Художник - Сценарий фильма

По мотивам повести Дж.Р.Р.Толкина «Leaf by Niggle"

ЧАСТЬ I.
(Чёрно-белый немой фильм)
(Место и время действия – условная английская сельская местность середины ХХ века)
1.
Комната. Видны входная дверь, окно и стена. На стене плакат – иллюстрация  Оскара Клевера  к сказке Андерсена «День переезда» с подписью: «Помни о предстоящем путешествии!»
Художник стоит лицом к зрителю и пишет картину (этюдник всё время повёрнут задней частью к зрителю).
Пантомима. В дверь входят без стука разные люди, не живущие в этом доме:
 Прибегает соседский мальчишка с крупным деревянным автомобилем на верёвочке, с гордостью показывает его Художнику. Тот ласково улыбается и рисует на крыше автомобиля птичку. Мальчишка, радостный, убегает прочь. Художник продолжает писать картину. Входит пожилая женщина,  начинает разговор. Художник откладывает кисть,  слушает вполуха. Женщина уходит, Художник облегчённо вздыхает и вновь принимается за картину. Входят двое деревенских мужиков с удочками и вёдрами, приглашают с собой. Один из них смотрит на этюдник, презрительно машет рукой.  Художник деликатно выпроваживает мужиков. Отирает пот со лба, берётся за кисть, короткое  время водит ею по холсту, отходит от этюдника на шаг, смотрит на результат работы, неодобрительно качает головой: визиты соседей помешали ему осуществить задуманное.
ЗТМ

2.
Та же комната. Художник пишет картину.
Входят Сосед и Жена Соседа. Сосед хромой, он опирается на трость. В свободной руке он держит садовую тяпку. Жена Соседа несёт внушительный ящик с рассадой. Сосед отвлекает Художника от рисования разговором; Жена Соседа тем временем осматривает его комнату: стирает пальцем пыль со стола и т.п. На подоконнике у Художника стоит пыльный горшок с засохшим цветком. Жена Соседа ахает, указывает на цветок, затем на этюдник, её мимика и жесты говорят: «Ты тут занимаешься ерундой, а лучше бы за хозяйством следил!» Супруги буквально выволакивают Художника на улицу.

3.
Художник, Сосед и Жена Соседа выходят из дома Художника в сад. Участки Художника и Соседа располагаются бок о бок друг с другом. Сад Художника запущен: сорняки в человеческий рост, валяющиеся в зарослях гнилые доски, деревья в паутине. Сад Соседа ухожен: ровные клумбы, садовые фигурки. Жена Соседа рассматривает сорняки и сор в саду Художника, всплёскивает руками, начинает читать ему нотации  (пантомима). Художник смотрит не столько на неё, сколько на деревья.

4.
Художник в своей комнате пишет картину.
Дело у него не спорится.
Входит Сосед с садовой лейкой, начинает отвлекать Художника разговором.
Сосед смотрит на этюдник, презрительно морщится, указывает Художнику на плакат «День переезда», назидательно поднимая палец. (Его позы и жесты говорят: «Ты занимаешься всякой ерундой, а лучше бы о душе подумал!») Художник деликатно выпроваживает его.
Лицо Соседа появляется за окном; он открывает окно снаружи, просовывает голову и плечи внутрь и продолжает разговаривать. Художник закрывает окно. Сосед из-за закрытого окна продолжает подавать знаки. Художник задёргивает занавески.
Художник возвращается к этюднику, обмакивает кисть в краску, долго-долго стоит с занесённой кистью перед этюдником, но откладывает её, так ничего и не нарисовав. Садится на табуретку, прикрыв лоб рукой.
Крупный план: плакат «День переезда».


5.
Художник в своей комнате пишет картину. За окном ливень.
Входит Сосед в мокром дождевике. Его лицо встревожено. Он просит Художника пройти с ним. Художник откладывает кисть.
Они уходят, дверь остаётся открытой. Внутрь врывается ветер, опрокидывает этюдник.
Становится видна картина, стоявшая на нём: недорисованные аляповатые контуры дерева, и на нём лишь один лист раскрашен и тщательно вырисован в реалистической манере.

