Правительственная кухня

Давным, давно, как будто в другой жизни, нас учили воспринимать разные объективные Законы, одним из которых был «Объективный закон социализма» - «планирование».  Нас учили воспринимать каждое предприятие в нашей стране, как клеточку единого хозяйственного механизма.

Это были времена, когда все предприятия принадлежали одному хозяину – "народу". А там где один хозяин, рождается общая цель и единая программа действий – "план"!  Нас убеждали, что "план" обеспечивает согласованность действий различных отраслей хозяйства, предприятий, учреждений.

"План" – это государственный документ, который распределяет средства между отраслями народного хозяйства, устанавливает задания по росту производства и повышению уровня жизни трудящихся, по развитию культуры, по размерам внешней и внутренней торговли и многим другим показателям. 

И что планирование одно из важнейших преимуществ социализма перед капитализмом, так как впервые за тысячелетия своей истории общество овладевает условиями производства, строит его сознательно и продуманно, достигает тем самым значительной экономии общественного труда. Оно навсегда избавляется от разрушительного действия конкуренции и анархии производства, от экономических кризисов.

Нас убеждали, что принципиальное отличие социалистического планирования от капиталистического и дает основание считать, что только при социализме общество овладевает условиями своего безбедного существования, где нет ни богатых и ни бедных… 

И это заключалось в следующем. Во-первых, объектом планового регулирования становятся не какие-то отдельные секторы деятельности, а все народное хозяйство и  общественное развитие в целом. Во-вторых, такое регулирование осуществляется не от случая к случаю, не ради достижения каких-то частных целей, а постоянно.

А отсюда вытекал вывод, что в планировании выражается действие одного из объективных экономических законов социализма – «Закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства»!

Нам объясняли и убеждали, что могут возникать частичные диспропорции из-за неблагоприятных сил природы, которые могут  повлиять на уровень урожая, но при социализме диспропорции порождаются не экономическим строем, как при капитализме.

Они могут быть результатом ошибок людей, стихийных бедствий, и носят временный, частичный характер и не приводят к разрушению производительных сил, к безработице и экономическим кризисам.

Нам, студентам 60-ых годов вкладывали в головы, что «наши планы должны отражать объективный закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства". И задача государственных органов состоит в том, чтобы овладеть этим законом, научиться его применять, составлять планы, соответствующие его требованиям».

А дальше была проза реальной жизни, когда молодые специалисты, придя на производство, слышали от своих руководителей:
- Забудьте все чему вас учили  и слушайте сюда!  И мы на практике узнали и видели, что такое возведение объектов по «типовому проектированию», когда на стадии нового строительства уже устарели и технологии и оборудование… 

Когда поголовно требовали развивать собственные «подсобные хозяйства», где плановыми убытками заставляли мучиться не только животных, но и головные предприятия.  То же самое происходило и с «ведомственным жильем», которое приходилось хозяйственным способом строить, обслуживать и содержать.  Поэтому страна и съехала в долговую яму из-за "неплановых" убытков из-за низкой производительности труда и отсутствия какого-либо конкурентного спроса на производимую продукцию, когда главным показателем производства восторжествовал – «валовой» выпуск  продукции и  финансово-счетный подход в «экономической науке»…

После ухода из жизни Ленина и Сталина, руководители правящей партии в СССР не  только не развивали теоретическое наследие Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, а наоборот, преднамеренно  шаг за шагом его вытравливали и до сих пор вытравливают из сознания народных масс, как «ошибочное»…

В 1993 году это принесло плоды в форме разрушения СССР и уничтожения КПСС, как правящей партии. А также в форме обрушения экономики России в кризис почти на четверть века, потому что вектор развития страны поменял направление с социалистического на капиталистическое и фактически были утрачены все завоевания революции 1917 года. Россию снова вернули в феодальный  частнособственнический капитализм после «Приватизации» и реформирования экономики с уничтожением ее плановой системы.

- Деда, существует  мнение, что капиталистическая экономика больше ориентирована на спонтанную удачу и подчинена только спросу и предложению?
- Владислав, спрос и  предложения – это базовые  стимуляторы любого бизнеса, плюс конкуренция, которые действительно обеспечивают прогресс и высокое качество производимой продукции.

