Война под водой на киноэкранах

Вчера, накануне святого для меня праздника, Дня подводника, который отмечается 19 марта, я посмотрел новый фильм, который почему-то прошел мимо меня. До этого я видел немало кинофильмов, вышедших на экраны, снятых и нашими кинематографистами, и американскими, и немецкими, и японскими. Меня больше интересовали фильмы, посвященные борьбе под водой во время Второй мировой войны, хотя я видел и фильмы, посвященные противостоянию наших и американских подводников в последние годы, когда её вели атомные подводные лодки.  Мне захотелось поделиться своим мнением о последнем фильме, «Пуск торпеды»,  снятым американцами в 1958 году, и сравнить с советским фильмом «Командир счастливой Щуки», который увидели советские зрители в 1972 году.

Сюжеты этих фильмов удивительно схожи. Только наши подводники стремятся потопить  огромный немецкий транспорт, который доставляет в один из норвежских портов пополнение для вермахта,  наступающее  на советское Заполярье, а американцы охотятся за японским авианосцем, флагманом эскадры, которая совершила налет на Перл-Харбор 8 декабря 1941 года. Как вы помните, после этого нападения США вступили во Вторую мировую войну, которая к этому времени продолжалась больше 2-х лет. Но когда война была объявлена, вся экономическая мощь США была брошена на производство вооружений, особенно авианосцев, крупных кораблей и подводных лодок.

События в американском фильме происходят в 1942 году, когда американцы только боролись за инициативу на Тихом океане.  Командир подводной лодки Барни и его закадычный друг и старший помощник Слоун получают приказ атаковать японский авианосец «Шинару» ( в реале такого авианосца не существовало), который идет из Филиппин в Токийский залив.  Его сопровождают 2 эсминца (на самом деле авианосцы окружала целая эскадра крейсеров и эсминцев) и транспортное судно, на котором перевозят в Японию захваченных на Филиппинах американцев, в числе которых жена и маленькая дочь командира лодки.  Шведский Красный Крест направил в штаб американского флота на Гавайях список американцев  на транспортном судне, в числе которых жена и дочь Барни. Но как это бывает в американских фильмах, командир решает атаковать авианосец, несмотря на опасность для транспорта.  Но он не попадает в авианосец, а на дно идет транспорт.  Горе командира, который видит в перископ барахтающихся в воде людей, но не может всплыть и оказать помощь,  потому что рядом два эсминца японцев, сыграно очень натурально.

Потом американская лодка проникает внутрь акватории Токийского залива, где спрятался японский авианосец за боновыми заграждениями и сеткой. Тоже самое сделал и командир «счастливой Щуки». Там, в охраняемой безе он пустил на дно огромный транспорт. Но у американцев больше наворочено. Внутри Токийского залива оказалось минное поле, и лодка с трудом смогла его преодолеть. Потом командир лодки увидел в перископ стоящий на якоре  авианосец, и выпустил по нему 6 торпед из носовых торпедных аппаратов. Но еще  эсминец пошел на перерез торпедам и принял их на себя, пойдя ко дну.

Другой японский эсминец, который преследовал субмарину, подорвался на собственном минном поле. Но третий эсминец сторожил лодку, и, чтобы ввести его в заблуждение, командир по совету англичанина, который почему-то стажировался на американской лодке, выпустил из  кормовых аппаратов четыре торпеды по минному полю, сымитировав подрыв субмарины.  А потом лодка приблизилась к сетке, загораживающей выход из залива в открытое море.  Но и здесь командир не растерялся, залпом из шести торпед проделал дыру в сетке,  и выбрался из западни.

А вот в нашем фильме командир лодки не додумался до этого. Видимо, берегли в нашем флоте дорогущие торпеды, и не стали дырявить сетку. Прошли над ней в надводном положении, но прямо на немецкий надводный корабль, который собрался взять в плен всплывшую советскую субмарину.  Но, оставив на поверхности своего командира, который отвлекал внимание немцев, наша лодка погрузилась,  и благополучно оторвавшись  от немцев, пришла в базу.  На этом заканчивается история схватки нашей подлодки с немецким эсминцем, командир которого поставил на кон свою честь, поклявшись утопить нашу «Щуку».

