90-е... Самая главная валюта в стране!

Всеобщий дикий, наглый и безграничный дефицит на любые виды товаров, круговая порука партийных органов и торгашей, кумовство и десятилетиями созданная система под названием «блат» – вот яркое отображение того постсоветского времени, которое, как плесень въелось в умы всех и перекачивало вместе с нами в эпоху 90-х. Все жили, все понимали и думали. Что по-другому то и быть не может, но оказывается все может измениться, причем так быстро, что не успеешь и понять, что однажды мы все проснулись в совсем другой стране. Сейчас вся эта коррупционная тема вспоминается едва ли, но это было и исторически никуда от этого не деться. Начиная со времен СССР у нас в стране тогда, да и в начале 90-х самой главной валютой и мерилом всех взаимоотношений была – водка. Мы только что этак выскочили из горбачевского «самого трезвого» времени, но пока водки в стране не прибавилось. Хотя покупать ее уже можно было с самого утра и до позднего вечера, да и не по талонам, как это было ранее.

Очередей поубавилось, а дефицит продукта оставался пока высоким – спрос всенародный превышал предложение ликероводочных заводов. У нас в области были четыре завода, где можно было оптом купить большие партии водки, но и то только по самым-самым отношениям и знакомствам с руководителями этих предприятий. Это такие предприятия – ЛВЗ «Казак Уральский», ЛВЗ «Верхнеуральский», «Магнитогорский» и спиртзавод «Тюбук». На этом все. Надо сказать, что сегодня всех этих заводов уже нет, их убрали с рынка, уничтожили – более могущественные игроки при торговле алкоголем. Ну и далее по теме. Оно и понятно, что от торговых организаций там и ранее были очереди, а в 90-х появились еще ЧП и АОЗТ, которые могли так же торговать алкоголем. И проблема решалась уже не в пользу бывших торговых организаций, потому как предприимчивые люди имели уже совсем другие деньги, свободно ими пользовались и в реалиях «перебивали» стоимость более высокими ценами при закупе продукции. Конкурировать с ними было сложно.

В первые два-три года 90-х, повозив спирт, да водку и торгуя крупным оптом «ликеркой», мы решили попробовать из крупного опта перейти еще и к мелкому, включая и розницу. Посмотрев со стороны, кто и как торгует той же водкой, коньяком, ликерами, вином и пивом – мы решили выбрать одну водку. У нас был очень хороший выход на ЛВЗ Казахстана, где этой водки – целые реки, в отличие от нашей стороны. Самая крутая по спросу водка была под маркой "SMIRNOFF", ее больше и привозили. Да и никаких очередей там не было, не надо и «кланяться» начальству – приезжай, плати и вези водку, куда хочешь. Решили так же снова прикупить водку на тех же заводах, где и до этого мы ранее покупали – выбрали ЛВЗ в городе Петропавловске. И, что надо отметить, как яркое и главное – в те годы еще было доверие между руководителями и это отступление уже не для нашего времени, где доверия нет никому, причем давно. Мы созвонились с директором завода в Петропавловске, так как это было ближе нам по доставке.

Обо всем с ним договорились и перебросили ему деньги, сказав, что по приезду мы договор подпишем. Все прошло нормально, водку мы привезли, но место, где торговать мы так и не выбрали. На рынке – бесполезно, там все азеры полностью оккупировали, в двух центральных магазинах нам не разрешил директор Горторга, увидев в нас своих конкурентов. И тут мне в самом центре попался на глаза брошенный небольшой ларек из фанеры, где когда-то еще в советское время торговали мороженным для детей. Место было таким «проходным», что я несказанно обрадовался, сразу прикинув, как мы здесь развернем свою торговую точку водкой. Переговорил со своими партнерами, всем эта идея очень понравилась. На другой день я съездил в «Трест столовых», где заключил договор на аренду данного ларька, чем очень удивил директора. Он мне сказал: «Да бери его так, там же ничего нет, только стены из фанеры!» Но я все же объяснил ему, что у нас подход серьезный, может, в дальнейшем будем это место развивать, что-то построим?! С тем я и уехал от него.