6.
Спальня Соседа. Окно, за окном ливень. На кровати лежит Жена Соседа с шарфом на горле. В углах стоят тазы: крыша протекает.
Входят Сосед и Художник. Сосед указывает Художнику на обстановку, берёт с прикроватной тумбочки бутылку из-под лекарства, трясёт её вверх дном:  она пуста. Художник разводит руками: «А что, мол, я могу сделать?» Сосед даёт ему пачку купюр, выводит из угла велосипед: «Съезди за новым лекарством! Ты же видишь, что я сам не могу!»

7.
Раскисшая просёлочная дорога.  Художник на велосипеде под проливным дождём увязает в грязи. На обочине дерево, одна его ветка свешивается над дорогой, на ней трепещет один-единственный лист, похожий на лист на картине Художника. Художник останавливается, разглядывает лист. Его лицо расплывается в мечтательной улыбке. Но потом он скрепя сердце продолжает путь.

8.
Спальня Соседа.
Крупный план:  почти полный таз в углу, в который капает с потолка вода.
Общий план: Жена Соседа в кровати с шарфом на горле. Несколько капель падают сверху на одеяло.
Сосед со своей тростью стоит рядом, его лицо выражает беспомощность.
Входят люди, уже появлявшиеся в первом эпизоде: два мужика, пожилая женщина и мальчишка. Сосед указывает на обстановку. Все начинают совещаться, оживлённо жестикулируя. Мальчишка шныряет у взрослых под ногами. Один из мужиков торжествующе поднимает руку: у него появилась удачная идея.

9.
Вся толпа идёт под проливным дождём из дома Соседа в дом Художника (там дверь по-прежнему настежь). Через окно и дверь дома Художника видна возня внутри; возможно, из открытой двери вылетает какой-то хлам.
Через короткое время вся толпа идёт обратно; в руках у людей холсты на подрамниках (видны незаконченные наброски и подмалёвки), доски от этюдника, большие палитры и т.п.

10.
Спальня Соседа. Люди выносят тазы с водой, заделывают течь в потолке холстами и палитрами Художника. Мальчишка вертится под ногами, берёт с пола небольшую картину, рассматривает. Но мужики отбирают у него холст и прибивают его к потолку в углу.
Крупный план: Окно, за которым идёт проливной дождь.

11.
Художник на велосипеде подъезжает к обшарпанному коттеджу с аптечной вывеской. Видно, что он выбился из сил. Дождь продолжается. Художник слезает с велосипеда, входит в аптеку, затем выходит, едет обратно, с трудом крутя педали.

12.
Спальня Соседа. За окном яркое солнце. Течь в углах заделана холстами и палитрами. Жена Соседа – бодрая, радостная, в воскресном платье – и сам Сосед сидят на кровати, листают семейный альбом.
Входит Художник, промокший и заляпанный грязью; достаёт из-за пазухи бутылку с лекарством. Супруги жестами показывают, что она уже не нужна. Художник плетётся вон.

13. 
Комната Художника. Везде разгром, на полу грязные следы, строительный мусор, обрывки холстов,  этюдник и картина опрокинуты. Художник снимает мокрый плащ, поднимает этюдник и картину, пытается продолжить рисовать.
Художник чихает, хватается за носовой платок, щупает себе лоб. Садится на табуретку, достаёт из-за пазухи бутылку с лекарством, делает большой глоток.
В противоположном углу комнаты стоит кровать. Художник ложится на неё, трясётся в ознобе.
Дверь медленно открывается. На пороге человек в униформе (но в его облике есть и что-то от священника). Он строго указывает на плакат «День переезда», велит Художнику подняться и следовать за собой. Художник выходит за ним. Дверь захлопывается.
Крупный план: Картина Художника с листом и деревом: он её так и не закончил.