А вот у американцев после этого начинается самое главное. Командир лодки после всего пережитого трое суток проспал, пока лодка шла в Перл-Харбор.  Потом он отдыхал в комфортабельной гостинице, пил виски, а лодку ремонтировали в это время. Вообще американцам хорошо было воевать в теплых водах Тихого океана. Это не холодные воды Баренцева моря, где все моряки ходят в бушлатах, альпаках и шапках. Американцы полураздетые, на каждом шагу нарушают форму одежды. Рассмотреть, кто к какой боевой части принадлежит, невозможно, знаков отличия нет. Да и гостиница на берегу, где гулеванил убитый горем командир, не чета нашим офицерским общежитиям в Заполярье.

Вообще лодка класса GATO, одна из самых распространенных в американском флоте, по сравнению в нашей «Щукой», по водоизмещению в 2,5 раза больше нашей лодки, а служит на ней  73 человека против наших 40. Поэтому условия обитания, или комфорта на борту,  не чета нашим или немецким лодкам.  У американцев командир то и дело пьет кофе, которое ему носят в боевую рубку, к его услугам радар, пеленгатор, гидролокатор. На нашей лодке, кроме гидролокатора, да и то менее чувствительного, ничего нет. Весь экипаж у американцев ходит  в светлой кремовой одежде. Еще когда я смотрел американский фильм «Операция нижняя юбка», где такая же подводная лодка, был удивлен, что на лодке очень хорошие бытовые условия. Почти как на современных атомных лодках. Но так и было. Это немцы на лодках VII  серии водоизмещением 626 тонн и с числом членов экипажа в 44 человека, живут в ужасных условиях. Отлично все это показано в знаменитом немецком фильме «Подводная лодка». А у американцев водоизмещение 1825 тонн, а экипаж, как я уже писал, 73 человека. Можно иметь каюты  для всех офицеров.  На той лодке, что я служил 3 года, тоже дизельной,  у нас три офицера из 12-ти не имели своих штатных спальных мест, и могли поспать на койке офицера, стоящего на вахте.  Да и выпустить 16 торпед в молоко, как в копеечку, немцам не разрешалось. У них каждая торпеда была на вес золота. Вот и топили они одинокие транспорты англичан, всплыв на поверхность, из артиллерийских орудий, благо 88-мм пушки, как на танках «Тигр», пробивали любую обшивку торгового судна.

Ну да Бог с ними, с немцами. Буду описывать подвиги американцев по фильму. Американская лодка под командованием Барни вместе со старпомом Слуоном после ремонта  снова вышла в море на поиски авианосца. Старпом решил последний раз выйти в море в прежней должности, хотя ему предложили должность командира другой лодки. Но пока его друг не отомстил японцам за погибшую семью, Слоун счел своим долгом быть с ним. В поход вышла еще одна такая же лодка. Они снова пошли в Токийский залив.

Потом кое-какие сцены мне показались фантастическими. Подлодка как-то боком буквально пролезла под сетью, погнув свои выдвижные устройства, в том числе перископ, и была лишена гла, т.е. смотреть в перископ.  Но акустики, вернее, с помощью их аппаратуры, старпом услышал, как выбирает якорную цепь авианосец,  и лодка без визуального контроля выпустила 6 торпед на звук якорной цепи. И не промахнулась. Авианосец получил шесть дырок в борту и стал тонуть. Но японцы не пощадили американскую лодку, стали забрасывать её глубинными бомбами, и она получила несколько пробоин. Борьба за живучесть практически не велась, по крайней мере, это не было показано. 24 американских моряка сгрудились в боевой рубке, где лишь повышенное давление воздуха  позволяло снизить поступление воды. Еще 14 человек были в носовом торпедном отсеке.  Так что из 73 членов экипажа осталось  38, вот они и стали выходить из затонувшей, лежащей на грунте субмарины. Был показан выход из боевой рубки, а на поверхности их ждала вторая американская лодка. Она до этого потопила японский эсминец, который пустил на дно лодку командира Барни.  За исключением 6 погибших, не успевших выйти из носового отсека, все члены экипажа были спасены.  Удивительно, что вторую лодку никто не атаковал. Хотя потом, когда она погрузилась и стала в перископ наблюдать за агонией тонущего авианосца, там шастали японские эсминцы.  Но, как требуется в американских фильмах, должен быть хеппи-энд.  Но все же счастливого конца у фильма нет. По крайней мере, командир лодки Барни не нашел свою семью. Видимо, его промах при первой атаке авианосца погубил его жену и дочь.