Далее мы стали думать, как привозить в этот ларек водку? Нужно было ее возить каждый день, так как никаких складских помещений даже поблизости не было. Ничего не поделаешь – тему эту мы так и двинули. Наша торговая точка заработала, нанятые девчонки торговали, несколько парней контролировали постоянно, приняв в охрану объект. Надо сказать, что на этой торговой точке начался настоящий бум. Цены мы сделали самые дешевые в городе, решили доход получить от объема, что было возможно. За день водки раскупалось более 400-500 ящиков. У нас этот ларек стал настоящей «золотой жилой», деньги текли рекой, порой мы их даже не успевали считать и они прямо в ящиках стояли в закрытой комнате.

Наняли на работу трех женщин бухгалтеров, которые только что и делали – это пересчитывали деньги, складывали по купюрам, скрепляли их резинками. Торговля шла каждый день без выходных, прибыль была такая огромная, что наш ларек, когда мы посчитали для интереса – давал больше, чем три магазина у городского Торга. Как-то к нам пришел в гости на работу один наш старый знакомый товарищ – вместе играли в футбол, хоккей. Мы его хорошо «угостили», а потом он случайно зашел в ту самую комнату, где находились деньги. Вышел он оттуда обалдевший и произнес: «Я такого даже и в кино не видел! А, что вы, вообще, делаете с ними?» Мы дружно захохотали, а я ему ответил: «Представляешь старина! Мы их все отправляем снова на завод, а завод нам присылает водку! И так по кругу – мы им деньги, а они нам водку. Вот и остановиться уже не можем!»

А оно и правда – все полученные с продажи деньги мы снова «бросали» на закуп и такая карусель продолжалась у нас более трех месяцев, пока к нам «в гости» не нагрянули тетки из горфинотдела и налоговой службы. Они уже в те годы «репетировали» свои налеты на тех, кто где-то и как-то вдруг начинал зарабатывать деньги. Особо их интересовали, конечно, те – у кого «проходили» большие деньги. Сейчас уже не помню, но тогда им за всех найденных, пойманных и «разоблаченных» платили что-то около 7%. Неплохой такой бизнес на ровном месте. Поэтому они передавали друг другу все те предприятия, организации, фабрики, да заводы, включая и предпринимателей, где они уже что-то «нашли»?! Все хотелось урвать денежек, а тут такая возможность есть! Ну, как ей не воспользоваться? Их стараниями впоследствии было уничтожены масса заводов и фабрик, закрыто множество коммерческих и торговых организаций. Придя к нам с проверкой – их главная задача была найти нарушения.

Прискорбно, но их не было. Тогда они пошли с другой сторону, задавая вопрос: «А, кто нам разрешил торговать в этом ларьке?» Был показан договор, видно было, что им не особо все это нравится. Тогда я одной из них предложил: «А давайте мы с вами подпишем более или менее всех устраивающий акт проверки. Я же понимаю, что вам нужен показатель. Ну, а мы вам премию выпишем – водкой или там вином, шампанским! Тем более у нас и праздники надвигаются уже скоро!» Коротко можно сказать, что мы разрешили тогда этот вопрос положительно для себя и торговали в этом ларьке еще более года. Потом как-то вино-водочная тема стала уходить в прошлое, прибыли уже такой не было, а на горизонте стала появляться граница между двумя республиками СССР, а теперь уже государствами – Россией и Казахстаном. Интерес появился по работе с Казахстаном и другими странами по ВЭД, так как в конце 1992 года был открыт Троицкий таможенный пост. Ну, а мы перешли в другую стадию развития бизнеса. Впереди был 1994 год


Фотографии размещены из открытых источников Интернета.


Рецензии