ЧАСТЬ II.
(Цветной немой фильм)

Сумрачное помещение. Художник в длинном исподнем белье (грубой рубахе и кальсонах) сидит с ногами на убогой койке.
Перебивка:
На стол ложится папка «Личное дело» с фотографией Художника. Её листают две пары рук: одна в белых манжетах, другая в красных.
Следующий эпизод – в стиле слайд-шоу; задействованы кадры из предыдущей части фильма.
Кадр 1: Художник в своей комнате. Наискосок кадра ложится штемпель белого цвета: «Не совершал преступлений». Поверх него (по другой диагонали) ложится красный штемпель (белый тем временем исчезает): «Эгоист».
Кадр 2: Запущенный сад Художника рядом с аккуратным садом Соседа. Красный штемпель: «Бесхозяйственность». Белый штемпель: «Он был выше быта».
Кадр 3: Картина Художника. Белый штемпель: «Служил Искусству». Красный штемпель: «Нет таланта».
Кадр 4: Художник рисует птичку на игрушечной машинке Мальчишки. Белый штемпель: «Добрая душа». Красный штемпель: «Тратил жизнь на ерунду».
Кадр 5: Художник на велосипеде подъезжает к аптеке. Белый штемпель: «Рискнул здоровьем ради ближнего». Красный штемпель: «Его жертва была бесполезна».

Перебивка:
Художник сидит на койке в напряжённом ожидании.
Титр: «Интересно, а как там сейчас мой сосед?»

Кадр 6: Фото Художника без фона. К нему пририсованы в наивистской манере нимб и ангельские крылья, сверху белый штемпель: «Резолюция».
Кадр 7: Такое же фото Художника, к нему пририсованы рога и хвост как у чёрта, сверху красный штемпель: «Резолюция».
Затем обе эти фотографии появляются в кадре бок о бок, начинают ездить по экрану, как бы выталкивая друг друга прочь; исчезают в круговерти, вместо них появляется фото Художника на фоне серого огорода, к нему пририсованы: на одной руке кандалы, в другой руке лопата. Два штемпеля, красный и белый, наложенные друг на друга гласят: «Окончательное решение».

Художник на койке съёжился и подтянул одеяло к подбородку: он с трепетом ждёт оглашения приговора.
Дверь открывается, входит тот же человек в униформе, что и в предыдущей части фильма, вручает художнику лопату, выводит вон.

ЧАСТЬ III.
(Цветной звуковой фильм)

1.
Художник в грязной бесцветной одежде вскапывает бесконечные грядки унылого огорода, окружённого глухим забором. Светит солнце.
Открывается калитка, входит Человек в униформе, берёт из рук у Художника лопату, жестами даёт ему понять, что он свободен.
Художник выходит за калитку огорода, идёт по тропе.

2.
Художник, уже в чистой красивой одежде, идёт по склону холма.
Череда крупных планов: По небу скользят облака. У дороги под ветром трепещет цветок. Качается ветка дерева. В кроне дерева скачут птицы. Эти кадры чередуются с эпизодами, в которых Художник поднимается на вершину холма, а потом спускается.
Крупные планы: Журчит ручей. В траве сидит лягушка. Шмель копошится в цветке. Снова птица на ветке… Крупный план поэтапно переходит в общий: ветка – всё дерево – дерево и окрестности – вся местность: лес, река, поле, горы вдали…
Художник идёт по лесу, останавливается у большого дерева, поднимает голову. На ветке трепещет лист – точь-в-точь такой же, как на его незаконченной картине. Художник блаженно улыбается.

Художник садится под деревом, рассматривает мелкую растительность у корней, трогает стебли руками.
ХУДОЖНИК: Жаль, что моего соседа здесь нет! Он всё-всё знал о растениях!

Художник поднимает глаза. На опушке леса, против солнца, стоит Сосед, опирающийся на трость. Художник вскакивает, бросается к нему. Они обнимаются.
ХУДОЖНИК: Сосед! А я  совсем не надеялся встретить тебя здесь!
СОСЕД: По правде говоря, мне не полагалось быть здесь. Я здесь только благодаря тебе. Спасибо, что поинтересовался моей судьбой!

Оба смеются, берутся за руки, идут вперёд. Дорога ведёт их мимо живописных лесов, цветущих лугов, ручьёв и озёр. Никаких признаков человеческого жилья нигде нет. На горизонте (в той стороне, куда они идут) голубеют горы.
Через какое-то время Сосед шагает уже без трости, не хромая.
Всё время пути приятели оживлённо беседуют (пантомима) и веселятся.

3.
Художник и Сосед приходят на живописную поляну.
ХУДОЖНИК: Здесь мы построим дом и разобьём сад!

