Китайский вариант тайной вечери

«Они прилетели!»
«Неужели они прилетели!?»

Тут можно подумать, что речь идёт о скворцах по весне.
Но на сей раз –  эта песня о зиме. И ещё очень неожиданной, во всяком случае, для меня.

В эту нежданную пору, во Дворце Искусств собрались любители и не только…

И всё только потому, чтобы воочию убедиться, что до Китая можно долететь. Хотя вот убеждать (по крайней мере, в этот раз) придётся всё ещё от обратного.
Где обратное заключается в том, что китайский вариант «тайной вечери» тоже существует.  Да, не совсем «тайный». И да, не совсем «-то застолье».
Широкие двери, я бы сказала, нестандартного (во всех смыслах этого слова) Дворца Искусств, то и дело приоткрывались, чтобы всех впускать и, по- возможности, никого не выпускать.

Удивительная вещь.
Искусные китайцы прилетели, чтобы себя показать… но, что ещё более щекочет нерв, показать не с той стороны, где тешится самомнение, а только с той причины, когда хочется, чтобы люди «почти что с другой» планеты, приобщились к чему-то пусть земному, но от этого не менее великому.

Да, и, как в общем и всегда, я пришла раньше назначенного. Так как очень люблю постигать, какие бы то не было чудеса – очень медленно и со вкусом, - дабы обязательно и даже чуть позже и навсегда возникло ощущение послевкусия. И, желательно, приятного.

Кто-то скажет:

«Невелика разница».
Возможно! Но она-то всё-таки есть. И не факт, что не велика.

Вот в чём вопрос:
Кто-то попал в поток,
кто-то затерялся в толпе, а
кто-то сумел нечто для себя найти…

Найти – не сложно?
Верно.
Куда труднее – оценить.
Тем более – нечто совершенно для себя новое и совершенно чуждое собственному восприятию.

Сейчас вопрос перевернулся с ног на голову:
«Не уж-то всё так сложно?»

Представьте себе: (тушь) назовём её «чёрная акварель» - на рисовом, почти прозрачном, холсте…

А сейчас, поди - пойми, что там изображено?

Мой метод «для неандертальцев новейшей эпохи»:
Сделайте один круг по выставочному залу. Следом, не долго думая, повторный. Затем, ещё…

А дальше останавливаешься в середине зала, потому, как началось открытие выставки, и ты таки обязан забыть на саморазвитие, а приняться за выполнение задания «партии», хоть ты её (эту самую партию)  редакцией назови.

Конечно, в самом начале события звучат стандартные слова:
- Мы рады приветствовать на нашей земле талантливейших из художников современности…

Твои мысли естественно, о другом, но, в то же время, совершенно о том же самом:
«… А вот если бы эти таланты сами не долетели, то ни один бы человек из присутствующей аудитории, что касается белорусской публики, никогда бы не разделил этого «широко общественного мнения», которое якобы закрепилось на всём земном шаре».  -

Именно так и рождается миф, а вот родится ли следом легенда? Это уже всевластно и всецело зависит от того, как поработает или, как отработает журналист.

Да, «журналисты народ плечистый», с чем даже спорить не рекомендую и не советую, а что ещё хуже – это оспаривать сей факт. И даже скажу больше:

«Журналисты – все, как артисты», и «журналисты – не пофигисты».

А если вдруг вы не попадаете под современные одностишья?.. то тогда, извините вы меня, какой вы вообще журналист? Что вы себе возомнили? И, что вы вообще забыли на этом высококультурном мероприятии?  Ведь спорить с китайцами о великом искусстве, это ещё хуже, чем оспаривать журналистский потенциал.

Но этот же «опасный вопрос» мог пробиться и в мою (или даже свалиться – на мою) голову.

Естественно, что имела честь видеть и раньше, пусть на иллюстрированных картинках, но совершенно другое китайское изобразительное искусство. И, уж конечно, совершенно иным себе его представляла… И, заметьте, это всё прежде, чем оно именно вот в такой форме явилось у меня перед глазами. Никогда, никогда не думала, что искусство современности может так глубоко отличаться, от тех самых фантазий, которых я там себе нарожала.

Но Бог, и правда, слышит наши мысли.

В тот самый день, и даже в ту самую минуту, на помощь мне пришёл один из китайских посольских друзей и вручил мне красивый пакет.

Нет, эта была не взятка. А всего-то – материалы «для особо одарённых». «Мол, приземлённые, - читайте, ознакамливайтесь и входите в курс дела».
Да так входите, чтобы задело, и не просто задело, а – по самому, что ни на есть настоящему существу. И не просто по-существу, а желательно, с всемасштабной пользой. Ведь если не заденет, то все эти ваши полёты и дар всех ваших открытий – испарится с такой скоростью, с какой даже не прилетел.

А дальше, если ты искренне принимаешь руку помощи, то считай, что дело за малым. Понять и принять.

