Дорога на Родину
(И сто лет пройдёт…).
Война и всё что она принесла на земли России, люди, живущие под её небом, никогда не забудут.
Сколько бы ни сменилось поколений, всегда найдётся не один человек, скрупулёзно отыскивающий в архивах, литературе забытые, не оценённые имена воинов – защитников.
Человек этот, историк – летописец в душе, как случайно найденный бриллиант будет ценить каждое новое имя и с радостью дарить его неравнодушным людям.
Ещё в 2004 году издана стараниями в первую очередь историков Тамбовского пединститута «Тамбовская энциклопедия». Многие годы отыскиваю в ней имена известных людей, героических воинов – уваровцев. Всегда горит желание за короткой, скупой, строгой справкой на земляка, отыскать в архивах более подробную информацию.
Давно привлекло моё внимание имя Милосердова Алексея Ильича.
Он не герой, не удостоен орденов, почётных званий и престижных премий, не свершил великих открытий, но его имя заслуженно занесено в «Тамбовскую энциклопедию» стараниями историка, писателя, талантливого учёного Дьячкова Льва Григорьевича.
Кратко передаю справку из энциклопедии.
Алексей Ильич родился в 1919 году в селе Уварове Борисоглебского уезда в крестьянской семье.
Окончил семь классов в родном селе. В предвоенные годы учился в Мытищенском машиностроительном техникуме.
Это были годы, когда комсомол призывал молодёжь на флот, в авиацию.
Свернуть
Призыву последовали многие юноши, и наши земляки, к примеру, будущие адмиралы Измайлов ФД, Хомчик СС.
Милосердов по призыву комсомола поступает в Бакинское морское училище.
В советское время оно называлось Каспийское высшее военно-морское училище им. СМ Кирова.
Всё тревожнее чувствовалось приближение войны. Срочно требовалось укреплять подходы к Ленинграду со стороны Балтийского моря.
В 1940 году, командование решило, что учёба подождёт, есть более неотложные дела. Милосердов направляется на военную службу в Кронштадт, на островаа Эзель и Вилсанди, входящих в Моонзундский архипелаг и прикрывающих вход в Финский залив.
В 1940 году на остовах велись большие оборонительные работы.
«С присоединением в 1940 году Эстонии к Советскому Союзу на островах развернулись обширные инженерные работы по сооружению береговых батарей, аэродромов и пунктов базирования кораблей. К началу войны на Эзеле имелось несколько батарей крупного калибра, строилось несколько аэродромов, склады, казармы, противодесантные укрепления…
Весной 1941 года никто не предполагал быстрого и столь трагического для нас развития событий в Прибалтике…
Дополнительным стимулом к овладению архипелагом для фашистов стали налеты на Берлин, совершавшиеся с начала августа 1941 года самолетами советской морской и дальней авиации, базировавшимися на аэродром Кагул на Эзеле. Первый налёт на Берлин был совершён по приказу ИВ Сталина 8 августа 1941 года со специально подготовленного аэродрома Кагул на остове Эзель.
Отдадим должное героическим защитникам Моонзундских островов. Находясь фактически в глубоком тылу немцев, не получая действенной помощи от вышестоящего командования, они больше месяца сковывали сначала армейский корпус, а потом усиленную дивизию противника. Причем в то самое время, когда решалась судьба Ленинграда. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и те потери, которые нанесли моонзундцы противнику.
Противник при штурме островов потерял убитыми 26 тысяч человек, 20 кораблей разного класса, 41 самолёт.
Защитники Моонзунда большей частью погибли или попали в плен. Наверное, когда-нибудь должна выйти книга, которая без гнева и пристрастия расскажет о тех нелегких временах…
А командующий войсками на Моонзундских островах генерал А. Б. Елисеев покончил жизнь самоубийством…
( А.Заблотский,Р.Ларинцев « Оборона Маоонзондских островов в 1941 году»).
Так началась война для Алексея Ильича Милосердова.
Раненым был взят в плен.
Находился в лагеря военнопленных в Латвии, Польше (Освенцим), Австрии (Маутхаузен), трижды бежал.
В июне 1944 года бежал из лагеря в г. Линц.
После 82(!) дней скрытного перехода по территориям Австрии, Чехии и Словакии попал в партизанский отряд «За Родину». (Численность отряда 60 человек, командир Савельев).
Подрывник. За мужество и отвагу правительством Чехословакии награждён Военным крестом и медалью.
О советских наградах энциклопедия не сообщает.
С высокой точностью можно утверждать, что их не было. И не могло быть.