Вообще американские подводные лодки этого проекта нанесли немалый урон японским кораблям и судам. Потопили 2  тяжелых авианосца, 4 крейсера и 13 эсминцев. Но наибольшие потери от лодок понесло торговое судоходство. Как немцы хотели подвергнуть  Англию блокаде за счет уничтожения торговых судов, так и американцы пытались сделать  тоже самое с Японией. Островное государство, та нуждалась в подвозе практически всего, в первую очередь нефти и полезных ископаемых.  Транспорты и танкеры и шли на дно после атак американских субмарин. Потом, на заключительном этапе войны на Тихом океане, американские подводники практически парализовали и прибрежное судоходство, топили все, что плавало – катера, баржи, яхты.

А вот японские подводники охотились в первую очередь за боевыми кораблями американцев. Но крупные корабли – линкоры, крейсера и авианосцы, - шли в окружении множества эсминцев, и японцам редко удавалось прорывать охранение и топить крупные корабли.  Намного больше их гибло под бомбами японских палубных самолетов и камикадзе. Авианосцы во Второй мировой войне вышли на первые роли в борьбе на море.  Но и подводные лодки сыграли свою роль, особенно в Атлантике, где немецкие «волчьи стаи» адмирала Деница пускали на дно больше торговых судов, чем Англия могла построить на своих верфях. Лишь помощь американцев помогла Уинстону Черчиллю избежать блокады в его любимой Англии.  Немцы построили за годы войны больше тысячи подводных лодок нескольких серий, в десять раз больше, чем те же американцы, которые больше строили линкоры и авианосцы.

Вообще такие большие и с неплохими условиями обитания экипажа строились и у нас. Это были подводные лодки серии «К» -«крейсерские». Большое водоизмещение –надводное 1500 тонн и подводное 2100 тонн, - позволяло создать для 65 членов экипажа хорошие бытовые условия. По крайней мере, в лодке был даже душ. 10 торпедных аппаратов ( 6 в носу и 4 в корме) с запасом 24 торпед, две пушки калибром 100-мм, зенитные пулеметы, высокая скорость на поверхности – 22 узла и хорошая под водой – 10 узлов, делали нашу субмарину очень грозным оружием.  Но вот успехи этих лодок были весьма невелики – всего 5 потопленные судов при потере 5 подводных лодок. Правда, этому есть оправдание. Подводные лодки Балтийского флота почти все войну были блокированы в мелководном Финском заливе, и выход такой большой лодки был сопряжен с большим риском. Немцы перекрыли Финский залив от берега до берега сетями и минными полями, на которых и гибли наши подводные лодки. Правда, в истории Балтийского флота был случай, когда всплывшая лодка серии «К» расстреляла из своих орудий два немецких противолодочных катера, а третий счел за благо убрать.  А между тем под водой наша лодка была обречена погибнуть под глубинными бомбами с этих катеров.

