М. Оппенгейм-еврейский художник, продолжение 1
(ПРОДОЛЖЕНИЕ 1).
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
С началом еврейской эмансипации еврейская община перестала быть закрытой. Многие талантливые молодые люди стали свободно обучаться в т. ч. живописи, скульптуре. Мориц Оппенгейм подобно многим другим евреям смог вырваться из интеллектуального гетто. Он не вошел, а вломился в мир европейского искусства.
ОППЕНГЕЙМ СТАЛ ОТЦОМ ИУДАИКИ, т.е. направления в искусстве, отражающего, еврейскую жизнь во всех ее проявлениях. Он приоткрыл завесу еврейского мира, о котором много говорили, почти ничего не зная о нем. Поскольку Оппенгейм тщательно выписывал детали быта, интерьеров, одежды, его картины еврейской жизни - это еще и документы эпохи.
Художник прожил долгую, исполненную трудов жизнь, оставив громадное творческое наследие..
А родился Мориц-Даниэль Оппенгейм на рубеже веков в январе 1800 года в гетто города Ханау.
Что приходит в голову при упоминании города Ханау? Наверное, то, что это город с почти тысячелетней историей находится недалеко от Франкфурта на Майне. Здесь родились братья Гримм и композитор Пауль Хиндемит. Уже более 400 лет тому назад в Ханау существовала еврейская жизнь. Здесь жили многие известные раввины, а в 1609 году в Ханау открылась еврейская типография, которая снабжала всю Европу религиозными книгами.
Маленький Мориц посещал в Ханау хедер, изучал Тору, но его приобщали и к светской культуре, например, он часто бывал с матерью и в театре. На дворе было наполеоновское время, и евреям Германии легче дышалось. Процесс их эмансипации набирал обороты.
Родители отдали Морица в гимназию, рассчитывая на карьеру врача, но когда обнаружились его удивительные способности к рисованию и живописи, это не стало трагедией.
Семья не воспротивилась желанию юноши стать художником. Уже в 14 лет Мориц с успехом выполнял заказы f;r den Staats- und Finanzm;nister des Gro;herzogtums Frankfurt. Мориц блестяще окончил местную академию рисунка, стал любимцем ее ректора. В возрасте 20 лет отправился продолжать образование во Франкфурт, затем в Мюнхен и, наконец, в Париж.
Однако в ту пору столицей художников был Рим, и вскоре Мориц переезжает туда. На берегах Тибра проведет он 4 года, здесь завершается его становление, как живописца.
В Риме Оппенгейм сблизился с группой немецких художников, которые входили в «Союз святого Луки» (св. Лука издавна считался покровителем живописцев). Немецкие художники, создавшие собственную общину в Риме, именовали себя «назарейцами». Этим они подчеркивали свою приверженность религиозному христианскому искусству позднего средневековья.
Молодого Оппенгейма влекла к ним их художественная манера, их сосредоточенность на библейских сюжетах.
Среди его лучших работ этого периода — «МОИСЕЙ И СКРИЖАЛИ» И «ДАВИД И САУЛ».
Не менее значительным было ВЛИЯНИЕ СКУЛЬПТОРА ТОРВАЛЬДСЕНА, великого классициста. Датчанин покровительствовал молодому Оппенгейму и поощрял его занятия портретной живописью, в которой тот вскоре очень преуспеет.
Оппенгейм черпал из разных источников, его искусству присущ некоторый эклектизм, но это делает его полотна еще более эффектными.
Здесь, в Италии, завязались тесные связи с выдающимся немецким историческим живописцем еврейского происхождения Филиппом Фейтом (Veit, 1793-1877) - он тоже принадлежал к общине «назарейцев». Он, получил хорошее образование в Берлине, Париже, Иене, Дрездене и Вене под наблюдением своей матери, дочери известного еврейского философа-просветителя Мозеса Мендельсона. Служил в 1813-14 гг. волонтером в немецких войсках, он участвовал в нескольких сражениях с наполеоновской армией, а потом отправился в Рим, где всею душою примкнул к кружку немецких художников новоромантического направления, известных под названием "назарейцев". В 1830 г. Ф. был приглашен на должность директора Штеделевского института во Франкфурте-на-Майне.
Оппенгейм был близок и с известным берлинским художником ХЕНЗЕЛЕМ (1794 - 1861), женатым на Фанни, сестре музыканта Феликса Мендельсона-Бартольди (Феликс и Фанни – также внуки Мозеса). Вильгельм Хензель был, придворным художником короля Пруссии.
В 1829 Хензель женится в Берлине на Фанни Мендельсон (Бартольди), (1805 - 1847) - сестре Феликса Мендельсона Бартольди. Получила блестящее образование в обеспеченной, высоко культурной берлинской среде, изучала фортепиано и композицию, рано проявила незаурядные музыкальные способности. Ее голосом восхищался Гёте, посвятивший ей стихотворение (1827). В 1839—1840 путешествовала с семьей по Италии. Выступала с воскресными концертами, в том числе — исполняла Баха, Моцарта, Бетховена, а также сочинения брата.
Во время одного из таких выступлений она скончалась от апоплексического удара (инсульта). Брат, впавший после ее смерти в глубокую депрессию, тоже умер спустя несколько месяцев.
Но главным событием, имевшим последствия для всей дальнейшей жизни художника, стала встреча в Неаполе с бароном КАРЛОМ-МАЙЕРОМ ФОН РОТШИЛЬДОМ, финансовым советником королевской семьи.
В 1825 году Оппенгейм возвращается в Германию и поселяется во Франкфурте, где в эту пору уже жили два его брата. Здесь он женится на подруге детства.
После ее безвременной смерти, оставшись с тремя малолетними детьми, женится на Фанни Гольдшмидт, уроженке Франкфурта.
Семья художника не знает нужды: Оппенгейм – модный портретист, в портретах он добивается поразительного сходства, заказы сыплются со всех сторон, от евреев и неевреев.
Известность художника была столь велика, что о присвоении ему звания почетного профессора Веймарского университета ходатайствовал сам Гете. Он в восторге от его иллюстраций к «Герману и Доротее». Гете считает, что Оппенгейм блестяще передал немецкий дух его поэмы и устраивает выставку работ художника.
В искусстве портрета Оппенгейм все больше отходит от романтического стиля «назарейцев». Теперь ему ближе домашний реализм Бидермейера. Этот бюргерский стиль, возобладавший в архитектуре и живописи Германии и Австрии в середине XIX века, отвечает не только новому положению художника, которому покровительствуют уважаемые состоятельные заказчики, но и соответствует его светлому, радостному мироощущению, его темпераменту.
Карл Шпицвег (1808-1885) немецкий художник, рисовальщик и иллюстратор, один из ярких представителей стиля бидермайер.
Именно в этом стиле выдержаны многочисленные портреты представителей различных поколений семейства Ротшильдов, связи с которым у Оппенгейма со временем упрочились.
Продолжение следует..
Свидетельство о публикации №219031901690