Александрина 2 4 тур Сказка-9

12.1
Старая Наяль
http://proza.ru/2019/03/19/1785
***
     На берегу холодного синего моря, в полузаброшенной рыбачьей деревеньке, жила старая одинокая рыбачка.
     Недолгим летом рыбачка на утлой лодчонке выходила в море, ставила сети, ловила рыбу, как и все остальные жители деревушки. Но лето быстро заканчивалось, и жизнь как будто затихала на морском берегу.
     Почти на девять месяцев в году море покрывалось льдом, строя по берегам причудливые ледяные торосы. Рыбачка в это время в тепло натопленной избушке, почти наполовину вросшей в землю,  чинила старые сети и вязала новые, мастерила снасти и, под завывание ветра в печной трубе и весёлое потрескивание горящих полешков придумывала и рассказывала сама себе сказки. То ли долгая жизнь, прожитая ею, то ли спящее подо льдом море, то ли сама зима, считающая этот край своим домом,  нашёптывали эти сказки.
     Сказки всегда были добрые, в них не было ни горя, ни беды. В сказках рыбачки ушедшие в море рыбаки всегда возвращались домой живыми и с хорошим уловом. После очередной сказки рыбачка замолкала и долго сидела неподвижно, вспоминая молодость, весёлого черноволосого мужа, ушедшего в море и не вернувшегося больше никогда. Это в её сказках всегда возвращаются рыбаки, а жизнь – штука сложная – горя и потерь в ней всегда больше, чем счастья и радости.
    В один из таких холодных дней старуха услышала, как кто-то плачет за дверью. Накинув старенькую шаль, она выглянула на улицу. У самого порога лежало странное существо. Тело, около метра длинной, было обнажённым, голыми были и руки. На голове, похожей на человеческую, застыли затейливыми кудряшками недлинные волосы. Вместо ног существо еле шевелило огромным рыбьим хвостом.
     Подхватив пришельца под руки, рыбачка с трудом заволокла его в избу и пристроила на коврик возле печурки.
     Существо через некоторое время оттаяло и, оставив на полу несколько лужиц, переползло подальше от печки и село, вытянув хвост и привалившись спиной к обшарпанному древнему комодику.
– Спасибо, – то ли прохрипело, то ли просвистело существо, – Ты спасла меня от холода, рыбачка.
– Да не за что, – ответила женщина, откладывая вязку, – Не знаю, кто ты и не знаю чем тебя угостить. В наших местах таких, как ты, отродясь не водилось.
– Я – принц, сын морского царя, – отозвался гость, – Меня похитила морская ведьма. Она очень обозлилась на людей. Раньше ей каждый год приносили люди жертву – молодого парня-жениха. Сейчас уже много веков нет жертв. Ведьма напустила злое течение, и оно вынесло меня на ваш берег. Быстро замёрзло море, и я смог доползти только сюда. Отцу ведьма обещала рассказать, что меня поймали в сети люди. Крут и зол в гневе мой отец – повелитель морских бурь. Если не вернусь я домой, неисчислимое число людей погибнет.
– Да, нынче море замёрзло рано и сразу.  И даже не штормило неделю, как было всегда. Но чем же я могу тебе помочь? Долго ещё не растают льды. Я стара и дряхла. Разве смогу я тебя донести до тёплых морей?
– Наверное, нет…
– Жаль  людей, – задумалась старуха, – Будет ли ждать твой отец долгих девять лун, когда вскроются льды?
– Не знаю, – пробормотал принц, – Без воды я скоро умру. Мои жабры уже начинают сохнуть. День – два и они закроются навечно, – гость повернулся спиной. Там, в два ряда, от шеи до начала хвоста, открывались и захлопывались жабры, некоторые кровоточили.
– Жаль тебя, – опять задумалась старуха, – Знаешь, море замерзает не всё. Далеко от берега всегда есть свободная вода, может, отвезти тебя туда… – рыбачка тяжело встала, – Мне уже нечего терять. Я очень стара. Меня давно зовут предки. Я отвезу тебя до воды.

