М. Оппенгейм первый немецко-еврейский художник
МОРИЦ ОППЕНГЕЙМ –ПЕРВЫЙ НЕМЕЦКО-ЕВРЕЙСКИЙ ХУДОЖНИК НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Принято считать, что когда-то евреи испытывали неприязнь к фигуративному искусству.
Это предположение в определенном смысле верно, поскольку в соответствии с Галахой еврейская жизнь ориентирована более на веру посредством словесного, чем визуального выражения своих принципов.
Интерес к эстетике ритуальных предметов свидетельствует об осознании еврейским народом своей художественной самобытности. Чувство прекрасного органически вписывается в иудаизм, который определяет его термином хиддур мицва (украшение повеления, то есть украшение принадлежностей, используемых при проведении религиозных ритуалов).
Фактически в библейском иудаизме не существовало запрета на художественное творчество, основанного на Второй заповеди (Исход 20:4-5) (Шмот 20 Итро 4). То, что она категорически запрещает любое «изображение того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (20:4), - вовсе не очевидно. Второй стих этой заповеди, который гласит: «не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (20:5).
Это значит, что запрещаются образы, сотворенные человеком для поклонения, но это не означает запрета на любое изображение.
Ведь иначе Бог не приказал бы Моисею изготовить двух херувимов с лицами и крыльями и поместить их над Ковчегом Завета (Исход 25:18-20). Соломон создал новых херувимов (5.47 м) для Ковчега Завета своего Храма (I Царей 6:23-29). Все это не могло быть создано, если бы II заповедь подразумевала отказ от создания изображений.
Подлинным богатством были рукописные и старопечатные книги Торы, Талмуды XIII-ХV веков, украшенные изумительными по красоте орнаментами с узорами, напоминающими резной декор синагог и демонстрирующими декоративные возможности еврейского шрифта.
Существовали периоды, когда евреи воздерживались от изображения человеческой фигуры - они опасались угрозы идолопоклонства.
Были и другие причины. Например, в Средние века евреи избегали создавать изображения в своих культовых зданиях в странах, находившихся под мусульманской властью. Мусульмане понимали Вторую заповедь буквально, и потому евреи отказывались от создания образов в местах своих богослужений.
Понадобились века, чтобы эта заповедь вновь утратила буквальный и обрела истинный смысл.
Еврейское декоративно-прикладное искусство имеет глубокие корни, все его проявления базируются на традиции еврейской религиозной жизни, тоской по оставленной родине, мечтами вернуться в родной дом, на свою землю.
В то же время оно постоянно развивалось, приобретая новые элементы орнаментики, технику изображения, веяния моды от народов, среди которых жили евреи. Рассеяние евреев по всему миру привело к развитию различных стилей, возникших под влиянием искусства тех стран, в которых они жили.
Задолго до эпохи эмансипации началось эпизодическое участие евреев в художественной жизни народов, среди которых они пребывали. Из еврейской истории известно, что уже в XVII веке среди части еврейского населения была сильная тяга к удовлетворению светских запросов, в том числе и в немецких землях. Это тяготение проявилось, прежде всего, в протестантских странах, где ранним росткам эмансипации евреев сопутствовала терпимость их духовных наставников. Сефардские общины Нидерландов, Англии, Дании пополнились бывшими марранами, которые уже усвоили в известной мере элементы европейской культуры.
Редкие ранее портреты, уже в 1-й пол. XVII века стали популярны в богатых еврейских домах. Некоторые раввины не только проявляли широкую терпимость, но даже позволяли изображать себя. Приехавший в Лондон из Дании Давид Эстевенс (1670 –1715) исполнил парадный портрет хахама Цви Хирша Ашкенази (1715). Хахам - ученый и мудрец, знаток Закона; соответствовало званию раввина в сефардских и восточных общинах.
Хахам - титул раввина у восточных евреев. В Турции главный раввин константинопольской общины носит звание Хахам-баши; он состоял членом государственного совета и польззовался правом юрисдикции над всеми евреями Оттоманской империи, кроме дел уголовных.
В XVII в. ориентиром для еврейских заказчиков служили часто портреты евреев кисти Рембрандта, а в XVIII веке — работы Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо и других христианских художников, к которым обращались именитые евреи.
Рембрандт «Молодой еврей в Образе Христа 1656, Берлин, Гос. Музеи
Рембрандт «Старый еврей», 1645, Эрмитаж
Профессионально грамотны, обаятельны и наивно обстоятельны произведения первой из известных еврейских художниц КАТРИН ДА КОСТА (CATHERINE DA COSTA, 1679 -1756) из Англии. Известны ее портретные миниатюры десятилетнего сына Аврахама и портрет отца, придворного врача Фернандо Мендеса. Правда, о возрождении еврейских традиций в ее творчестве говорить еще нельзя.
Если же нашего современника спросить о знаменитом европейском художнике-еврее, наверняка, каждый сразу вспомнит о Марке Шагале, одном из самых ярких художников XX века.
Вспомнят и Х. Сутина, и А. Модильяни, хотя их творчество практически не содержит никаких еврейских мотивов.
Но надо помнить и о том, что первым возродил художественные традиции еврейских предков, оживил их талант, спрятанный от мира столько веков, талантливый мастер портретной и жанровой живописи из Германии - МОРИЦ ДАНИЭЛЬ ОППЕНГЕЙМ (1800-1882).
Появлению М. Оппенгейма, как еврейского художника, предшествовали социальные и политические изменения в Европе, произошедшие вследствие Великой французской революции и наполеоновского переустройства континента.
Начался период эмансипации евреев, происходивший в основном с XVIII века, - составная часть процесса освобождения угнетенных групп населения, будь то от рабства, крепостной зависимости или правового, политического и общественного неравенства.
Провозглашение эмансипации было лишь юридическим выражением отмирания враждебного отношения сограждан к евреям, на самом же деле враждебность часто продолжала существовать, хотя и в ослабленной форме.
Эмансипация привела к участию евреев в политических движениях за эмансипацию, а также к эмиграции из стран Европы в страны Америки. Реакционность некоторых режимов, их нежелание проводить эмансипацию евреев приводило к участию евреев в революционной деятельности против этих режимов, в частности - против российского царизма.
С началом еврейской эмансипации еврейская община перестала быть закрытой. Многие талантливые молодые люди стали свободно обучаться в т. ч. живописи, скульптуре. Мориц Оппенгейм подобно многим другим евреям смог вырваться из интеллектуального гетто. Он не вошел, а вломился в мир европейского искусства.
Оппенгейм стал отцом иудаики, т.е. направления в искусстве, отражающего, еврейскую жизнь во всех ее проявлениях. Он приоткрыл завесу еврейского мира, о котором много говорили, почти ничего не зная о нем. Поскольку Оппенгейм тщательно выписывал детали быта, интерьеров, одежды, его картины еврейской жизни - это еще и документы эпохи.
Художник прожил долгую, исполненную трудов жизнь, оставив громадное творческое наследие..
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №219031901637