Ученик Репина
Точно известно только одно, что он был зверски расстрелян вместе со своей женой Вассой Иосифовной.
Существует несколько версий их гибели. Версия 1: Одна из жительниц города, знавшая художника, рассказывает, что в конце лета (в августе) 1942 года группа воронежцев была приведена оккупантами в район Красноармейской улицы. В этой группе находился и Александр Алексеевич со своей женой, которую он поддерживал под руку. Высокий, в сером плаще, он очень выделялся в толпе. Вскоре все были расстреляны.
Версия 2: Некоторые воронежцы утверждают, что он был расстрелян в конце улицы Кольцовской.
Версия 3: Другие утверждают, что художник Бучкури и его жена были расстреляны фашистами 5 августа 1942 года во дворе комендатуры на улице 9 Января. Вместе с ними были уничтожены два брата Вассы Иосифовны, а также музыкант Левинсон. Очевидцы утверждают, что долгое время во дворе комендатуры, среди кучи мусора, валялся диплом Академии художеств, выданный Бучкури.
Версия 4: Художник вместе с женой были расстреляны во дворе своего дома в Скорняжном переулке.
Сейчас что-либо утверждать с высокой степенью вероятности невозможно. Однако если проанализировать события, которые имели место быть в этот период (август 1942), то, наверное, можно будет остановиться на наиболее вероятной версии.
В конце лета (27 августа 1942) немцы действительно в районе улицы Красноармейской погрузили на транспорт людей из Дома инвалидов, роддома, госпиталя, разместившегося в школе N 12, и близлежащих домов, вывезли в Песчаный лог и расстреляли. Однако художника с женой там быть не могло - слишком далеко Скорняжный переулок от Красноармейской улицы.
С конца июля, когда затихло первое контрнаступление советских войск в Воронеже, немцы начали укреплять свою оборону на вершинах холмов Правобережья. В связи с этим они потребовали, чтобы жители города, которые не успели эвакуироваться, немедленно покинули свои дома. 5 августа немецкой комендатурой было объявлено, чтобы жители города собрались в центре, у памятника И.С.Никитину. А затем колонной собравшихся отправили в сторону западной окраины города. Маршрут пролегал через улицы Пушкинская и Ворошилова.
Улицы Красноармейская и Кольцовская (в её конце - на Девицком выезде) как раз пересекают маршрут колонны. С теми, кто идти не мог, не церемонились - расстреливали на месте. Известно, что из-за болезни Вассы Иосифовны семья Бучкури эвакуироваться не сумела. Так что версия о гибели художника и его жены в этом районе вполне имеет право на существование. Васса Иосифовна действительно не могла идти долго. Таким образом, дата смерти - однозначно 5 августа 1942 года.
Тем не менее, наиболее вероятной версией выглядит четвёртая. Скорее всего Васса Иосифовна была настолько больна, что вообще не могла идти. А немецкая комендатура после отправки колонны произвела зачистку жилых кварталов, расположенных на спусках холмов центральной части города. Там же оказались и два брата жены художника. Все были расстреляны. Об этом свидетельствует тот факт, что диплом Академии художеств на имя Бучкури впоследствии оказался в комендатуре. Также исчезли некоторые картины, которые художник не успел припрятать в тайниках.
#
Родился Александр Бучкури 18 ноября 1870 года в слободе Бутурлиновка. Его отец был купцом, греком турецкого подданства. Воспитывал же Сашу с раннего детства в селе Хреновое отчим А. И. Михельсон. Рисовать мальчик начал в восемь лет – однажды изобразил с натуры соседскую лошадь.
В 1884 году семья переехала в Воронеж. Здесь Александр начал писать красками. В 23 года Александр Бучкури начал учиться в школе любителей рисования под руководством Льва Григорьевича Соловьева. Уже тогда проявился его интерес к крестьянской теме.
В 1898 году Бучкури приехал в Петербург, чтобы держать экзамен в Академию художеств по классу И.Е.Репина. Илья Ефимович попросил воронежца написать несколько этюдов. Один из них так ему понравился, что Репин взял Бучкури в студию княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, в которой он в то время преподавал. В студии были созданы идеальные условия для учебы талантливых молодых людей всех сословий.
