Тихий шёпот войны
Лейтенант не спал трое суток, поэтому даже просеянные через густой частокол его ресниц, солнечные лучи жгли глаза словно мелкий раскалённый песок. Наверное, молодость, а ещё долг офицера, защитника Родины, позволяли Ивану выдерживать это чудовищное напряжение. Он сидел, прислонившись к стене блиндажа и, чтобы отвлечься от боли в глазах, пытался думать о чём-нибудь приятном. Вспоминал речку, петляющую серебристой лентой в перелеске недалеко от деревни, где он ещё недавно жил. И нежный цвет зелени, причудливо отражающийся в прохладной воде, успокаивал глаза.
- Командира вызывают в штаб полка, - послышался за стеной усталый голос перегруженного непрерывным дежурством связиста. - Иди, Юсупов, доложи.
Иван медленно встал и, привычно расправив плечи, снова сконцентрировал мысли на войне. Пригнувшись в дверном проёме, чуть не столкнулся с худеньким темноволосым бойцом, посланным за ним.
- Товарищ лейтенант...
- Слышал, иду.
Обойдя солдата, он зашёл внутрь, повесил бинокль и отыскал взглядом маленькое зеркало, чудом державшееся между сучков грубо отёсанных бревен блиндажа.
- Где Чугуев?
- На позициях, товарищ лейтенант.
- Доложите ему, что меня вызвали в штаб. И что он за старшего.
- Есть доложить.
Он долго прицеливался и наконец поймал усталое лицо в кривом контуре серебристого осколка. Небрежно, скорее формально, пригладил пятернёй пыльные волосы. Посмотрев на стоящий на столе телефонный аппарат, еле заметно улыбнулся и выудил из кармана расчёску. Вдруг встретит в штабе... Отставить! Отставить думать о ней. Здесь, на войне...
Но полностью погасить приятные мысли не получилось. До села, где находилось командование полка, не меньше двух километров. Невольно в пути задумаешься о чем-нибудь.
Или о ком-нибудь. Как же тихо сегодня! И красота вокруг! Здесь, по соседству со смертью...
Вот только не заснуть бы сейчас здесь, прямо на ходу. Может всё-таки разрешить себе немного помечтать о симпатичной девушке из взвода связи. Той, что с внимательными серыми глазами. Хотя бы потому, что она напоминает ему сразу нескольких девчонок из его класса. И каким - то неведомым способом даёт ощущение будущего. Того самого, что позволяет держаться из последних сил на этой страшной войне.
"Придётся использовать все приёмы и методы, будоражащие воображение. Любую тактику, позволяющую прогнать сон", - решил он, с ненавистью глядя на ласковую лужайку с мягкой, шелковистой травой, заботливо прикрытую от солнца пышными кронами деревьев. - "Только бы не уснуть, не опозориться перед бойцами. Да и особисты могут прихватить. Вот представлю сейчас эту связисточку голой... Потом попрошу прощения, что мысленно раздевал. Если, конечно, осмелюсь когда-нибудь признаться. Ведь всё это только для дела".
Он смущённо улыбнулся, ощутив, что приём странным образом подействовал. Шаги стали увереннее, даже глаза раскрылись шире. Солнце, так надоевшее за последнее время, рассыпалось на части и бесследно исчезло в листве деревьев. Заходя в большой деревенский дом, где находился штаб, он почувствовал себя намного бодрее. И в голове так вовремя посветлело.
За столом, посреди просторной комнаты, сидели командир полка и два штабных офицера. Широко распахнутое окно не спасало помещение от густых клубов папиросного дыма. Командир оторвав взгляд от стола, пристально смотрел на вошедшего. Даже в дыму было заметно, что он тоже вымотан бессонницей...
- Товарищ майор, лейтенант Сомов...
- Садись, лейтенант. Не до церемоний. Вижу, что еле стоишь. Сколько не спал?
- Трое суток...
- А личный состав? Ладно, можешь не говорить. Уже доложили. Молодец, что даёшь возможность подчинённым хоть немного отдохнуть. Как с продовольствием?
- Обеспечивают, товарищ майор.
- У нас новое задание. Вот свежие карты и обновлённые вводные. Изучи со взводными. Но только после того, как поспишь два часа. Слышишь? Это приказ. Иначе соображать не сможешь. Жаль объяснить обстановку подробно некому. Я хотел всех собрать, но срочно отбываю в дивизию. И начштаба ранен, не сможет. Думаю, разберётесь. Если будут вопросы, звони или отправляй информацию с посыльным. Сам ведь уже еле ходишь.
- Есть, товарищ майор. Только нормально я хожу.
- Нормально - нормально. Все орудия в строю?
- Кроме третьего. В настоящее время заканчиваем ремонт затвора. Думаю, через два часа будет готово!
- Доложишь потом в штаб.
- Есть.
- Я тут представление на тебя отправил. На старшего лейтенанта. Так что иди воюй, командир.
На обратном пути накопленная усталость проявилась с ещё большей силой. Планшет и кобура, привычные и необременительные в обычной армейской жизни, магнитом тянули к земле.
"Может и лучше, что не встретил её", - вяло размышлял Иван. - "Вид у меня сейчас... Возможно не узнала бы. К ним во взвод связи и не такие заходят. Со шпалами в петлицах". Он вспомнил, что скоро получит новое звание. Но так же, как и тогда, в штабе, подумал об этом до удивления равнодушно.
Наверное, это совсем не романтично, только сейчас он предпочёл бы любому свиданию сон. Рухнуть в кровать и на время обо всём забыть! Нужно проверить как идёт работа в третьем расчёте. И сразу спать...
Бойцы заканчивали ремонт. В ожидании доклада он положил под голову планшет и привалился к ящику из-под снарядов недалеко от орудия. И сразу рухнул в сон. Мгновенный, цепкий и совсем без сновидений...
Через какое-то время он открыл глаза и увидел, что картина вокруг не изменилась. Было по-прежнему тепло и тихо. Лишь уныло и монотонно гудели мухи, борясь с ветерком, который заботливо отгонял их от спящего человека. Он с волнением посмотрел на часы и быстро поднялся с травы. Оказывается, проспал два с половиной часа.
Осмотревшись, он всё же увидел разницу в обстановке. Рядом с орудием, в нескольких метрах от которого он спал, блестя круглыми жёлтыми боками, вразброс лежали гильзы от снарядов. Неподалёку негромко беседовал с бойцами командир взвода.
- Что за беспорядок, Никитин? - как можно строже спросил Иван, показав на валяющиеся гильзы.
- Пока вы спали, товарищ лейтенант, звонили из штаба..., - поспешно доложил взводный.
- И что? Почему не разбудили? - выдохнул лейтенант, прикрыв рукой зевающий рот.
- Было приказано выстрелами отогнать несколько случайных немецких танков. Вот там, перед тем леском. Так что, заодно проверили третье орудие. Не будить же вас из-за такого пустяка. А гильзы сейчас уберём.
Тишина, неожиданная и непривычная на передовой, всё ещё заполняла собой окружающее пространство. Обманчивая тишина большой войны, густо настоянная на тревожном ожидании... Лейтенант кивнул взводному, подхватил планшет с картами и, твёрдыми шагами отдохнувшего человека, направился к блиндажу.
Свидетельство о публикации №219032000420
Виктория Романюк 05.05.2023 16:34 Заявить о нарушении
Александр Сапшурик 06.05.2023 09:23 Заявить о нарушении
Виктория Романюк 06.05.2023 14:22 Заявить о нарушении