***
     Взвалив на старые покосившиеся сани лодчонку, с трудом запихав в неё замотанного в старые одеяла из шкур принца, рыбачка впряглась в сани и потащила поклажу к морю. Ловко лавируя между торосами, сани двигались вперёд. Ветер носил смерчики по ледяной глади, а под прозрачным льдом перекатывались волны. Иногда принц выглядывал из лодки, всматривался в лёд и шептал:
– Вода близка. Пробьём лёд?
– Сиди уж, – отвечала рыбачка, – Это кажется, что лёд тонок. Его и за неделю не пробить, да и бить нечем.
     И процессия двигалась дальше. Сумрак с каждым километром охватывал их всё теснее. Здесь уже долгая полярная ночь вступала в свои права.
Задыхаясь, останавливаясь передохнуть, поскальзываясь на льду, падая, вставая вновь, старуха упорно тащила сани вперёд, к воде…
     Наконец, показалась кромка чистой воды. Вот она, всё ближе и ближе… Рыбачка остановилась.
– Дальше пешком нельзя.
     Сдёрнув с санок лодку, забралась туда сама и, короткими вёслами отталкиваясь ото льда, покатила лодку к воде. Принц сел, улыбка на почти безгубом и безносом лице вызвала непонятный восторг у старуха:
– Ну, ты и красавец!
     Лодка мягко плюхнулась в воду и поплыла. Принц выпутался из шкур.
– Я могу уже прыгнуть.
– Не советую. Мне кажется, что в такой холодной воде ты не уплывёшь далеко. Подальше проходит тонкий рог тёплого течения. Я довезу тебя дотуда, а там уж прыгай и плыви с миром.
– А сможешь ли ты вернуться домой, – забеспокоился принц, – Ты очень устала и очень стара. Как ты вернёшься?
– А никак! – усмехнулась рыбачка, – Я ж сказала, что жила долго, мне хватит. Даже если я смогу забраться на лёд, то всё равно не смогу вытащить лодку. Даже если смогу дойти до дома, то как я проживу без лодки? Так что это – мой прощальный выход в море. Кстати, ты можешь прыгать, здесь тёплая вода. По молодости мы с мужем сюда приплывали и купались в тёплой водичке, у нас-то в воду не залезешь, холодно, а здесь – благодать. Прыгай уже.
     Хвостатый гость аккуратно соскользнул в воду, окунулся, вынырнул.
– Здесь тепло.
– Ну, теперь плыви! Да передай привет отцу. Попроси, чтоб он людишек не топил, пущай поживут ещё!
– Обязательно! Спасибо!
– Плыви уж! – махнула рукой старуха.

***
     Утлая лодчонка, тихонько покачиваясь на чистой воде, двигалась на восток. Старая рыбачка, покрепче завернувшись в шкуры и положив вёсла на дно лодки, казалось, дремала. Но если бы кто-нибудь прислушался, то услышал, как женщина тихонько поёт. Эта была её старая полузабытая песня. Её она пела мужу, рано ушедшему из жизни. Её она напевала сыну, ещё в детстве убежавшему от неё в мир предков. Сейчас она пела её себе, готовясь уйти в тёплую долину к мужу и сыну. Она не собиралась возвращаться, не к кому.
     Взявшаяся из ниоткуда волна накрыла утлую лодчонку и потащила ко дну. Рыбачка даже не шелохнулась… Но вдруг её стремительно вынесло наверх и подняло в воздух. Её лодочка стояла на огромной жилистой ладони седого бородатого старика в сияющей короне на голове, по пояс вынырнувшего из воды. Сама ж рыбачка была размером не больше стариковского пальца.
– Что ты хочешь, женщина? – негромко спросил старик.
Старуха удивилась:
– Ты огромен! Почему у тебя голос тих?
Морской царь улыбнулся:
– Моим голосом можно сломать здесь весь лёд, но услышишь ли ты меня тогда?
– Поняла, –  кивнула рыбачка, – Ты спрашивал, что я хочу? Я хочу быть с мужем и сыном. Я долго жила одна. Пусть я уйду быстро. Я заслужила это.
–  Жила ли ты, женщина?
–  Не знаю.
–  Хорошо, я исполню твоё желание.
     Лодку подбросило, закружило смерчем. У рыбачки потемнело в глазах. Мир растворился. Старуха  впала в спасительное забытье…

