Репортаж из гидрометцентра

Когда людям больше не о чем говорить, они говорят о погоде. И это даже хорошо - значит, других злободневных проблем у них нет. Плохо, когда сюрпризы погоды в виде ураганов, чрезмерных ливней, снегопада, зноя или мороза заслоняют собою другие житейские неприятности, вынуждая все силы бросать на борьбу со стихией и говорить только о ней. В последние годы погода нас всё больше удивляет и озадачивает: в Италии и Африке снег, а в Беларуси, где февраль называется «люты» (по-русски «лютый»), причём не зря, он издавна считался самым холодным месяцем зимы, нынче впору именовать его «лютиком». Весна в этом году пришла в середине февраля. Что творится с погодой и природой? Не пора ли на более глубокое их изучение – хотя бы ради заблаговременного предсказания катаклизмов – направить больше средств и умов? А в профессиональном плане это, на мой взгляд, очень увлекательное, гуманное и благодарное занятие…

***

«Сегодня по области ожидается сухая безоблачная погода. К концу дня возможны дожди. Температура воздуха 12 – 14 градусов тепла…»  Когда-то, заслышав эти магические фразы, мы затихали и усиливали звук радиоприёмника: не пропустить бы ни слова! Сейчас в любую минуту можно узнать в интернете погоду в любой точке земли на нужное время суток, на завтра, на неделю или месяц вперёд. Разве что отдалённые прогнозы еще менее точны, чем текущие. По-прежнему самые точные сведения о погоде даёт … окно.

Сколько раз я задавалась вопросом: как предсказывают погоду? Кто этим занимается? Чем располагает областной гидрометцентр? Да и где он, понятия не имею. А не мешало бы туда наведаться. И вот я в старом здании на Замковой улице, которая ведёт к двум старинным замкам: Старому и Новому. Это самое высокое в городе место, круча над Неманом. Центр по гидрометеорологии (официальное название) занимал тогда несколько кабинетов с необходимыми приборами и располагал своей химлабораторией. Сюда поступали и здесь анализировались данные, собранные на метеостанциях города и области. Метеостанций восемь, одна из них в аэропорту под Гродно. В самом городе еще четыре пункта забора воздуха: в центре и в микрорайонах.

Не раз, торопясь и пробегая через проходной двор к кинотеатру «Гродно» мимо  серебристой будки с ребристой поверхностью, я принимала её за некую часть бомбоубежища. Ан нет, это маленькая метеостанция. Внутри приборы, работающие в полуавтоматическом режиме. Трижды в день приходят сюда наблюдатели, открывают дверь, списывают показания, наполняют пробами воздуха поглотительные камеры. Потом уже химики определяют загрязнённость городского воздуха: сколько в нём пыли, сернистого и угарного газов, окислов азота, серы. Воздух у нас давно на пределе допустимого. А было дело, содержание окислов азота (в черте города больше полувека работает азотнотуковый комбинат - основной наполнитель бюджета) в 5 раз превышало предельно допустимые нормы.

***

Лаборатория загрязнений воздуха и радиология появились в гидрометцентре после чернобыльской аварии. А поначалу его функцией было обеспечивать народное хозяйство сводками о погоде, паводках и наводнениях на семи реках области. До сих пор это основные направления работы. Несколько десятков человек в штате центра: агрометеорологи, гидрологи, химики, радиологи, синоптики.

Кстати, знаете, что значит слово синоптик? Не просто специалист, предсказывающий погоду, а в переводе с греческого «способный всё обозреть». Обозревает же он чаще всего карты погоды, полученные из Минска. Как ни странно, как ни парадоксально, но погоду для Гродно прогнозирует Минск. Исходя из анализа синоптических карт республики, в советские времена – еще и карт Союза (сейчас, возможно, учитываются ветры, температуры и циклоны России), и всего мира. Но, безусловно, используются при этом и наблюдения метеостанций области, каждые три часа передающиеся в Минск. Оттуда информация о погоде на завтра поступает в метеоцентр Гродно, который передаёт её на радио, телевидение, в управление МЧС, другим государственным органам и заинтересованным предприятиям. Вот такая кухня.

Далеко не все знают, и я впервые узнала об этом от начальника отдела гидрометобеспечения Татьяны Петровны Компель, что ежедневный гидрометеорологический бюллетень включает 73 вида информации об окружающей среде. Это карта области с цифрами температур, краткий обзор погоды за прошлые сутки, гидрологические уровни, гамма-фон на сегодня, максимальная и минимальная температура. Осадки. Природные явления. Прогноз погоды на ближайшие сутки и двое последующих по городу и области. Декадный и месячный прогнозы.
 