В первые послевоенные годы отношение к бывшим в плену было неуважительное, подозрительное. В каждом из них подозревали предателя Родины.
Их права всячески ущемлялись. Пребывание в плену не входил в трудовой стаж. Их не принимали на работу на режимные предприятия. Не приглашали на разные торжественные мероприятия по случаю Победы.
Вспоминаю послевоенное время – приходилось слышать, как поссорившиеся по пустяку одна женщина могла с озлоблением прокричать в лицо другой: «Мой Вася погиб, а твой в плену отсиделся!...».
Проживая в школьные годы на квартире у старушки, был свидетелем, как её зятя обзывал нетрезвый сосед: « Отсиделся в плену, власовец! Предатель…».
Их в День Победы не поздравляли пионеры. Им не вручали на собраниях в коллективах поздравительные открытки.
Им было стыдно смотреть своим детям в глаза. Были они изгоями…
И детским умом понимал, скорее, чувствовал, что ведут они себя тихо, скромно, не принимают участие в воспоминаниях о войне на длинной скамейке около колхозной конюшни.
Как будто бы они в чём - то непростительно виноваты…
Подросший, слышал от бывших военнопленных: «Нас фашистская пуля не убила. Родина нас унизила, добила!».
Это было больно и несправедливо!
Невозможно не сказать хотя бы несколько слов о том, как встречали военнопленных немцев в послевоенной Германии.
До 1947 года были освобождены из советского плена в основном больные, раненые, истощённые. Обмороженные. Они не могли работать на стройках восстановления порушенного войной.
Массовое освобождение немцев пленных закончилось в 1949 году.
Освобождение немецких военнопленных, осужденных за военные преступления, завершилось в 1955 году, после подписания соглашения между ФРГ и СССР.
В начале 1950 –х годов, после образования ФРГ, парламент новой страны принял «Закон о мероприятиях по оказанию помощи лицам, вернувшимся на родину».
В законе предусматривалась материальная помощь, медицинская страховка, обеспечение жильём, возобновление работы по найму, профессиональное обучение.
В 1954 году был принят «Закон о компенсации бывшим военнопленным».
Было создано объединение военнопленных « Союз репатриантов».
В ГДР помощь военнопленным носила адресный характер и была скромнее, чем в ФРГ. Оказывалась наиболее нуждающимся – инвалидам, бездомным.
В 1953 году льготы военнопленным в ГДР были отменены.
В ФРГ возвращающихся из плена встречали как национальных героев.
Никакая проверка о их поведении в советском плену не проводилась
(По материалам автореферата на соискание звания доктора исторических наук Образцовой Екатерины Васильевны « Ресоциализация немецких военнопленных после возвращения из СССР (1945 -1955 гг)
Не одна тысяча освобождённых из фашистских лагерей, после спешной и не объективной проверки в фильтрационных лагерях НКВД по решению судебной тройки на годы отправлялась в Магадан, Воркуту, Казахстан…
Знал человека, который был обвинён в предательстве и отправлен в Подмосковные шахты, только за то, что в немецком концлагере был поваром…
Не сомневаюсь, что подобные унижения пришлось перенести и Алексею Ильичу Милосердову.
А он был настоящим героем.
Мы теперь и представить не можем, какая опасность предостерегает на каждом шагу пробирающегося десятки дней ( без нескольких дней, три месяца!) по вражеской территории.
Можем ли мы представить себе побег из тщательно охраняемого фашистского концлагеря!?...
В России всегда правда пробивается к солнцу, как слабый росток сквозь асфальт.
Пусть и не сразу, но найдётся человек, смело выступивший против несправедливости. В защиту невинно обиженных, униженных, оскорблённых.
На имя Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова после войны стали поступать многочисленные жалобы на несправедливость от бывших военнопленных. Он не мог оставить их без внимания. Этих людей он только совсем недавно посылал в смертельный бой.
В мае 1956 года он направляет в ЦК КПСС записку об оскорбительном, незаслуженно подозрительном отношении к военнопленным.
Созданная комиссия пришла к выводу, что в СССР повсеместно имеет место грубейшее нарушение и извращение законодательства в отношении бывших военнопленных и их семей, массовый произвол со стороны государственных органов, должностных лиц…
29 июня 1956 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли секретное постановление « Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных и членов их семей».
Были намечены конкретные, пусть и запоздалые меры.
Но общество ещё долго не могло избавиться от предвзятого отношения к военнопленным.
Ещё долго в анкете по учёту кадров имелась графа – был ли в плену?
