Яма

Иван Гуров стоял так близко к огню, что, казалось, ещё немного — и он вспыхнет, как факел. Однако он понимал, что сейчас этого не случится. Это произойдёт гораздо позже, возможно, даже не сегодня.

Когда именно — неизвестно. Но то, что это произойдёт, Иван был уверен. И не только с ним, но и со всеми нами. И это неизбежно.

И самое главное — никто не предупредит об этом. Да и зачем предупреждать? Если гореть будет всё и вся, а деваться будет некуда...

А сейчас, как бы близко он ни подходил к полыхающему костру, ничего с ним не случится.

Когда смотришь на огонь или воду, это всегда успокаивает. Иван Сергеевич не мог отвести взгляд от полыхающей стихии, которая дарила ему временное забвение. За годы, проведённые в безвременье и борьбе с самим собой, в его душе накопилось столько боли, что не осталось ни одного спокойного уголка.

Он постоянно ходил взъерошенный и растрёпанный, не снимая с себя полевую форму десантника. Люди часто видели его таким, и он больше напоминал тех, кто стоит на трассах с протянутой рукой, чем добропорядочного налогоплательщика. Кто знает, каким он стал теперь? Возможно, только его жена, которая во всём потакает ему и соглашается с каждым его словом. Но это его мало интересует.

Его волнения и интересы стали напоминать море, затихающее после бури. Время штормов закончилось ещё в 90-е годы, и теперь это просто мёртвая зыбь.

Вроде бы всё тихо, но природа затаилась, словно выжидая своё время. Гуров понимал, что это лишь до поры до времени, а потом всё полыхнёт так, что мало никому не покажется. А пока ещё можно безумствовать и творить, не ведая, что будет дальше.

Он хорошо помнит своё детство, и его воспоминания связаны с лесом — с ещё неиспорченной природой, с чистым кристальным воздухом и дурманящим запахом сосны. Как он любил по утрам убегать в лес босиком, бежать по траве, покрытой утренней росой, подставляя лицо бархатному ветру! Набегавшись вдоволь, он садился на поваленное ветром дерево на опушке леса и смотрел в поле, над которым восходило солнце. Потом вставал, раскрывал объятья навстречу ему и вдыхал сладостный воздух рассвета, а затем возвращался домой. После такой пробежки день обязательно был прекрасным!

Но потом всё резко оборвалось. Началось вторжение в лес. Наступило время монотонного уничтожения природы: приехал экскаватор и в лесу, в ста метрах от края, выкопал большую яму. Это сделали, недолго думая, без всяких расчётов и прикидок. Выкопали, вбили колышек, а на нём табличка: «Помойка». Вот и всё, сказка закончилась.

Посёлок рос, и в те годы ни о каких мусорных баках речь ещё не шла. Весь мусор стали носить в лес и сбрасывать в эту яму. Сначала за летний сезон набиралась половина, потом уже целая яма, а дальше — хуже: она стала наполняться с верхом, и мусор постепенно начал расползаться по лесу. А некоторые «старатели», из особо «умных», и вовсе не доносили свои ноши до места, бросая их по дороге. Иногда они укладывали их под кустики и маскировали, а потом сразу убегали, чтобы никто не видел. Но от себя не убежишь, этого сделать невозможно… 
      
Если в одном кармане пиджака скапливается различный мусор: ненужные квитанции, старая зажигалка, поломанные сигареты, пробка от бутылки — кто знает, что ещё может там оказаться. А мы возьмём и переложим всё это в другой карман того же пиджака… Можно ли считать, что мы избавились от мусора?

Многим этот вопрос покажется смешным, ведь ответ на него очевиден: «Конечно, нет!» Так почему же, тщательно очищая наши «личные» территории, мы выбрасываем мусор на землю, которая не огорожена забором и колючей проволокой? Разве она не наша, разве мы не гуляли там в детстве? Разве не катали там коляски с нашими детьми, а потом придётся вывозить туда и внуков? Почему мы, перепрыгивая через весь этот мусор, спешим в вожделенную Турцию, будто наша природа хуже? Почему нужно мусорить там, где живёшь?

Мы все, наверное, видели, как это делают чистоплотные кошки: тщательно закапывают всё в землю, убегают, а потом ещё раз возвращаются, чтобы проверить, всё ли в порядке. А мы что? Получается — хуже?            
   
                *
Иван с теплотой вспоминал свою молодость, когда они большой и дружной компанией ходили в лес на костры. Они могли просидеть до рассвета, наслаждаясь песнями, разговорами и вкусной едой. Но даже после весёлого вечера они всегда оставляли за собой чистоту: весь мусор сжигали в костре или собирали в пакет, чтобы выбросить его в специальную яму. Гуров и его друзья понимали, что лес — это их дом, и они должны относиться к нему бережно.

Однако сейчас ситуация изменилась. Кажется, что люди стали жить только сегодняшним днём, не задумываясь о будущем. Вот и Иван Сергеевич теперь ходит по лесу и собирает бутылки после молодёжных вечеринок. Иногда он приносит домой целые мешки мусора. Он понимает, что убеждать молодых людей в безнравственности их поступков — занятие не из лёгких, и решает поберечь свои нервы. Поэтому он становится «мусорщиком», очищая лес и свою душу.

Ему нравится эта работа, и каждый раз, когда он освобождает новый участок леса от мусора, на душе становится легко и радостно. Там, где раньше лежали пивные бутылки и пакеты из-под чипсов, теперь красуется зелёная трава. Это приносит ему удовлетворение и ощущение, что он делает мир лучше.

