Сквозь годы 73

            
                "Ночи Кабирии". Эссе. Глава 8.

     ...И вот новый друг, будущий муж, ведёт Кабирию куда-то в лес. Сгущаются сумерки, сгущается атмосфера тревоги в этом лесу, где мы не видим крон деревьев, а лишь одни стволы - половинки деревьев, как бы обрубленные границей кадра, и ещё сухие, шуршащие листья под ногами спешащего вперёд мужчины и безмятежно следующей за ним, охваченной надеждой на поцелуй Кабирии.

     На ней клетчатая накидка,соломенная маленькая шляпка, в руках сумочка (та самая, с деньгами). Кабирия ею размахивает беззаботно, а освещение становится всё более призрачным, лес выглядит странно, чуть неестественно; вероятно, это ощущение странности и неестественности самой природы достигнуто именно тем, что в кадр не попала ни одна ветка, ничто завершающее, а всё лишь то, что разъединяет, разделяет, голые, одинокие, словно мёртвые стволы...Счастье Кабирии перестало быть реальностью, но она всё ещё безмятежно доверчива и светла...

     ...Наконец, берег реки. Странный, потусторонний свет соединяет в одно далёкое, безбрежное и серое пространство воду и небо. На этом призрачно-сером фоне два чёрных силуэта - испуганно изогнутый силуэт мужчины и фигурка женщины с протянутыми к нему с мольбой руками. Сверхкрупный план: лицо мужчины, снявшего очки, огромные капли пота, резкая складка залегла над переносицей, решимость и ужас в расширенных, неподвижных глазах трусливого убийцы...Пора: он должен столкнуть её в реку... Только сейчас Кабирия прочла свою судьбу в напряжённых, застывших глазах её избранника. Он и сейчас остаётся всё тем же хлипким и жалким клерком, скромнейшим и аккуратнейшим "маленьким человечком", терпеливо и кропотливо завершающим свлё дельце...

     Да ему и повезло ещё: не пришлось убивать. Кабирия сама бросает к его ногам свою сумочку. С невыразимой мукой смотрит на него Кабирия: снова деньги и снова смерть. Теперь уже, кажется, избавительная, необходимая. На коленях она молит:"Убей меня, я не хочу больше жить!" Но клерк, схватив сумку, уже бежит по лесу. Мы видим ноги, только ноги этого человека, мелькающие среди стволов, разбрасывающие сухие листья. Он бежит от Кабирии. Оставляет её одну - жить...

     Только тут, в горькое мгновение, когда жизнь Кабирии уже вычерпана до дна, ибо судьба не оставила ей больше никакой надежды, никакого просвета, вдруг понимаешь во всём объеме замысел и построение фильма. Против детской мечты Кабирии - простой мечты о простеньком мещанском счастье - двинуты и сведены воедино все обманы и иллюзии действительности. Неправдоподобие  роскоши смыкается с пОтом, пылью, толпой и лживой толкотнёй церковного праздника. Массовая религиозная мистификация сдвигается в КАЖДОДНЕВНЫЙ сеанс гипноза в жалком театрике жизни. Последняя, самая страшная и самая жестокая форма и фаза обмана свершается под маской любви, - как всегда.

     Способность любить, верить в любовь, способность чувствовать несут с собой величайшую опасность. Любовь почти равнозначна самоубийству...

              Продолжение следует...


Рецензии