Да и в повседневной жизни люди подсознательно болели недоверием…
Только в январе 1995 года военнопленные официально были признаны участниками Великой Отечественной войны.
Нашему обществу давно пора всенародно, громко сказать страдальцам военнопленным, пусть и давно ушедшим в мир иной : «Простите нас!».
Пусть живёт добрая память о них!
В те годы были и другие люди. Писатель Сергей Сергеевич Смирнов в своей передаче на ТВ «Рассказы о героях» разыскивал, находил архивные документы, подключал к благородной работе миллионы людей по всей стране. Снимал не обоснованные обвинения, рассказывал о не известных широкой аудитории героических поступках, и в плену тоже.
Передачу ждала вся страна. Она помогла многим людям восстановить справедливость, откопать правду. У неё появились последователи, союзники, единомышленники.
И не менее важно, переломить недоверие, подозрение к миллионам, оказавшимися в плену.
Жаль, что современная молодёжь не знает этой душевной передачи…
Много сделал для возвеличивания воина, солдата и поэт, писатель Симонов Константин Михайлович…
Но травма душевная нанесённая бывшим военнопленным на всю жизнь осталась при них.
Довелось в своё время неспешно беседовать со многими фронтовиками. Все , как один, единодушно заявляли, на фронте больше всего опасались попасть в плен…
После войны Милосердов Алексей Ильич работал на Мытищенском машиностроительном заводе.
Не удалось мне найти подробности жизни Алексей Ильича и в нескольких книгах Льва Григорьевича Дьякова.
Современный читатель в большинстве своём не утруждает себя в представлении реальных трудностей в прочитанном тексте.
Можем ли мы представить реальную смертельную опасность на каждом шагу, в течение 80 дней пробираясь по вражеской территории на Родину?.
А беглецу предстояло пройти не менее 500 километров.
Как можно поверить в побег из самого строго охраняемого фашистского лагеря?
Какую волю к жизни надо иметь, чтобы совершить три побега!
В военное, да и послевоенное время ни один человек, побывавший в плену, не мог не быть в фильтрационном лагере. Не предстать перед советским военным следователем.
Легко ли ответить на его вопросы!?
Как позже стали писать, в работе многих следователей военной прокуратуры того времени действовал обвинительный уклон, изобличить скрытого врага.
А они, враги, малодушные были. Не будем сегодня обвинителями. Нам выпало счастье не жить в то суровое время.
Был тогда и массовый героизм, была и паника, предательство, непреодолимое стечение военных , трагических обстоятельств на поле боя…
Врага фашиста разгромили. Победили изверга. Народом свободу принесли.
Через ранее не снившиеся тернии прошли. Всё выдержали, сдюжили.
И едва ли не в первый мирный день, народ – победитель как в граните вырубил: « Радость со слезами на глазах!».
Точнее не скажешь!
Мне было около семи лет. Многое стал видеть и понимать. Фронтовиков – героев родная земля встретила большой нуждой, скорбью о не вернувшихся. Бедностью и разрухой…
В первые послевоенные годы было не для выражения почтений, благодарностей фронтовикам.
Требовалось засучив рука приступать к тяжкой созидательной работе.
Да и не встречал тогда фронтовика с «иконостасом» орденов, медалей на груди.
Скупо на фронте их награждали.
Это спустя десятилетия, во времена правления ЛИ Брежнева к фронтовикам повернулись с почтением,
В Сталинграде –Волгограде создали величественный мемориал, на весь мир подняли скульптуру Мать –Родина.
Повсеместно стали вспоминать, искать имена погибших. В сёлах – городах открывать мемориалы.
Народ повсеместно стал скрупулёзно оберегать сердечно дорогую паять. Сердцем и душой хранить сокровенное.
Были созданы прекрасные художественные и документальные фильмы, написаны романы и сложены душевные песни.
Это искреннее искусство живо и в наши дни, стало народным. Жить оно будет века!...
Это народ не позволил запятнать Знамя Победы. Не допустил кощунства над святой памятью.
народ не позволил превратить его в беспамятную массу…
Алексей Ильич Милосердов, наш земляк, был одним из защитников страны Советов в грозное, суровое время.
Пройдут века. Люди будут жить своими, современными им проблемами и интересами, но никогда они не забудут героев, участников Великой Отечественной войны. Будут помнить, и восторгаться подвигами советских людей.
Невозможно забыть это героическое время, как не забыли мы подвиги во имя Родины наших далёких предков.
Ноябрь 2018 года.
Свидетельство о публикации №219031900499