Рассказы о войне ветерана 5

          С О Л Д А Т  И  С О Л О В Е Й

          «Но что война для соловья,
          у соловья ведь жизнь своя»…
                Песня войны.         
               
 Младший сержант Сорокин шел последним. Первыми шли командир батареи
капитан Драбкин и командир взвода управления батареи лейтенант Томковский.
За офицерами шли солдаты и сержанты взвода управления: разведчики,
вычислители, связисты.   Отряд шел на наблюдательный пункт батареи, оборудованный вчера этими солдатами и сержантами рядом с окопами пехотинцев.  Шли по уже знакомой тропе между деревьями белорусского леса.
В лесу расцветала весна 1944 года.   Красная Армия готовилась к прорыву
немецкой обороны и решительному наступлению, в плане которого было полное освобождение всей территории Белоруссии от оккупантов.
 
 До передовой около пятисот метров, в воздухе часто свистели пролетающие вражеские снаряды.   Иногда приходилось всем быстро ложиться, когда снаряд издавал знакомый всем фронтовикам фыркающий звук.   Этот звук означал,
что снаряд упадет где-то недалеко.   Это была обычная фронтовая жизнь.
После взрыва снаряда и свиста осколков все быстро вскакивали, продолжали
путь, отряхиваясь на ходу.  Младший сержант Сорокин шел последним потому,
что у него за спиной вертелась катушка с проводом. Провод ложился на землю, прокладывалась линия связи между наблюдательным пунктом и батареей с четырьмя
76 миллиметровыми артиллерийскими орудиями.

 На наблюдательном пункте была установлена стереотруба*, разведчики – артиллеристы совместно с разведчиками пехоты стали определять вражеские укрепления, которые предстояло уничтожить первыми. Связисты быстро наладили связь, капитан Драбкин уточнял с командирами огневых взводов ход предстоящей артподготовки.   Но закончить разговор капитану не дал разрыв провода.
Такое случалось часто, где-то падал вражеский снаряд рядом с проводом связи
и от его взрыва провод  разрывался. В таких случаях, говоривший по телефону произносил одно слово: «Разрыв», «Обрыв», «Связь». У каждого было своё,
одно из этих трёх, слово. В таком случае один из связистов, стоявший рядом
с телефонным аппаратом за спиной, и бежал искать разрыв провода и соединять
его концы, разбросанные взрывом.   

 Никто из командиров не успел дать команду связистам, чтобы один из них бежал искать обрыв и соединять разбросанные взрывом концы провода, рядовой Владимир Вербицкий уже был готов к этому. Он быстро выбежал из наблюдательного пункта, немного пробежал пригнувшись от свистящих в воздухе вражеских пуль, а дальше
уже бежал в полный рост. Солдат бежал, а в его руке скользил проложенный час назад провод. Бежал Владимир уже по знакомым местам. Но вот его путь перегородило лежащее большое дерево, которого раньше не было. Связист сразу подумал, что возможно здесь и потеря связи. Так и оказалось, когда он потянул провод, тот легко вышел из-под дерева и вскоре в руке солдата оказался его оборванный конец. Перепрыгнув через упавшее от взрыва дерево, солдат едва удержался, чтобы не упасть в яму-воронку и стал искать другой конец провода.

 На этот раз найти его удалось  быстро, соединил и закрепил, подключил свой аппарат, услышал голос капитана Драбкина. Дело сделано, можно возвращаться обратно. Теперь солдат мог немного расслабиться, если где то снова связь прервётся, восстанавливать её побежит другой связист, его друг Коля Никулин.
Майское солнце уже поднялось высоко, его лучи пробивались сквозь деревья.
Но спина солдата вспотела не от солнечных лучей, а от быстрого бега и от спешки с соединением провода.

 Владимир сел на дерево, которое недавно перепрыгивал и посмотрел в ту сторону, куда ему предстояло сейчас если не бежать, то идти быстрыми солдатскими шагами.   И тут он услышал такой знакомый с детства голос, такой родной и близкий, что даже не сразу поверил в правдивость происходящего. Голос тот был обыкновенной трелью соловья, эта птичья песня звучала с недалекого от солдата кустарника.   

 *стереотруба -  оптический прибор для наблюдения удалённых предметов

   Июнь 2012

 Окончание рассказа завтра.


Рецензии