В передовых капстранах экономика успешно развивается благодаря тому, что  еще до второй мировой войны частнособственнический капитализм укрупнился по отраслевому признаку (и не только по отраслевому, но и смешанному признаку) в мощные фирмы, холдинги  и даже в транснациональные корпорации.

В этих промышленных организациях текущее и перспективное планирование осуществлялось и осуществляется на несколько лет вперед.  Где  научное прогнозирование и планирование во все времена  было и остается на высочайшем  уровне и организованно значительно профессиональнее,  чем это было в СССР.   

Поэтому они добивались и продолжают добиваться высокого уровня производительности труда за счет качественной подготовки и повышения квалификации своих сотрудников, за счет постоянной модернизации и автоматизации производственных процессов и жесткой эксплуатации. 

– Деда, а что нам нужно сделать, чтобы и российский уровень экономического развития был на уровне ведущих стран мира?   

- Владислав,  в первую очередь нужно разобраться, где и почему мы допустили отставание в экономическом развитии, а для этого составить дефектную ведомость по всем имеющимся просчетам и разработать организационно-технический план по их устранению. А далее, как говорится, рогами упереться в землю и намеченные планы исполнять, как бы сложно и трудно это не было.

В своем ежегодном послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Президент РФ Путин В. В, сказал: 

- Дорогие друзья! Ближайшие годы будут решающими для будущего страны. Сегодняшние решения определяют судьбу России на десятилетия вперед. Скорость технологических изменений нарастает стремительно. И тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Изменения в мире носят цивилизационный характер. И масштаб этого вызова требует от нас такого же сильного ответа. Мы готовы дать такой ответ. Для этого мы уже решили очень сложные задачи. Вместе прошли через масштабные, непростые преобразования. Справились с абсолютно новыми и очень сложными экономическими, социальными вызовами. Сохранили единство страны. Утвердились на демократическом, свободном, самостоятельном пути. 

– Деда, я не понял, какие изменения в мире носят цивилизованный характер?

Разве мир не видит, что Ближний Восток,  какой уже год «цивилизованно» в огне, а Украина с благословения Евросоюза и США также «цивилизованно» превращена в пристанище националистов и олигархов во главе  с Порошенко, которые издеваются над страной и мешают нормально жить своим соседям.

Почему правительство России уже десятые сутки не реагируют на захват Украиной российского рыболовного судна, приписанного к Крыму, где откровенно издеваются над русскими рыбаками?

Показательный и почти характерный пример высокой «цивилизации», когда премьер-министр Великобритании  Тереза Мэй без всяких доказательств врет своему Сенату и руководителям стран Евросоюза, что Россия нанесла  удар по Англии «боевым отравляющим газом», и этому бреду поверили около 30 стран «просвещенной» Европы и выслали из своих стран российских дипломатов. 

Если так спокойно и дальше будет реагировать на разные вызовы российское Правительство во главе с Медведевым, то послание Путина смело можно отправлять в мусорную корзину. 

А лучше  убрать с политической арены такое нерешительное Правительство и пригласить в Москву на должность Премьер-министра из Чечни Кадырова, вместе с членами его правительственного кабинета, чтобы российское «чиновничье болото осушить» и  восстановить  гордость за великую страну во всем мире! 

- Владислав, я не знаю, как поступит Путин после своей инаугурации в мае месяце, и как будет разбираться со своим «нерешительным» Правительством, но лично меня его дипломатическая «выдержка» в течение четырех лет с  непризнанием республик (ДНР и ЛНР) Украины сильно раздражает и вызывает не хорошие чувства, как и его признание Порошенко легитимным президентом, и почему не на «замке» граница вокруг нашего Крыма?  Где наши пограничники?

Как хозяйственник,  могу подтвердить, что поступил бы так же, как в далеком 1985 году, описанной в статье «Беру всю ответственность на себя», исходя из обретенного опыта нашей страны, а также и международного опыта. 

