Аристарх и Солярис

“Не превращайте научную проблему в альковную историю”
                Андрей Тарковский


- Михаил, что это за место? Не будешь же ты утверждать, что это настоящая станция Солярис? - Аристарх потрогал тумблер на щитке какого-то допотопного прибора, установленного в коридоре.

- Ой, смотрите, за окном настоящий океан, прямо как в кино. - Элла подошла к иллюминатору, и стала зачарованно разглядывать загадочную и неспокойную субстанцию, которая простиралась где-то там внизу на таинственной планете.

- Это не столь уж и важно, где мы. Можете считать, что мы на настоящей станции Солярис, или, скажем, в 3D имитаторе реальности, или просто находимся внутри фильма Андрея Тарковского. Я пригласил вас сюда исключительно поностальгировать о чем-то далеком, наивном, детском. - Михаил толкнул одну из дверей и жестом предложил спутникам зайти вслед за ним. - Вот видите, это своего рода гостиная, как раз та комната, где герои фильма отмечали день рождения, и где летали предметы в момент потери гравитации.

Элла и Аристарх сели за стол. Михаил достал из бара полбутылки коняка, видимо не допитого Юрием Ярве и Донатосом Банионисом, разлил его по бокалам и предложил своим спутникам продегустировать диковинный а-ля реквизит напиток.

- Послушайте, Михаил, насколько здесь все реалистично? Нас не станут преследовать мучительные образы, извлеченные океаном из островков нашей памяти? - спросила Элла. В глазах она изобразила слегка ироничное подобие тревоги.

- Надеюсь, до этого не дойдет. - ответил Чмочкаридзе без тени насмешки.

- Я предлагаю следующую тему для обсуждения - Кому из героев фильма досталось от океана больнее всего? - Михаил пригубил коньяк, на его лице отобразилась гримаса одобрения.

- Очевидным ответом было бы, что хуже всего досталось Гиборяну, ведь он покончил с собой. Но я бы не стал так далеко забегать вперед. Я вижу историю этого героя так — Гиборян, влюбился в девушку-подростка, подобно герою Набокова. И тогда он бежал от своей Лолиты в космос, на Солярис. Поскольку, посчитал свое чувство недостойным настоящего мужчины. Затем, встретив эту девушку на Солярисе, он испытал сильнейший стыд и покончил с собой. Как-то так. - Аристарх пригубил коньяк, а потом допил рюмку до дна.

- Я могу с этим поспорить. Гиборян не стал долго мучиться и решил свои проблемы по быстрому. - Элла задумчиво посмотрела на шикарную люстру на потолке — могу предположить, что проблемы Снаута и Сарториуса были гораздо серьезнее, словами Фрейда:

"У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому."

Судя по фильму, Снаута и Сарториуса мучили сексуальные фантазии, пригрезившиеся по обкурке — карлики мужского пола или вообще существа из фантастических фильмов ужаса. Уж кому кому, а им то точно не позавидуешь. Я вообще не представляю, как советская цензура пропустила такое, не то цензоры были идиотами, не то просто притворялись ими, в СССР это было хорошим тоном, думаю, что сейчас это тоже вовсю практикуется.

Чмочкаридзе разлил остатки коньяка по бокалам, и продолжил беседу.

- Ну что же, на сладкое остался герой Донатаса Баниониса — Крис Келвин. Здесь мы видим прекрасный образец экзистенциального аспекта в поведении человека — человек может проявлять диаметрально противоположные отношения к другому человеку, в зависимости от обстоятельств. В этом случае любовь умерла в душе Криса, и он стремится избавиться от своей возлюбленной. Не отдавая отчета в своем поведении, как бы, он приносит в дом своей бывшей любви яд из лаборатории, объясняет ей как им пользоваться, потом объявляет, что он ее больше не любит, и исчезает на 2 дня, на третий день приходит в дом к девушке и обнаруживает, что она мертва. Бинго, вопрос решен. Но затем вдруг понимает, что «человеку нужен человек», ему просто не хватает общения с бывшей любовью, а ее уже нет, и, помимо прочего, он начинает догадываться, что на самом деле это он убил свою девушку. Прямо как у Оскара Уайльда: «Мы убиваем всех, кого любим». - Михаил, сделал глоток коньяка — вряд ли кому-то из героев кинокартины можно позавидовать. Здесь интересен конфликт двух противоположных подходов:

1. Человеку нужен человек.
2. Не превращайте научную проблему в альковную историю.

Мне кажется, что Андрей Тарковский виртуозно использовал разницу этих подходов, чтобы добиться накала страстей, выходящих за рамки самого фильма. - Чмочкаридзе хищно сверкнул глазами.

- Михаил, вы имеете в виду, что актриса, игравшая эту несчастную девушку, Наталья Бондарчук, подобно своей героине так же пыталась покончить с собой из-за любви к режиссеру фильма Андрею Тарковскому. - лицо Эллы озаряло вдохновение, визитная карточка всех умных женщин.

- Аристарх, дело за тобой, давай концовку — улыбнулся Михаил, глядя на Аристарха.

В коридоре послышались шаги, Элла побледнела, Аристрах подошел к двери и закрыл ее на задвижку, а Чмочкаридзе достал из кармана револьвер.
Продолжение:  http://www.proza.ru/2019/03/21/1817   
Начало:  http://www.proza.ru/2019/02/21/1522


Рецензии
Миры Тарковского.
Этот человек не снимал кино. Он творил свои неповторимые миры, лепил их сам из себя. Быть может от того и сгорел так быстро. Он лепил, не думая о времени. И тогда я могу предположить, что он пытался побыстрее отдать то, что лилось сквозь него и интуитивно понимал, что время его ограничено. Этого не узнать. Да, и нужно ли?
Он оставил не так много, как показалось мне когда-то. И я рад, что ошибся. Оказалось в любой его мир можно уходить бесконечное кол-во раз.
Спасибо.

Город   03.04.2019 21:03     Заявить о нарушении
Вы просто поражаете меня своими способностями чувствовать искусство. Спасибо большое.

Александр Кормачев   04.04.2019 00:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.