины причины тромбоза. Спросили, есть ли у нас дети?

Когда её выписали, я отвёз Нину по совету врачей в специальную клинику, где она была в реанимации 30 лет тому назад.

Там сделали ей анализ крови и нашли причину образования тромбоза: генетическая предрасположенность, повышенная сворачиваемость крови. У 3% людей наблюдается это, у них возможность образования тромбоза в 20 раз выше, чем у "среднего" человека.

Похоже это и было причиной выкидышей, от которых мы так страдали...

Век живи - век учись (лечись)... Это относительно недавно стало известно в медицине. Хоть под старость узнали, почему у нас нет детей... Однако мы счастливы и радуемся каждому новому дню.

Слава Богу! За всё, что Oн нам даёт... и за испытания.

P.S.: Вот так, "коротко", я ответил на вопрос о причине нашего переезда на ПМЖ из Ташкента, СССР в Берлин, ГДР. Краткость - сестра таланта...


Рецензии