Что такое любовь?

- Сова, ты умная, ты в очках. Скажи, что такое любовь?

- Перестань называть меня совой.

- Да ладно тебе, - лениво сказала Маруся. – Правда, что такое любовь?

Почему-то Маруся решила, что я смогу ответить на этот вопрос. То, что мне за полтинник, ничего не значит. Громких любовных побед за мной не числилось и любовную психологию я не изучала. Но Машка как банный лист. Пристанет, не отвяжешься.

- Ну, Верунчик, ну, пожаааалуууйста.

- Почитай Франкла.

- Его я потом почитаю. Ты расскажи мне, как ты ее понимаешь.

- Хорошо. Если коротко, то любовь – это то чудесное чувство, которое наполняет тебя солнцем и никогда не заканчивается.

- Как это? Почему тогда ты одна? Значит, закончилось чувство? – Маруся недоумевала, у нее поднялись не только брови, но еще и уши. Смешная девчонка.

- Вот и я думала, что закончилось. А когда повзрослела, поняла, что любовь вечна.
 
- Аргументируй! – Машка твердо произнесла это слово, мне пришлось продолжить. Хотя совсем не хотелось облекать в слова свои мысли. Однажды в детстве я поняла, что когда мы облекаем свои самые душевные мысли в слова и звуки, они становятся плоскими. Теряют свой важный сокровенный смысл. Но от Маруси не отвертеться.

- И не вздыхай так, - Маруся настаивала дальше. – Не вздыхай, а расскажи, что думаешь.

- Ну, хорошо, Марусь, слушай. Только ты ж спорить начнешь, а я на сегодня уже выдохлась.

- Не буду… Постараюсь, по крайней мере.

- Ну, вот ты же любила. Это я точно знаю. Потом ты разозлилась и будто бы разлюбила. Обиделась и обидела. Так?

- Ну, да…

- Придет время, ты поймешь, что ты любишь его…

- Ненавижу его! – лицо Машки исказилось.

- Не перебивай, Марь. Еще не время судить о том, какое чувство в конце концов останется. Ненависть и любовь могут жить в тебе вместе. Только ненависть сейчас сильнее. Потому что вы друг друга не услышали. Успокоишься и поймешь, что любовь осталась. Она всегда была. И никогда не пройдет. Никогда!

- Ты так уверенно об этом говоришь. Откуда ты знаешь?

- Марусь, а что ты от меня хотела услышать? Я не гуру, не мудрец, сидящий на святой горе. Я говорю только то, что пережила и переживаю сейчас.

- Я думала, что ты мне скажешь про влюбленность, страсть и всё остальное…

- Это формы любви и не только любви. Ты же понимаешь, что настоящая, истинная любовь – это не желание обладать, а свет, который есть в тебе. Ну и вокруг тоже.

- Это всё бла-бла-бла. Верунчик, я в такую любовь не верю.

- Не верь, - я усмехнулась. – Верь своим чувствам и мыслям. Мои мысли – это мой опыт.

Мы помолчали. Маруську я люблю за то, что с ней можно болтать о чем угодно. И о чем угодно молчать. Дружим с ней недавно, но переговорить успели больше, чем с десятком других моих подружек. Пока молчали, думала, рассказывать ли ей о том, что произошло со мной и с моим мужем. Машка не чужой, конечно, человек, но и откровенничать не с руки. Кто её знает? Растреплет по округе. Ладно, расскажу часть.

- Марусь, у меня история про любовь есть. Она давно случилась. Больше десяти лет прошло. Но выводы я сделала недавно. Так что, можно сказать, свежак.

Машка наклонила голову, давая понять «я вся внимание».

- С мужем мы расстались тяжело. У меня было много боли. Внутри, знаешь, всё стонало и кричало. И моей вины было, и его. И родственнички постарались. Такая любовь была. Всё было. И страсть, и влюбленность, и счастье. А потом все рухнуло. Наверное, надежды были детские. А потом он умер. Нет, сначала мы расстались. И не жили вместе семь лет. А потом он умер. Но знаешь, что произошло в день его смерти? Мне приснился сон.

Я замолчала. И была благодарна Маруське, что она не перебивала, не подгоняла меня. И что даже не смотрела на меня.
Подробности сна вспоминались по крупице. Впрочем, не в них дело. Расскажу Машке крупными мазками.

- Мне под утро приснился сон. Будто я в бане. Одна. Что я там делаю, непонятно. В бане не жарко. Знаешь, как в жаркий летний день бывает прохладно в нетопленной бане? Вот. Стою я, а передо мной кадушка на лавке. И ковш деревянный рядом. И как во сне бывает, я то с ковшом, то без него. Зачерпываю из кадушки. А там не вода. Понимаешь, не вода. А то, что я даже описать не могу. Чуть плотнее воздуха, но не жидкость. В жизни я такое никогда не видела. Прозрачное. Руками беру, а не чувствую его. Или её? Не воздух, не жидкость, не плазма. Непонятно. Зачерпнула, и на голову, на лицо. Прикосновения нет, но мне стало так хорошо, что даже не передать. Никогда так хорошо не было. Благодать. Именно благодать, не блаженство. Задаю вопрос себе прямо во сне: что это? И начинаю просыпаться. Первая мысль, когда проснулась: это любовь. Любовь, как она есть. А вечером мне сообщили, что муж умер…

- Это… это был он? - тихо спросила Маруся.

- Да, Машуль. Уверена, что он. Его любовь ко мне. Всё ушло, а любовь осталась. Я это поняла тогда же, после того, как узнала о его смерти.

- Ты же сказала, что выводы сделала недавно?

- А выводы не в этом. Помудрела-то я недавно, - хмыкнула я. – Мы думаем, что разрушаем любовь, а мы разрушаем друг друга и своё счастье. А любовь остаётся.

- Так ты его до сих пор любишь? – Машка сочувственно посмотрела на меня. – И что замуж уже никогда не выйдешь?

- Встречу тёплого человека, выйду. Я как узнала, что любовь никогда не проходит, так и поняла, что она не обладание. Мужа я не перестану любить. Но это не значит, что я не могу больше никого полюбить. Понимаешь?

- Нет… Пока нет. Но, может, я тоже когда-то помудрею?


Рецензии