Любопытство женщины не знает границ. А любопытство женщины журналиста?.. Как вы понимаете, - вообще нечто из ряда вон выходящее. И потому, я приоткрыла, доверенную мне тайну, и нашла там полнометражный искусный каталог событий.

И вот тут на мою голову снизошло озарение. Что пока все присутствующие на месте, можно запечатлеться не только с художниками (хотя естественно, ты даже не представляешь, кто из них кто), но и по красивой журналистской традиций, пополнить свою коллекцию невероятными автографами. 

И это вот всё в том «для себя доступном объёме» не только получилось, но и превзошло все ожидания.

Не верьте, когда говорят, что «дело мастера боится». Если это не Волонд, то дело спорится, а если это всё-таки булгаковский герой? - то все дела уже давно сделаны и без вашей «нужной и востребованной» помощи. Но в любом случае, мастер просто таки обязан быть не только при делах, но ещё и с пониманием этого самого дела.

Моё понимание, для партии – завершилось сюжетом, а для меня – каталогом, который я открывала и пролистывала столько раз, пока мне не начало доходить, что в моих руках на самом деле не нечто «брашураподобное», а книга с репродукциями современного китайского искусства. Да, оно не такое, как мы себе его представляем, но от этого не менее Великое.

Я очень люблю выслушивать свой диктофон, особенно – после работы. Вернее, - любила, до тех самых пор, пока он у меня был.

Поверьте, ему никогда не было со мной скучно, как и мне с ним. Этот мой дотошный друг, не записывает твою мимику, что очень даже временами жаль, но он пишет так, как пишет современный художник-реалист.
Ведь именно о моём друге, было когда-то очень метко сказано, что «из песни слов не выкинешь».
Ведь диктофон – это самый лучший мастер развенчивать иллюзии. Но в то же время, чего так же у него не отнять, так это исключительного умения подтверждать обратное. Ведь, если шапка приходится по росту, то уши никогда не мёрзнут.

А это очень-очень важно.

Не знаю, как для вас, но для меня как «радийщика», после голоса, это второй инструмент и помощник в работе. И, что немало важно, по отдельности эти «приборы» не справятся друг без друга.

Я  на сей раз была не без дела, а как раз таки при нём.

Возвращаясь к китайскому и великому,  вспоминаются первые ремарки «зевак и любителей», но очень честных и откровенных:

- Тоже мне!.. искусство!.. Мазня какая-то с которой не только не просветлишься, а даже выпить захочешь, а ещё лучше!.. -  напиться… По так называемому «Великому Китайскому Принципу».
- Это по какому такому принципу?
- По тому самому!.. По-чёрному!

Так вот я, например, этих самых принципов не знаю, и изучать их по индивидуальной программе не собираюсь. Это же не Великое Китайское Искусство в современном объёме.

Ведь поймите, напиться, как раз таки,  сможет любой и каждый и даже «по-чёрному без Кузьмы». А вот, как чёрной тушью на почти что прозрачном рисовом полотне можно изобразить Тибетские горы?.. вот это как раз таки то, что не вкладывается в голове. 

А даже если и вкладывается, то голова тут же укладывается и спит крепким глубоким сном.

Мороза по коже, конечно же, нету. Мороз по коже всегда тогда, когда это самое искусство тебя прошибает наяву.

Везде и всюду и всё снова и снова, повторяю без лени  всем и каждому, что на сколько бы не была одухотворена твоя душа, всё равно тело требует пищи и не той самой духовной, а той, которая помогает ему сохранять живое и небескультурное обличие.

В этом, кстати, убеждены и все художники мира, с каких бы других планет они не прилетали в твой Дворец.

Просто, не забывайте проветривать «кукушку».

Люблю быть дома, где ни холодно, ни голодно и очень даже проветрено. И, заметьте, и душа и тело – при деле.
Философия искусства проста, как и врачевательного. Да и звучит она точь-в-точь: «Не навреди». Ведь, когда у тебя все и всё на месте, ты даже способен понять, нечто более высокое и более возвышенное, чем уже понял и без на самом деле Великого.

Привыкая к тонкой канители, как-то самой собой получается, что начинаешь, хоть и между строк, искать китайцев.

А вы и не ищите. Они там и без таких «путёвых искателей» не плохо здравствуют.

Да ещё и в каждой чёрной букве по белому. Которые, в отличие от великого искусства, пока ещё являются откорректированным и заштукатуренным, но не бесполезным текстом.

Проза жизни, как вы уже «настырно» знаете, это тогда, когда, где бы мы не находились на нашей огромной планете, всегда и всюду есть китайцы. И потому, мне кажется, что тут не надо быть Велики Демагогом  и Философом Великой профессии
Журналистика, чтобы понять, что, когда бы и где бы мы не осваивали всё прекрасное, что преподносит нам жизнь, - это всегда будет на пользу или, как минимум, не навредит.

Но главное всё же – на этом  и каждом последующем блюде не искать голубой каёмочки, а иначе, дело будет сделано. ( Но совершенно не так, как вам бы того хотелось).


Рецензии