***
 – Мама! Мама! Папа вернулся! – из под одеяла прохрипел худенький мальчонка с воспалёнными глазами, всё лицо его было покрыто неровными красно-синими пятнами.
– Не вставай, Михель, я погляжу.
     Женщина подбежала к двери и на миг остановилась.
Память бережно подсунула видение: она выбегает на улицу, а там два рыбака несут обломок лодки, с написанным красной краской словом – Наяль… Это муж когда-то назвал лодку её именем и любовно вывел на борту красной краской буквы… Рыбаки кладут обломок на землю, рядом ставят небольшой мешок рыбы в помощь осиротевшей семье и, опустив головы, уходят… Она падает на колени, прижимает к себе обломок и голосит, голосит, голосит… А когда возвращается в дом находит бездыханное тельце сына, украденного смертельной болезнью…
     Женщина выбежала из дома… и бросилась навстречу черноволосому красавцу, пропахшему морем и рыбой…
– Я вернулся! Наяль! Я вернулся! Меня три дня носило штормом. Я заплутал. А потом течение вынесло к нашему берегу. Смотри, какую рыбу я тебе принёс! – Рыбак подал жене огромную рыбину.
     Сзади подбежал всклокоченный мальчонка и повис у отца на шее.
– Михель! Ты же болеешь! Бегом домой! – закричала женщина.
– Мама, я уже здоров! Смотри, сыпь убежала к предкам и горло не болит!
***
     Вечером, потроша рыбину, женщина внутри неё нашла золотое кольцо с печаткой. На печатке был выгравирован странный силуэт: получеловек-полурыба. Внизу вился текст: «Героям всегда даётся второй шанс!»

