Ученик Репина

   Много ещё тайн хранит в себе история оккупации Воронежа немецко-фашистскими войсками (июль 1942 - январь 1943). Одной из них является гибель известного далеко за пределами Воронежа художника Бучкури Александра Алексеевича.
   Точно известно только одно, что он был зверски расстрелян вместе со своей женой Вассой Иосифовной.

   Существует несколько версий их гибели. Версия 1: Одна из жительниц города, знавшая художника, рассказывает, что в конце лета (в августе) 1942 года группа воронежцев была приведена оккупантами в район Красноармейской улицы. В этой группе находился и Александр Алексеевич со своей женой, которую он поддерживал под руку. Высокий, в сером плаще, он очень выделялся в толпе. Вскоре все были расстреляны.
   Версия 2: Некоторые воронежцы утверждают, что он был расстрелян в конце улицы Кольцовской.
   Версия 3: Другие утверждают, что художник Бучкури и его жена были расстреляны фашистами 5 августа 1942 года во дворе комендатуры на улице 9 Января. Вместе с ними были уничтожены два брата Вассы Иосифовны, а также музыкант Левинсон. Очевидцы утверждают, что долгое время во дворе комендатуры, среди кучи мусора, валялся диплом Академии художеств, выданный Бучкури.
   Версия 4: Художник вместе с женой были расстреляны во дворе своего дома в Скорняжном переулке.

   Сейчас что-либо утверждать с высокой степенью вероятности невозможно. Однако если проанализировать события, которые имели место быть в этот период (август 1942), то, наверное, можно будет остановиться на наиболее вероятной версии.
   В конце лета (27 августа 1942) немцы действительно в районе улицы Красноармейской погрузили на транспорт людей из Дома инвалидов, роддома, госпиталя, разместившегося в школе N 12, и близлежащих домов, вывезли в Песчаный лог и расстреляли. Однако художника с женой там быть не могло - слишком далеко Скорняжный переулок от Красноармейской улицы.
   
   С конца июля, когда затихло первое контрнаступление советских войск в Воронеже, немцы начали укреплять свою оборону на вершинах холмов Правобережья. В связи с этим они потребовали, чтобы жители города, которые не успели эвакуироваться, немедленно покинули свои дома. 5 августа немецкой комендатурой было объявлено, чтобы жители города собрались в центре, у памятника И.С.Никитину. А затем колонной собравшихся отправили в сторону западной окраины города. Маршрут пролегал через улицы Пушкинская и Ворошилова.
   
   Улицы Красноармейская и Кольцовская (в её конце - на Девицком выезде) как раз пересекают маршрут колонны. С теми, кто идти не мог, не церемонились - расстреливали на месте. Известно, что из-за болезни Вассы Иосифовны семья Бучкури эвакуироваться не сумела. Так что версия о гибели художника и его жены в этом районе вполне имеет право на существование. Васса Иосифовна действительно не могла идти долго. Таким образом, дата смерти - однозначно 5 августа 1942 года.

   Тем не менее, наиболее вероятной версией выглядит четвёртая. Скорее всего Васса Иосифовна была настолько больна, что вообще не могла идти. А немецкая комендатура после отправки колонны произвела зачистку жилых кварталов, расположенных на спусках холмов центральной части города. Там же оказались и два брата жены художника. Все были расстреляны. Об этом свидетельствует тот факт, что диплом Академии художеств на имя Бучкури впоследствии оказался в комендатуре. Также исчезли некоторые картины, которые художник не успел припрятать в тайниках.

   #

   Родился Александр Бучкури 18 ноября 1870 года в слободе Бутурлиновка. Его отец был купцом, греком турецкого подданства. Воспитывал же Сашу с раннего детства в селе Хреновое отчим А. И. Михельсон. Рисовать мальчик начал в восемь лет – однажды изобразил с натуры соседскую лошадь.
   В 1884 году семья переехала в Воронеж. Здесь Александр начал писать красками. В 23 года Александр Бучкури начал учиться в школе любителей рисования под руководством Льва Григорьевича Соловьева. Уже тогда проявился его интерес к крестьянской теме.

   В 1898 году Бучкури приехал в Петербург, чтобы держать экзамен в Академию художеств по классу И.Е.Репина. Илья Ефимович попросил воронежца написать несколько этюдов. Один из них так ему понравился, что Репин взял Бучкури в студию княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, в которой он в то время преподавал. В студии были созданы идеальные условия для учебы талантливых молодых людей всех сословий.