А на Северном флоте для наших лодок было очень мало целей. Заполярье не играло большой роли в сухопутной войне, очень немного немецких войск было в Норвегии, и транспортов в порты этой Скандинавской страны немцы отправляли немного. Да самые ценные грузы на транспортах отправлялись с охранением эсминцев, самых больших врагов наших подводных лодок.  Лишь немногие подводники могли похвастаться потопленными кораблями противника. Но на рубках субмарин красовались цифры от 2 до 9, больше побед ни на одной лодке не было.   Хотя бывало и такое, что командир докладывал о потоплении транспорта или боевого корабля, но потом это ничем не подтверждалось. Так, командир «Щуки» Н.Травкин сообщил о 16 потопленных судах, но получили подтверждение лишь о 9.  Даже по этим фильмам, о которых шла речь, можно представить, что испытывали подводники от близких разрывов глубинных бомб, и особенно после того, как появлялась течь и в лодку поступала вода.  Была в истории нашего флота одна подводная лодка , С-101, на которую за годы войны было сброшено свыше тысячи глубинных бомб, но она все равно возвращалась на базу.

Но написав о своих впечатлениях о увиденных на экране кинофильмах о моряках подводниках, я решил узнать, как же обстоят дела с потопленными судами во время Второй мировой войны в разных флотах мира.  Вначале я познакомился с материалами исследования о сравнении эффективности наших подводников и немецких, которые снискали себе славу самых успешных. И вот что оказалось.

Начнем с оценки потопленного тоннажа нашими и немецкими подводными лодками в годы Второй мировой. В отношении немцев данные из различных источников примерно одинаковы: около 2800 судов общим тоннажем более 14 миллионов тонн. Отличия разных исследователей лежат в пределах нескольких единиц. Эти данные и примем за основу анализа. Иная картина в отношении наших подводников. Здесь разброс оценок большой – крайние цифры разнятся более чем в четыре раза.

Так, в исследовании Геннадия Дрожжина «Лучшие подводные асы Второй мировой», опирающегося на данные коллектива авторитетных морских офицеров, значатся 463 судна общим водоизмещением 1,5 миллиона тонн. В фундаментальном труде А. В. Басова под редакцией доктора исторических наук В. И. Ачкасова, выполненного в Институте военной истории, «Флот в Великой Отечественной войне 1941–1945. Опыт оперативно-стратегического применения» (1980), где приведены результаты боевой деятельности различных родов нашего ВМФ по годам и по воюющим флотам, получается цифра 157 судов общим тоннажем 462 313 тонн, и 33 боевых корабля, подтвержденных советскими и немецкими архивными источниками.

Итак, сравним общие результаты боевой деятельности наших и немецких подводников. По отправленному на дно тоннажу немцы превосходят наш флот почти в 30 раз, а по числу потопленных судов – в 18. Сразу обращает на себя внимание: среднее потопленное немцами судно было в 1,7 раза крупнее. Нашим подводникам приходилось бороться с «мелочовкой», тогда как немцы имели в качестве целей крупные корабли, такие, например, как американские транспорты типа «Либерти» водоизмещением более 10 тысяч тонн.

Интересен показатель числа потопленных транспортов на одну погибшую подводную лодку. СССР в ходе Великой Отечественной войны потерял 80 субмарин. Это соответствует 1,96 транспорта на одну погибшую подлодку. У немцев при 644 потерянных показатель равен 4,41. То есть гитлеровские подводники выглядят в 2,25 раза эффективнее. Но их боевые потери – около 75 процентов от числа участвовавших в военных действиях, а в СССР – 62 процента. Так что по этому показателю наш флот выглядит лучше.

Теперь разберемся, почему у немцев результативность настолько превосходит наши показатели. Это важно, поскольку разница условий боевого применения определяет способы боевых действий и их ожидаемую эффективность.
Немецкие подлодки имели открытые выходы в океан и Норвежское море из портов оккупированных Франции и Норвегии. Поэтому создать эффективные противолодочные рубежи на выходах из баз и на маршрутах движения союзники не могли. Основные усилия ограниченных противолодочных сил сосредотачивались непосредственно вблизи конвоев почти до середины 1944 года, когда появление противолодочных авианосцев дало возможность патрулировать районы коммуникаций и в океанской зоне. Авиацию для борьбы с подводными лодками англичане и американцы всю первую половину Второй мировой не использовали, поскольку радиуса самолетов хватало только на прибрежные районы. Так что немецкие подводники чувствовали себя относительно вольготно. Отсутствовала в таких районах боевых действий и минная опасность: допустимая глубина места постановки мин в ту эпоху не превышала 100 метров, а для донных, наиболее устойчивых к тралению – до 30–40 метров.