В октябре 1899-го Александр Бучкури подал заявление о приеме в Высшее художественное училище Академии. Здесь его сокурсниками стали астраханец Борис Кустодиев и тамбовчанин Иван Горюшкин-Сорокопудов. Для получения звания художника Бучкури написал конкурсную картину «Смерть самозванца», имевшую такой шумный успех у публики, что ее тут же приобрел коллекционер из Швейцарии. Получив средства для жизни, Александр Алексеевич женился на художнице Вассе Епифановой.
C 1899 года Александр Алексеевич Бучкури становится вольнослушащим студентом высшей художественной Академии под руководством Репина. Получив звание художника, он продолжает работать над картинами, периодически принимая участие в Петербургских художественных выставках. Через много лет И. Репин скажет о Бучкури: «Он отличный художник, и я горжусь таким бывшим моим учеником».
В картине «Похороны» (1905) художник рассказал о тяжелой доле крестьян и был удостоен премии им. Куинджи. Картина находится в Одесском художественном музее.
В 1907 году Александр Алексеевич и Васса Иосифовна переехали в Воронеж. В 1912 году появилась картина с прекрасным цветовым решением «Свадебный поезд», которая успешно экспонировалась на весенней выставке Академии художеств в Петербурге. Он создал великолепные портреты Петра I, один из которых приобрела Воронежская городская Дума, а другой – Дворянское собрание. Многие работы мастера приобрела и щедро оплатила принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская.
В 1912 - 1922 годы А.А.Бучкури преподаёт в Свободных художественных мастерских, а с 1923 года - в Художественно-промышленном изотехникуме. Основную часть своего времени Бучкури уделяет теперь ученикам, терпеливо передавая им свои знания и опыт. Говорил он так: «Рисуйте просто, как будто вы никогда не рисовали. Не будьте гордыми, не бойтесь с максимальным трудолюбием добиваться того, что есть в природе!»
Ученики безумно любили своего учителя. Для них он был кумиром. Прежде всего их восхищала его недюжинная физическая сила. Александр Алексеевич мог запросто поднять тумбу вместе с натурщицей и перенести на более освещенное место! Во время работы кистью мастер прекрасно пел басом арии из опер. Иногда молодые художники устраивали ему настоящую овацию.
В 1933 году Бучкури был одним из активных участников по организации "Союза художников ЦЧО", сплотившей художественные силы Воронежа, Орла и Курска, и от Воронежа входил в президиум правления "Союза".
В 1933 году на выставке «Художники ЦЧО за 16 лет советской власти» появилась картина Александра Алексеевича «Завтрак на сенокосе», которую он писал в неотапливаемой тесной мастерской, отогревая краски дыханием. Поскольку эту работу приобрела редакция областной газеты «Коммуна», отношение к художнику начало меняться.
В окружении произведений любимого им жанра необычной и оригинальной выглядит картина "У цирка", выполненная в 1936 году, в тот период его художественной биографии, когда он уже пережил долгое и тягостное состояние растерянности и неверия в свои силы в 20-е и начале 30-х годов, которое так откровенно, так искренне звучала в его письмах: "Я самого себя, как художника, давно похоронил". "По правде сказать, я бы мог работать. Но сейчас у меня нет воли порвать с педагогикой и поверить в свои силы. Я не знаю, что я могу и что нужно".
Настоящий фурор произвела в 1937 году работа Бучкури «Вывод», работать над которой он начал еще в 1910 году. На большом полотне (2 х 4 м) изображено публичное наказание молодой крестьянки, изменившей старому мужу. Супруг, узнавший об измене, гонит привязанную к запряженной лошади голую жену по деревне. В качестве истязателя Александр Алексеевич изобразил самого себя. Картина вызвала противоречивые толки. Партийные идеологи обвинили мастера в любовании обнаженной натурой, что снизило количество заказов.
Перелом произошел в 1940 году, после того как картины Бучкури попали на московскую «Выставку мастеров старшего поколения художников РСФСР» и даже произвели там некоторую сенсацию. Журнал «Искусство» один из своих номеров полностью посвятил творчеству Александра Алексеевича. Деваться было некуда: местные власти назначили мастеру персональную пенсию, построили мастерскую, вернее, надстроили второй этаж его дома в Скорняжном переулке.
Свидетельство о публикации №219031901367