РБП-3

                Сериал "Идиот".3 серия.

       В третьей серии идёт дальнейшее размежевание между творчеством Достоевского и тем,что из этого творчества сотворил сценарист и режиссёр Бортко.В чём это проявляется?
       Третья серия начинается с продолжения эпизода у Иволгиных:вот к князю заходит Варя и благодарит,вот тут же заходит Ганя и просит прощения,а заодно объясняется с князем по поводу истинной цели женитьбы на той,которую не любит.Далее,на удачу князя,появляется Коля с запиской от генерала и князь,чрезвычайно обрадованный,спешит в трактир.Но генерал безобразно напивается и всё тот же вездесущий мальчик Коля доводит Мышкина до квартиры Барашковой - где в это время как раз распивают шампанское (по Бортко) и играют в забавное пети-жё.Когда очередь рассказать самый гнусный поступок в своей жизни доходит до Тоцкого,тот рассказывает историю про камелии - а Настасья Филипповна только бросает на него гневные взгляды (по Бортко,запомните),вспоминая свою загубленную и развращённую молодость.Вот очередь доходит до Настасьи Филипповны - и она отказывает Гане,ссылаясь на мнение князя,"своего единственного друга".Вот появляется Рогожин с сотней тысяч,покупая её - и Мышкин,под общий смех (по Бортко),делает ей предложение.Вдруг оказывается,что князь Мышкин очень богат и Настасья Филиповна,немного "повеселившись",почему-то (почему?)отказывает князю и уезжает с Рогожиным.И - как финал серии - нам показывают "непростые" взаимоотношения Рогожина с Барашковой в их московской совместной жизни ("Бьёт - значит,любит") и где-то рядом надоедливой собачонкой под ногами болтается князь - то в театре,то под окнами их дома...Да - чуть не забыл! - этот постоянный Келлер-Боярский перед глазами,туда-сюда шныряющий без всякой надобности.
       Что же - вполне добротная "бытовая" повесть в написании Бортко.Но что же на самом деле написал Достоевский?И как он закончил первую часть и почему он закончил именно так,а не иначе?
       У Достоевского нет и не может быть ничего лишнего.Может чего-то не хватать (об этом ниже),но лишнего...Все эти монологи,на первый взгляд достойные лишь театральной сцены:все эти причастные и деепричастные обороты;вроде бы пустяковые эпизодики...Нет - они не лишние!
       Вот Варя,"несколько усмехнувшись",говорит князю:"А вы ей приглянулись" и - не едет в гости к Барашковой.Почему?Не потому,что брат её не взял,нет - она достаточно взрослая и весьма и весьма практичная девушка (что подтверждается дальнейшими событиями романа).Так почему?Она видит князя и понимает то,что он и сам ещё не понимает,а именно то,что князь "попрётся" к Настасье Филипповне.Но там же будет и брат её,Ганя.Скандал?Очевиден.Потому и не едет.
       Вот "вечно пьяный,вечно молодой" генерал Иволгин затаскивает князя к своей сожительнице,где князь собственно и сталкивается с Колей и мы в первый раз слышим об Ипполите,не заслуженно обойдённом вниманием и лит.критиками,и читателями.Почему Достоевский ввёл этот персонаж,вроде незначительный?Ошибка?Ой ли...
       И вот уже князь у Настасьи Филипповны,где только при его появлении (!) подают шампанское.Почему?И почему только при его появлении Настасья Филипповна,до этого задумчивая и угрюмая,несколько оживилась?
       И этот несносный Фердыщенко,доводящий "до кипения" Епанчина и Тоцкого.Он язвит,ехидничает,юродствует...Почему?Для чего эта "ненужность" Достоевскому?
       И Настасья Филипповна,слушающая пети-жё Тоцкого и вовсе не "испепеляющая его взглядом" и совсем не вспоминающая свою загубленную молодость.Нет - она просто сидит и "нервно перебирает край платья",вовсе не смотря на Тоцкого.Почему?
       И появление Рогожина,и предложение руки и сердца князя,и весть о свалившемся на него "неслыханном богатстве" - и именно тогда многие поняли,"что именно с этого момента Настасья Филипповна помешалась",Почему именно с этого момента?
       Барашкова отказывает князю и... - вот оно! - она кричит:"Вам бы,князь,на Аглае надо бы жениться!".И кричит Гане:"А правильно Аглая сделала,что тебе отказала!"Вот оно - объяснение всему!Оказывается,Барашкова уже знала об отказе Аглаи (Откуда?Это то,что Достоевский не объясняет).Оказывается,она весь вечер,даже не зная сама об этом,ждала князя,чтобы понять саму себя - способна ли она ещё "возродиться"?Нет - ей уже глубоко наплевать на Тоцкого с генералом и Ганечкой,поэтому они вроде мебели,о которую можно разве что больно удариться,не более.За бедного князя она пошла бы,но за богатого...Это выше её сил:она не может так поступить с тем,кого уже любит.Уже...И она окончательно "ломается"...
       И тут же эпизод с горящими деньгами и очередным,на этот раз последним унижением Гани.Почему она его унижает,унижает того,до кого ей и дела нет?Всё просто:она только что сотворила Добро - пожертвовала своей Любовью и,как противовес,нуждается в таком же Зле.Не забывайте - она "женщина-вамп",нуждающаяся в постоянном накале эмоций.Поэтому Добро нужно "уравновесить" Злом.
       И Ганя,по Достоевскому,падает в обморок,уже уходя,а не направляясь вглубь гостиной (по Бортко).Мелочи?Нет - он принял решение,решение столь мучительное,что стоило ему ясности сознания,но он его принял,господин Бортко!
       На этом Достоевский заканчивает первую часть,давая читателю слегка отдохнуть от накала эмоций...
                Конец третьей серии.
      
      
      
      


Рецензии