Иначе складывалась обстановка для наших подводников. Северный и Балтийский МТВД были мелководными. Немецкие коммуникации располагались в силу особенностей военно-географических условий вблизи берегов, контролируемых гитлеровцами и их союзниками. Районы, где проходил основной грузопоток, были весьма ограниченными по размерам, что позволяло немцам даже с относительно небольшими противолодочными силами осуществлять систематический поиск по маршрутам движения конвоев, а не только сосредотачиваться исключительно на их охране. Прибрежный характер коммуникаций позволял эффективно действовать против наших подводников даже катерникам. Немцы с самого начала нападения на СССР прикрывали свои конвои силами береговой авиации почти на всем протяжении коммуникаций. Мелководье и ограниченные размеры районов позволили создать эффективную минную защиту везде, где суда могли подвергнуться атакам наших подводных лодок. А на Балтийском МТВД появилась возможность начиная с 1942 года создать глубокоэшелонированный противолодочный рубеж на выходе из Финского залива и запереть подводные лодки Балтфлота в Кронштадте. Расчетная вероятность гибели прорывающейся подводной лодки превышала 60 процентов. Ничего подобного союзники не могли противопоставить немецким подводным лодкам ни в одном месте. Больше половины наших подводных лодок погибло на минных полях.

Другой важный фактор, определяющий эффективность действий подводников, – количество противостоящих им противолодочных сил. Союзники с началом войны относительно длительное время вообще не вводили системы конвоев, а их суда не имели какого-либо оборонительного вооружения: не хватало противолодочных сил и средств, не успевали вооружить суда. Это время немцы называли «жирными месяцами». Какое-либо противодействие подводникам кригсмарине оказывалось в четырех – восьми случаях. Во всех остальных безоружное судно расстреливали как на учениях, часто из надводного положения.

С вводом системы конвоев Британское адмиралтейство основной акцент сделало на их защиту от надводных рейдеров немцев, включая в состав прикрытия конвоев крейсера и даже линкоры. А их самих надо было охранять от подводных лодок. В итоге на прикрытие конвоя из 20–40 судов выделялось в начальный период «Битвы за Атлантику» не более пяти противолодочных кораблей. То есть на каждый приходилось пять – восемь транспортов. В этих условиях немецкие подводные лодки практиковали всплытие ночью в надводное положение прямо среди судов конвоя и расстреливали их торпедами, не испытывая серьезного противодействия малочисленных противолодочных сил: обнаружить даже с помощью РЛС чужого среди своих было весьма проблематично.

При этом ни один наш экипаж не сдался в плен в отличие от немцев, которые это делали при благоприятных обстоятельствах. Достаточно вспомнить, что Кречмер, один из первых немецких подводных асов, сдался в плен и о награждении Железным крестом с дубовыми листьями и бриллиантами узнал через Красный Крест.

Со сдачей в плен немецкой подводной лодки связан и величайший успех англичан – получение немецкой шифровальной машины «Энигма» с криптодокументами. Получив повреждения, U-110 всплыла. Ее командир – корветтен-капитан Лемп (тоже считался асом) принял решение сдаться. При этом он, имея 105-мм орудие, не попытался сопротивляться и даже не уничтожил секретные документы и технику – эту самую «Энигму». Это позволило англичанам читать немецкую переписку с подводными лодками, что оказало крайне негативное влияние на действия кригсмарине.