Но что же с той ямой? Она недолго простояла: через пару лет над ней выросла гора мусора. Затем рядом появилась ещё одна яма, но уже без первой. Через год люди опомнились и вырыли ещё одну яму, куда и стали сбрасывать мусор. Когда она переполнилась, на дубах появились таблички с надписью: «Выносить мусор в лес запрещено».

Но запреты не всегда помогают решить проблему. Жители посёлка по-прежнему ходили в лес с пакетами мусора, и со временем весь лес превратился в свалку. И только через пару лет появились мусорные контейнеры.

За это время лес изменился: заросли кустарника и поднялась высокая болотная трава. Лес, как живое существо, защищал себя от нового вторжения. Но это уже не был тот лес детства, где пели птицы и можно было бегать босиком по прохладным тропинкам. Он стал угрюмым, тёмным, ощетинившимся мелким кустарником, который таил в себе боль и печаль. Даже хвоя перестала издавать свой чарующий запах.

Конечно, лес не мог злиться на человека, ведь Бог создал всё для своего любимого творения — и лес в том числе. Но понимаем ли мы это? И ценим ли?

Вокруг мусорных баков образовалась «мёртвая зона». Люди почувствовали, что теперь официально можно освобождаться от мусора, и понесли туда всё, что только можно. Они выносили старую мебель, мусор после ремонта и траву с огорода, которая раньше шла на компост. Всё это должно было поместиться в один мусорный контейнер! Несли даже спиленные сучья плодовых деревьев.

Наконец решили, что древесный мусор можно сжигать на костре, и стало легче. Председатель местного совета предложила Ивану Сергеевичу стать мусорщиком или костровым, который будет отвечать за сожжение древесного мусора и за порядок вокруг контейнера. Она знала, что Иван любит природу и не подведёт: он будет отвечать за каждую веточку и призовёт людей к порядку.

Иногда набиралось большое количество сучьев садовых деревьев, старых поломанных диванов, стульев и кресел. Чтобы всё это порубить и сжечь, приходилось пару дней не отходить от костра. Иван Сергеевич аккуратно раскладывал всё на небольшие партии и постепенно сжигал в течение недели.

Весной прошлого года он посадил вдоль дороги, которая подходит к ящикам, деревья, и многие из них прижились. Он смотрит на них и радуется. Для него они как символ того, что не всё ещё потеряно. Главное — успеть зацепиться за что-нибудь здесь, в жизни. И пускай пока это будет соломинка. А так, веточка к веточке — и можно построить плот, а на нём уж как-нибудь и выгрести можно будет!

Очередную яму давно завалили, но заровнять не получилось, и выросла искусственная земляная горка, которая поросла высокой болотной травой. Теперь и не скажешь, что там когда-то была помойка… Но там, на целых три метра в глубину, лежат отходы деятельности человека. Теперь это место все стороной обходят, может быть, боятся? Поговаривают, что по ночам там что-то хлюпает или скрежещет? Не знаю, чему верить? Но, что делать с ямами в душах наших, — вот вопрос? Он куда сложнее будет!

Вот и трудится Иван Сергеевич, один за всех, ни на кого не обращая внимания… Главное, в своей душе «яму» закопать, а там, смотришь, и другие твоему примеру последуют!

                2019г.к+)


Рецензии
Тема мусора сейчас, Сергей,- чуть ли не одна из основных. Товара много, деньги есть, но и проблем стало больше. Это касается не только деревни, но и города. К сожалению, деньги, выделенные для решения этой проблемы, расходутся неразумно. Не исключаю, что разворовываются. Много говорят, но мало делают как чиновники, так и сами люди. Если эту проблему в ближайшее время не решить, то мы вскоре потонем в мусоре. Побольше бы нам таких ИвАнов. Спасибо Вам за рассуждения на актуальную тему. Всего Вам доброго. Ваш А. Киселёв.

Александр Киселев 6   09.07.2022 13:22     Заявить о нарушении
Александр, а ведь такой Иван должен жить в каждом из нас! Так, куда они все подевались? Души жиром заплыли - всё, что за нашим забором, хоть травой порасти... думаем только о своём, а когда видим, что кто-то проявляет инициативу - высмеиваем его: тебе что, больше всех надо. Государство начинается с каждого из нас, но мы не хотим этого знать, постоянно надеясь на доброго дядю.

С уважением и теплом! С.В.

Сергей Вельяминов   09.07.2022 13:34   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей. Я забыла, что читала эту работу. Прочитала вновь. Образно и
грустно написана она. И очень правильно. Но безрезультатно:ничего не меняется, не
"закапывают яму" в душе,не только в природе. Муж, царство ему небесное,был как Ваш
герой-любил природу и животных. Бережно относился к ним. Едем по грибы- не забудь нож,на пикнике намусорили- соберите все до бумажки, сок березовый брал по всем правилам: чем-то закрывал ранку.Но написать это Вам в рецензии не могу:курсор засинил текст, и он улетел. Меня поражает то, что другим читателям открывается чистая рамка,а мне только синяя.Но есть и ещё одна загадка: эта рецензия улетает недалеко- в общую кучку.И остается в рамке.Выходит пишу одну, а в итоге выходит два экземпляра.Для меня это техническая тайна. Может, увидите это дополнение,а,может,нет. Но мне понравилась Ваша человеческая суть, и я написала, что хотела высказать. Всего доброго! С уважением

Анна Куликова-Адонкина   08.08.2023 14:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.