Как только было принято решение о воссоединении с Крымом, Путину нужно было денонсировать мирный договор с Украиной и четко разграничить границы между государствами.

Не сложно предвидеть, что рейтинг Путина упадет до нуля, если не ускорит признание ДНР и ЛНР, а заодно и Приднестровскую республику, чтобы на законных основаниях для всего мира держать там войска и защитить русских. И не забывать горький опыт Иисуса Христа, которого народ еще в среду на руках носил, а в пятницу потребовал убить!...

Одно могу твердо утверждать, что для реализации и выполнения Послания в полном объеме, главное, что для этого требуется – это политическая воля Правителя!

Нужно не входить ни в какие положения, а нужно давить и давить и назначать на ведущие места профессионалов, и добиваться исполнения каждого пункта Послания!  Нужно срочно собрать ученых и поддержать это послание «Экономикой инновационного развития».

Если это срочно не будет сделано, то, к сожалению, при сегодняшней структуре государственного управления -  это осуществить невозможно.  А затянувшийся экономический кризис угрожает существованию даже самого государства. 

Поэтому считаю необходимым, чтобы формой экономической деятельности  снова стал проверенный временем государственно - монополистический капитализм, а не частнособственнический капитализм.  Бегающие по стране частники  с баулами на спине экономику великой страны не поправят.

Нужно опыт сталинского правительства осовременить, тогда  государственное управление было доведено до высшей степени и принесло выдающиеся результаты.  Но сегодня на ведущих постах решающую роль должны играть современные  лидеры российской монополистической буржуазии, а не министерства.

Подобный практический опыт был реализован в Германии, где пирамида управления была построена следующим образом: во главе был поставлен Генеральный Совет хозяйства, в котором решающее значение принадлежало «пушечному королю» Крупу и «электрическому королю» Сименсу.

Генеральному Совету были подчинены «хозяйственные группы», возглавившие главные отрасли хозяйства (промышленность, торговлю, кредит), а там, в свою очередь «отраслевые группы» (химическую, авиационную, авто, мото и другие отрасли промышленности): «Хенкель», «Хеншель», «Юнкерс», «Мессершмитт», «Дорнье», «Фоке-фульф», «Адам Опель АГ», «Цюндапп», Идеал» (Блау-пункт) – яркие представители «отраслевых групп».

В 30-е годы государство оперативно призвало своих предпринимателей  «на службу Отечеству» и в «мобилизационно - призывном» порядке «национализировало» собственность этих предпринимателей в целях ее укрупнения и подчинения единой структуре  государственного управления, направляя при этом часть прибыли на личные счета собственников этих производственных мощностей.

Таким образом, волевым порядком талантливо была создана экономическая модель, которая эффективно заработала под управлением самих же собственников, у которых собственность не отняли. В результате предпринятых мер экономический кризис в Германии был преодолен, и экономика получила мощное развитие.

Что сегодня в России мешает воспользоваться этим опытом?  Что мешает массово призвать и наших предпринимателей на «армейские сборы» вместе со своими производствами потому, что страна действительно в опасности?  И творчески объединить все усилия в один кулак,  и как бы временно «национализировать»  (предприятия собственников в одну команду) в связи с особым положением. И не задавать себе больше дурацких вопросов (о законности этой акции), а действовать:

- Зачем было разрушать единую энергетическую систему, когда энергетики в советские времена ответственно отвечали за подачу энергоносителей до первого колодца любого дома и профессионально обслуживали все магистрали. Они  вовремя их заменяли, планово концентрировали средства на капитальный ремонт без истерик, авралов и воровства бюджетных средств и под жестким контролем самих производителей энергоресурсов.

Зачем было разрушать естественные монополии в стране с одиннадцатью временными поясами для авиационного, железнодорожного и автодорожного транспорта? 

Зачем  было дробить и уничтожать их собственные технические базы – институты, конструкторские бюро и предприятия, которые им обеспечивали стабильную поставку новых самолетов, а не производить закупку самолетов бывших в эксплуатации из других стран, железнодорожных вагонов, тепловозов и передовой строительной техники и т.д. 