   В октябре 1899-го Александр Бучкури подал заявление о приеме в Высшее художественное училище Академии. Здесь его сокурсниками стали астраханец Борис Кустодиев и тамбовчанин Иван Горюшкин-Сорокопудов. Для получения звания художника Бучкури написал конкурсную картину «Смерть самозванца», имевшую такой шумный успех у публики, что ее тут же приобрел коллекционер из Швейцарии. Получив средства для жизни, Александр Алексеевич женился на художнице Вассе Епифановой.

   C 1899 года Александр Алексеевич Бучкури становится вольнослушащим студентом высшей художественной Академии под руководством Репина. Получив звание художника, он продолжает работать над картинами, периодически принимая участие в Петербургских художественных выставках.  Через много лет И. Репин скажет о Бучкури: «Он отличный художник, и я горжусь таким бывшим моим учеником».
   В картине «Похороны» (1905) художник рассказал о тяжелой доле крестьян и был удостоен премии им. Куинджи. Картина находится в Одесском художественном музее.

   В 1907 году Александр Алексеевич и Васса Иосифовна переехали в Воронеж. В 1912 году появилась картина с прекрасным цветовым решением «Свадебный поезд», которая успешно экспонировалась на весенней выставке Академии художеств в Петербурге. Он создал великолепные портреты Петра I, один из которых приобрела Воронежская городская Дума, а другой – Дворянское собрание. Многие работы мастера приобрела и щедро оплатила принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская.

   В 1912 - 1922 годы А.А.Бучкури преподаёт в Свободных художественных мастерских, а с 1923 года - в Художественно-промышленном изотехникуме. Основную часть своего времени Бучкури уделяет теперь ученикам, терпеливо передавая им свои знания и опыт. Говорил он так: «Рисуйте просто, как будто вы никогда не рисовали. Не будьте гордыми, не бойтесь с максимальным трудолюбием добиваться того, что есть в природе!»
Ученики безумно любили своего учителя. Для них он был кумиром. Прежде всего их восхищала его недюжинная физическая сила. Александр Алексеевич мог запросто поднять тумбу вместе с натурщицей и перенести на более освещенное место! Во время работы кистью мастер прекрасно пел басом арии из опер. Иногда молодые художники устраивали ему настоящую овацию.

   В 1933 году Бучкури был одним из активных участников по организации "Союза художников ЦЧО", сплотившей художественные силы Воронежа, Орла и Курска, и от Воронежа входил в президиум правления "Союза".
   В 1933 году на выставке «Художники ЦЧО за 16 лет советской власти» появилась картина Александра Алексеевича «Завтрак на сенокосе», которую он писал в неотапливаемой тесной мастерской, отогревая краски дыханием. Поскольку эту работу приобрела редакция областной газеты «Коммуна», отношение к художнику начало меняться.

   В окружении произведений любимого им жанра необычной и оригинальной выглядит картина "У цирка", выполненная в 1936 году, в тот период его художественной биографии, когда он уже пережил долгое и тягостное состояние растерянности и неверия в свои силы в 20-е и начале 30-х годов, которое так откровенно, так искренне звучала в его письмах: "Я самого себя, как художника, давно похоронил". "По правде сказать, я бы мог работать. Но сейчас у меня нет воли порвать с педагогикой и поверить в свои силы. Я не знаю, что я могу и что нужно".

   Настоящий фурор произвела в 1937 году работа Бучкури «Вывод», работать над которой он начал еще в 1910 году. На большом полотне (2 х 4 м) изображено публичное наказание молодой крестьянки, изменившей старому мужу. Супруг, узнавший об измене, гонит привязанную к запряженной лошади голую жену по деревне. В качестве истязателя Александр Алексеевич изобразил самого себя. Картина вызвала противоречивые толки. Партийные идеологи обвинили мастера в любовании обнаженной натурой, что снизило количество заказов.

   Перелом произошел в 1940 году, после того как картины Бучкури попали на московскую «Выставку мастеров старшего поколения художников РСФСР» и даже произвели там некоторую сенсацию. Журнал «Искусство» один из своих номеров полностью посвятил творчеству Александра Алексеевича. Деваться было некуда: местные власти назначили мастеру персональную пенсию, построили мастерскую, вернее, надстроили второй этаж его дома в Скорняжном переулке.


Рецензии