- А вы можете отметить какие-то тенденции в климате нашего региона? Положим, потепление? – интересуюсь у Татьяны Петровны.

- В наши задачи это не входит. Климатологией в масштабе республики занимается Минск. Но о потеплении климата Земли уже заявляли учёные, ведущие такие наблюдения по всему миру. Мы пока лишь заметили повышенный температурный режим в зимние месяцы.

- Знаю, что вы наблюдаете и за растениями. В дни чернобыльской аварии и после неё растения как-то отреагировали на повышенный радиационный фон?

- Мы не анализировали свои наблюдения в такой связи. Но если говорить неофициально…

- Скажите.

- …то в 1986 году я обратила внимание на неестественную, ослепительную белизну цветов плодовых деревьев.

- Сегодня такая теплынь, 16 градусов, хотя прогноз обещал не больше 14-ти. Кажется, уже не должно быть холодов.

- Это только кажется. В апреле и мае еще всё может быть.

- Насколько вообще оправдывается прогноз?

- На 80 – 89 процентов. За двое-трое суток – чуть меньше.

***

А потом я отправилась в аэропорт, на авиаметеостанцию. За взлётной полосой – выкрашенный в шашечку кирпичный домик, рядом метеоплощадка, очень похожая на школьную. Те же флюгеры, белые будочки на высоких опорах, внутри которых термометры и психрометры (измерители влажности). Рейки для измерения толщины снега. Градусники, воткнутые во вспаханную землю, измеряют температуру почвы. Провода, по наледи на которых определяется гололёд. А гололёдица – это обледенение на земле. Горизонтальный планшет, на который натянута марля, появился здесь после чернобыльской аварии. Каждое утро марлю снимают, подсушивают, укладывают в полиэтиленовый пакет и отправляют в Минск, в лабораторию радиационного контроля.

С техником-метеорологом Людой Свечник мы покидаем площадку и возвращаемся в тёплую лабораторию станции. Здесь свои приборы и датчики, связанные с флюгерами. Какой сегодня ветер? Направление 180 градусов, скорость 5 метров в секунду, порыв – 8 метров. Высота облаков – достаточная для полётов. Давление низкое. Видимость плохая – туман.

- О,  дождик! – приникает к окну Люда и зачем-то опять выскакивает на площадку. Девять человек обслуживают станцию круглосуточно, каждые полчаса фиксируя наблюдения для авиации, каждые три часа – для народного хозяйства. Подчиняется метеостанция республиканскому гидрометцентру.

В аэропорту – свои синоптики. С одним из них - Тамарой Диденко склоняемся над картой погоды региона. «Зелёные пятна – это осадки, - поясняет она. – Жёлтые – туман». Хватает возле города и тех, и других. «А это область низкого давления – циклон с запада, он движется к нам, будет к 15 часам. Ветер меняется от южного к юго-западному. Пройдёт этот фронт дождя, и давление будет нарастать, установится хорошая погода». Я запомнила этот прогноз и ревниво следила за погодой. К вечеру нудный моросящий дождь прекратился, а наутро погода была действительно блестящей. Чего не бывает? Иногда и синоптики угадывают.

Хотя в нашем городе погода настолько капризна и переменчива (тут тебе дождь и мрак, а через полчаса – солнце с градом), что предсказать её на весь день просто нереально. Поэтому, прослушав  обнадёживающий прогноз, мы на всякий случай прихватываем с собой зонтик. На нашу предусмотрительность рассчитывают и синоптики.

***

И в заключение – оперативные выводы климатологов Минска о температурном уровне минувшей зимы на фоне метеорологических наблюдений, ведущихся с 1945 года.

Средняя по Беларуси температура воздуха составила 2,3 градуса мороза, что выше нормы на 1,7 градуса. Положительная аномалия отмечалась повсеместно, а наибольшие отклонения от нормы зафиксированы в Витебской области.

Самой холодной за послевоенный период (на 10 градусов ниже нормы) была зима 1984-1985 годов. Как раз накануне Перестройки. А самой тёплой (теплее нынешней на 2 градуса) - зима 1989-1990 годов. Незадолго до развала Союза. Но те впечатления от  очень холодной и непривычно тёплой зимы нами давно забыты.


Рецензии
Январеют давненько апрели,
Декабри, как на грех, потеплели.
Коль так дело пойдёт,
Мы с тобой Новый год
Скоро встретим под пальмой! Вспотели?*(мой лимерик в качестве отзыва,Танечка!)

Марина Попенова   25.03.2019 01:05     Заявить о нарушении
Восхитительный стих, Мариночка! Впервые встречаю слово "лимерик". Много у вас таких?
Спасибо! Доброй весны!

Татьяна Никитина 7   25.03.2019 16:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.