Сравнивая готовность рисковать ради успеха, напомним, что наши подводники регулярно использовали такой способ, как проникновение в акваторию вражеской базы, а из немцев только Гюнтер Прин в самом начале войны проник в Скапа-Флоу и потопил линкор «Роял Оук», при этом не испытав противодействия противолодочных сил, так как там был всего один эсминец, который занялся спасением экипажа гибнувшего линкора. Наши подводники в подобных ситуациях в большинстве случаев оказывались перед необходимостью форсировать противолодочные сети под бомбежкой нескольких противолодочных кораблей противника.

Но вот еще в одном солидном интернет-издании под названием «Все о Второй мировой» я вычитал следующее, что и процитирую без купюр.  Речь идет о лучших подводниках в истории Второй мировой войны.

Понятие «лучшие подводники» неоднозначное и требует пояснения для его правильного понимания. Естественно, что определение «лучшего» проводится по имени командира подводной лодки, имеющего в походе важное, но не все определяющее значение. Экипаж лодки вместе с ее капитаном являются единым целым, поскольку один без другого, не то, что добиться какого либо успеха, но даже выжить в море не смогут. Таким образом, фактически оценивается деятельность всего экипажа, который представляет командир. Критерием для оценки служит суммарный тоннаж потопленных кораблей противника. Иногда для оценки применяют и количество потопленных судов, и время, проведенное в походах, и тысячи миль пройденных подлодками. Однако эти критерии чаще всего используются для квалификационного оценивания в мирное время.
Общепринято считать «подводным асом» или «королем тоннажа» командира подлодки, которая потопила более 100 тысяч тонн корабельного тоннажа. Такими рекордсменами во Второй мировой войне были только немецкие подводники – 34 из них достигли такого результата.  Среди подводников других стран лишь  около десятка командиров лодок смогли приблизиться к этой цифре, хотя и были самыми результативными в своем флоте.

Кроме высоких личных результатов, немецкие подводники имели и высокую эффективность подводного флота в целом. Они потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 млн. тонн. Американцы уничтожили 1314 кораблей общим тоннажем в 5,3 млн.т. Британцы – 403 судна тоннажем в 1,42 млн.т. Японцы потопили 184 корабля тоннажем в 907 тыс. т. СССР – 157 судов тоннажем в 462,3 тыс.т.

Вклад «подводных асов» в эту статистику весьма значимый. К примеру, только 5 лучших подводников Германии потопили 174 боевых и транспортных кораблей союзников общим водоизмещением 1,5 млн. т. По тоннажу, это немногим больше чем весь британский подводный флот, и в три раза больше советского.

А теперь я поделюсь данными о статистике лучших подводных асов в ведущих флотах мира. 
Англия. А.Малком. Совершил 28 боевых походов, потопил 14 судов общим тоннажем 93 тысячи тонн. Погиб вместе с экипажем в 1942 году.

Самое большое число асов подводной войны в Германии.
О.Кречмер. Совершил 16 боевых походов, потопил 46 судов общим водоизмещением 273 тысячи тонн. Считается асом № 1 в Германии.  Войну закончил в американском плену.
В.Люб. Совершил 16 боевых выходов, потопил 46 судов общим тоннажем 225 тысяч тонн. Погиб от пули охранника школы подводного плавания, где он преподавал в конце войны. Охранник не расслышал пароль, которой назвал Люб.
Эрих Топп. Совершил 13 походов, 35 судов общим тоннажем 197 тысяч тонн.
Генрих Любе. 9 походов, 34 судна общий тоннаж 187 тысяч тонн.
Виктор Щютце. 7 походов, 35 судов, 180 тысяч тонн.
Считающийся в Германии асом № 2 «Бык Скапа Флоу» Гюнтер Прин потопил 28 судов, но на его счету потопление линкора «Ройал Оук» водоизмещением 31 тысячу тонн. Погиб в 1941 году вместе с экипажем.

На фоне немецких подводников достижения итальянских командиров субмарин кажутся не очень значительными.
К. ди Коссато. Совершал 10 выходов, потопил 16 судов общим водоизмещением 86 тысяч тонн.
Д.Приароджа. 11 боевых выходов, 9 судов общим тоннажем 86 тысяч тонн. Погиб в море в 1943 году.