4.
Та же местность; на поляне наполовину построенный одноэтажный деревянный домик, возле него – свежевскопанные грядки.
Художник прибивает доски к крыше, Сосед зарисовывает в альбом лесные растения возле недавно разбитого огорода.
Художник вскапывает грядки, Сосед кистью выводит узоры на фасаде дома.

5.
Уже полностью построенный и обжитый дом, перед ним пышный сад (цветы и деревья). Окно в доме распахнуто. Ярко светит солнце.
Наезд: окно крупным планом, за окном Художник и Сосед сидят за столом друг напротив друга.
Затем ракурс  меняется, следующая часть эпизода – внутри дома. Художник мастерит деревянную шкатулку, а Сосед рисует в альбоме садовые растения. Потом они показывают свои работы друг другу.
СОСЕД: Я не ожидал, что у тебя будет так здорово получаться! Когда мы ещё жили в нашей деревне, я думал, что ты – лодырь и неумеха, который тратит жизнь на какую-то мазню!
ХУДОЖНИК (рассматривая рисунок): Честно признаться, дорогой сосед, я тоже думал, что ты ничего не смыслишь в искусстве и только и знаешь, что копаться в грядках как крот!
Оба добродушно смеются.
ХУДОЖНИК: Хотя я сам был виноват. Я ведь тогда даже не пытался ничего тебе объяснить.
СОСЕД: Да сейчас-то какая разница! Это всё осталось там, далеко… А здесь мы жили и работали вместе.
ХУДОЖНИК: А ведь могло быть иначе…
СОСЕД: Но вряд ли было бы лучше, чем сейчас.
Художник задумчиво смотрит в окно. За окном ветка дерева, на которой качается несколько листьев (точь-в-точь похожих на лист с его картины в первой части). Дальше – лес, за лесом манят своим блеском снежные вершины гор.
Камера задерживается на горах.

Художник встаёт из-за стола.
ХУДОЖНИК: А сейчас я должен идти. Здесь я уже сделал всё, что мог, и мне пора дальше. (Указывает на горы). Вон туда… Ты пойдёшь со мной?
СОСЕД: Нет.  Мне надо подождать жену. Она непременно придёт сюда.
ХУДОЖНИК: А я всё-таки должен подняться в Горы. Надеюсь, мы когда-нибудь ещё встретимся. Счастливо оставаться!
Художник жмёт Соседу руку, выходит за порог.

6.
Художник идёт по дороге. Светит солнце.
Равнинный пейзаж постепенно сменяется предгорьями. Художник поднимается всё выше и выше в горы, идёт по моховине, карабкается по камням, лезет на уступы.
В одном месте он садится отдохнуть, смотрит вниз на окрестности.

7.
Общий план местности с высоты птичьего полёта: леса, луга, река, озеро… Приближение: лес; хорошо видно дерево, под которым Художник когда-то встретился с Соседом.
Стоп-кадр: опушка леса с Деревом в центре.
Отъезд: Этот кадр оказывается реалистической картиной в рамке.

8.
Ещё отъезд: Эта картина висит над столом в канцелярии... На столе лежат две папки -  личные дела Художника и Соседа. За столом сидят друг напротив друга два человека в одежде, напоминающей одновременно полицейскую униформу и священническое облачение. У одного одежда белого цвета, у другого – красного.

Внутреннее убранство потусторонней канцелярии показывается с других ракурсов. На других стенах висят: картина Художника из первой части фильма (с листом), но теперь уже полностью законченная; картина с изображением домика Соседа и Художника; картина с изображением Гор. А между ними – чертёж Мирового Древа, карта загробного мира по Данте,  и плакат «День переезда» в зеркальном отражении.
Камера ещё раз фокусируется на изображении опушки и Дерева. Наезд, рамка по краям перестаёт быть видна. Отъезд: видны окрестности вокруг опушки. Ещё отъезд: общий план местности с высоты птичьего полёта (как в п.7, только в обратной последовательности). Местность отдаляется всё больше и больше, в конце концов мы видим изображение планеты в космосе среди сияющих звёзд.


КОНЕЦ
Зима 2015


Рецензии