12.2
Неси всем счастье!
http://proza.ru/2019/03/19/1776

     Новенькая монетка сияла в детской ладошке под лучами тёплого весеннего солнышка. Малыш разглядывал её, щурился и улыбался. Сейчас он купит вкусную мороженку, сам купит.
– Спасибо тебе, монетка! – наклонившись к ладошке, прошептал малыш, – Ты самая чудесная монетка! Будь всегда такой! Неси всем счастье! – и протянул монетку мороженщице.
     Так началась долгая счастливая жизнь десятирублёвой монеты. Оказавшись в коробочке с другой мелочью, наша монета начала знакомиться с соседками. Некоторые ворчали, недовольно отодвигаясь от новой соседки, некоторые зло толкали в бок, другие были очень уставшие, потёртые и грязные: они вообще не реагировали на новенькую яркую соседку. Монеты менялись, в коробочку падали новые, старых забирали и уносили навсегда. Нашу тоже несколько раз брали и хотели отдать, но мороженщице, видимо, очень понравилась новенькая блестящая монетка, и продавщица каждый раз возвращала её в коробочку. Вот и вечер спустился на город, бежали последние запоздавшие прохожие. Из коробочки деньги высыпали в сумку и закрыли на замочек, но потом, бросив туда десятирублёвую монету, вытащили нашу знакомую и положили в карман.
     В кармане было темно, тесно и пусто. Но вскоре монетка увидела свет.
– Манюша, смотри какая новенькая денежка! – женщина протянула десятирублёвик маленькой девочке, – Она совсем недавно с завода. Держи, можешь положить её в свою новую красивую копилочку.
     Детская ручка ухватила монету и просунула в щёлку. С громким звоном десять рублей шлёпнулись вниз, на кучу таких же новеньких ярких монеток. Но недолго и там прожила наша знакомая. Копилка, в которой хранились денежки,  упала и раскололась на мелкие кусочки, а монетки раскатились в разные стороны. Наша тоже укатилась, да ещё и дальше всех, в прихожую.
     Утром папа Манюши, собираясь на работу, наступил на монетку, и она приклеилась к ботинку. Конечно, не очень приятно быть приклеенной к ботинку, но уж намного лучше, чем лежать в тёмной копилке с заносчивыми товарками. Но недалеко продвинулась монета в своём путешествии. На остановке она отклеилась, да так и осталась лежать на асфальте.
     Две девушки бежали на автобус, но чуть не успели и огорчённые присели на лавочку:
– Сейчас целый час ждать будем! – сказала одна.
– Смотри, монетка! – воскликнула другая, поднимая нашу путешественницу.
– Нельзя ничего поднимать!
– А мы её сейчас на счастье бросим.
– Да какое уж тут счастье – целый час торчать на остановке?!
     Девушка высоко подкинула монету и прошептала:
– Хочу, чтобы автобус пришёл.
     Монета взмывала вверх, чувство полёта охватило её целиком, радость переполняла до краёв всю её металлическую сущность. Монета искренне пожелала девушке счастья. Но вдруг прямо на лету была схвачена цепким жёстким клювом и полетела, полетела, полетела… Летела над улицами, над речкой, мостом, домами и, наконец, приземлилась в огромное гнездо из веток. Она, конечно, не видела, как подошёл автобус к остановке, да уже и забыла про девушку, ведь у монеток плохая память на лица, им ближе эмоции. Теперь её занимало гнездо и соседи. Здесь, кроме неё, валялись и другие монетки, а ещё несколько колечек, брошка, блестящая бумажка от конфеты и два гвоздя. Хозяйка сокровищ сидела рядом с гнездом на ветке и весело стрекотала.
     Монета поворочалась, устраиваясь поудобнее, и улеглась спать, ведь она очень устала, а всем в мире известно, что утро вечера мудренее.
Но среди ночи вдруг налетел ветер и стал раскачивать гнездо, ветки скрипели, тряслись, щели между ними становились то больше, то меньше. Вот выпал гвоздь, за ним – второй. Гнездо затряслось ещё сильнее, и наша монета, проскользнув сквозь прутья, полетела вниз, больно шлёпнувшись о корень, отскочила и улетела на тропинку. До утра её поливал дождь, монетка замёрзла и очень жалела, что даже сорока её сейчас не увидит, потому что дождь и земля с тропинки сделали монетку грязной.
     Утром по тропинке шёл старичок, увидел денежку, поднял:
– Вот как кстати! Мне как раз десяти рублей на проезд не хватало. Теперь не придётся пешком домой с дачи идти. Спасибо тебе, монетка!
Дальше монету возили на автобусе, дарили нищему, играли ей, покупали на неё хлебушек, даже за бабушку заплатили в трамвае. И каждый, у кого появлялась монетка, был рад ей всем сердцем.
     А потом её потеряли. Нет, не специально, конечно, потеряли. Просто монета устала немножко и решила отдохнуть, да и попала она к тому времени к злому, жадному человеку. Он и монеты-то за деньги не считал, а если они к нему попадали, то прибивал их гвоздями к воротам в свой дом: «Пусть все видят, какой он богатый!» Поэтому наша монета при удобном случае выкатилась из толстого кошелька жадины и покатилась на отдых, чтобы потом опять приносить счастье.
     Катилась, катилась, катилась… Вдруг дорожка кончилась и монета полетела вниз, плюхнувшись в воду. Но недолго ей удалось поплавать. В этом месте страшная щука гналась за маленьким пескариком… А тут монета… Отвлеклась щука, схватила монету, а пескарик улизнул. Разозлилась щука и проглотила наш десятирублёвик.
Вы думаете, что на этом закончились приключения монетки? А вот и нет!
     Прошло много, много лет. Выросла щука, монетка внутри щуки стала некрасивой и блёклой. А люди уже давно пользовались другими монетками. Мальчик, который когда-то покупал на блестящую денежку мороженку, вырос, стал историком и работал в музее. Но однажды он с приятелями поехал на рыбалку и поймал огромную щуку.
     Дома, потроша её, он нашёл старую монету. И почему-то так счастливо и радостно стало ему. Он вспомнил детство, ушедшую давно бабушку, такой же десятирублёвик, но яркий, новый, и первую, купленную самостоятельно мороженку. Он помыл, почистил монетку, а наследующий день отнёс её в свой музей, ведь такого экспоната, как ни странно, но там ещё не было.
     Теперь монетка лежит в стеклянной витрине под яркой лампочкой. Конечно, она совсем не яркая, не новая, а старая и потёртая, немножко выцветшая… Но около неё всегда много посетителей: разглядывают, улыбаются… И даже самые буки злые около монетки оттаивают душой и сердцем. Не верите? А вы сами сходите, посмотрите! Видимо, самое первое счастливое напутствие навсегда сделало маленький кусочек металла символом взаимовыручки, радости и счастья.
     Желайте люди друг другу счастья! И тогда счастье всегда будет рядом с вами!


Рецензии
очень понравились сказки :-) а над первой даже слезинку уронили :-)

Надежда Сергеева   23.03.2019 21:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.