Теперь приведу данные об американских асах подводной войны.
Р. О*Кейн. 5 походов, 24 потопленных судна общим водоизмещением 93,9 тысяч тонн.
С.Каттер. 5 походов, 19 судов, водоизмещением 71,8 тысяч тонн.
Д.Мортон. 5 походов, 19 судов общим водоизмещением 54,7 тысяч тонн. Погиб в 1943 году.
Е.Флэкс. 5 походов, 16 судов, 95 тысяч тонн.
С.Далли. 6 походов, 16 судов, 54 тысячи тонн.
Д.Инрайт. 28 ноября 1944 года потопил японский авианосец «Шинаки» водоизмещением 71,9 тысячи тонн, бывший самым большим кораблем в мире до появления американских атомных авианосцев. 4 торпеды попали в нос авианосца.
Но первым в рейтинге стоит не командир, а экипаж субмарины «Флешер», который под командованием 2-х командиров отправил на дно 21 корабль общим водоизмещением 104,6 тысячи тонн.

Из японских подводников в списке лучших лишь один.
М.Каидзи. 11 боевых походов, 10 транспортов общим водоизмещением 58, 9 тысяч тонн. Погиб в 1943 году. Другие японские подводники не потопили больше 50 тысяч тонн, поэтому в справочнике не упоминаются.

А теперь о советских подводниках периода Второй мировой войны.
Александр Маринеско, командир С-13. 6 боевых выходов, 2 потопленных судна общим водоизмещением 40 тысяч тонн. Стал Героем Советского Союза через 38 лет после окончания войны.
Михаил Августинович. 13 походов, 8 потопленных судов (6 транспортов и 2 боевых корабля) общим тоннажем 18,6 тысяч тонн.
Петр Грищенко. Больше всех орденов у этого подводника – 9, из них 2 ордена Ленина. Но вот за что он их получил, непонятно. 1 успешная торпедная атаку и 5 транспортов подорвались на минах, поставленных его лодкой.
Григорий Щедрин. Командир С-56.  Командовал группой из 6 лодок, которые с Тихого океана перешли на Северный флот через 2 океана, преодолев 17 тысяч миль.  8 боевых походов, 2 потопленных транспорта и 2 боевых корабля. Герой Советского Союза. Лодка С-13 вернулась на Тихий океан и сейчас стоит на пьедестале во Владивостоке как мемориальный памятник подводникам.

И в заключение. Проведенный анализ боевой деятельности подводных флотов во время войны, показывает, что на долю лучших подводников, которые составляли приблизительно 2% от общей численности подлодок, приходится  около 30 % общего потопленного тоннажа кораблей. Таким образом, во время Второй мировой войны, среди всех видов вооруженных сил, именно категория «лучших подводников» оказалась наиболее результативной и эффективной. Недаром ведь именно к подводникам во всех странах относятся с наибольшим уважением и почитанием. Поэтому имеется большое количество кинофильмов о подводниках, многие из которых мне доводилось увидеть.


Рецензии
Сравнительный анализ результатов боевых действий советского подводного флота во время ВОВ приводит к грустным выводам. Не лучше обстояли дела и в ВВС: 104 немецких аса одержали более ста побед в военном небе, а наиболее успешные имели более 300 сбитых самолетов, тогда как у немногих советских летчиков за войну счет воздушных побед перевалил за 60. Думаю, что в других родах войск дела обстояли не лучше.
Гордиться особо не чем - технологическое и организационное отставание приводило к огромным людским потерям. Солдатским мясом затыкали преступления рукожопых руководителей преступного режима.
Вопросов истории нашей страны гораздо больше, чем ответов, но потомки тех руководителей до сих пор затыкают рты вдумчивым исследователям, забывая, что в современных условиях технологическое отставание это прямая дорога в рай - повторения не будет, когда нас в бой пошлет товарищ Путин.
Дай нам, Бог, терпения.

Валерий Анорин   19.03.2019 23:34     Заявить о нарушении