Это была такая же глупость, как и введение в Конституцию сменяемости Президента через  два временных цикла и здесь китайцы снова оказались мудрее нас. Только постоянство авторитетного руководства в большом государстве, который  своими результатами подтверждает хозяйственную хватку руководителя и стабильность - залог успешного развития огромной многонациональной страны. Чтобы перекрыть доступ во власть случайных неподготовленных руководителей типа Горбачева, Ельцина, Гайдара и  рвущихся во власть амбициозных дилетантов, подобных Собчак.

Нужно внести изменения в Конституцию и убрать временные ограничения по переизбранию Президента на новые сроки, пусть эффективно работает 3 – 4 срока и более, если здоровье позволяет, а так же  ввести статьи по расширению контрольных полномочий  парламента – по разделению властей. 

Если немецкий опыт нам почему-то не подходит, так за основу можно взять японскую или китайскую модель экономического развития, которые в свое время воспользовались опытом сталинского правительства по централизованному управлению страной.  Они жесткую централизованную модель управления доработали под свою специфику и с успехом применяют и в настоящее время.

Что нам мешает это сделать?  Только амбиции и нежелание прозрачно налаживать экономические связи и взаиморасчеты друг с другом и с западными партнерами сегодняшних больших и малых предпринимателей – бизнесменов.

Они, как черт ладана бояться и не хотят находиться под централизованной системой управления, даже чисто организационно, которая  всех уравнивает в правовой зоне и создает возможности, чтобы больше денежных средств  поступало  в бюджет страны на общенародные нужды. 

А не на «гастроли», когда вздумается с приятными девицами в Куршавель, закупку океанских яхт, и разной недвижимости за границей, и даже на приобретение заграничных футбольных клубов…

Они, как активные потребители различных благ рассуждают: - Мои деньги, как хочу так ими и ворочу.  Когда хочу, где хочу, с кем хочу, отдыхаю и как хочу, так и организую свой бизнес. И мне ваши советы и предложения, господин Президент  до «лампочки».  Они никогда не поймут, что эти деньги ими ворованные…

Пятого апреля, Президент Путин проводил очередной расширенный Совет Безопасности, где снова распинался, что национальный план проработан и призывал бизнесменов проявить чувства патриотизма  и совместными усилиями власти, бизнеса и центра обеспечить его выполнение, а также прозрачность рынка и всемерно развивать конкуренцию, как стимулятор качества продукции и труда!

Путин призвал губернаторов не нарушать рыночного пространства случаями не допуска бизнесменов и их продукции в свои вотчины с других регионов одной великой страны,  и что везде  и во всем должен быть здравый смысл и баланс. Жестко прозвучало требование, что времени на раскачку нет.

Я грешным делом подумал, глядя на огромный зал и бесконечно длинный стол с присутствующими, которые слушали призывы Путина к выполнению его Послания от 1 марта 2018 года:

- Зачем их снова  собирали всех вместе на какой-то часок по времени?  А именно, всю Думу, все правительство, всех губернаторов и кучу олигархов – бизнесменов (столько времени и денег на это потратили),  когда можно было просто провести деловое селекторное совещание, где уже не призывать, а сразу конкретно озадачить не только регионы, а буквально всех исполнителей конкретными цифрами, которые ждет от них вся страна. И такие селекторные совещания обязать Правительство проводить каждую неделю.

А так получился очередной «партийно-хозяйственный активчик» для галочки, как в советские времена, на который  оторвали серьезных руководителей от работы. И сколько времени и денег потеряно на организацию и проведение этого совещания? 
А результат скорей всего будет  «пшик» - пары Президент выпустил и все.
А дальше, по традиции, тоже самое проделают и Губернаторы в своих регионах…

По многолетнему опыту могу судить, что это была не работа, а пустая призывная  говорильня. К сожалению, на совещании не прозвучало, что с сегодняшнего дня начинается  жесткий спрос за конкретные сроки выполнения принятой к исполнению программы действий и будет конкретная персональная ответственность за ее исполнение в режиме реального времени. Продолжение в материале "Поговорим о плане и рынке".



               


Рецензии