Рассуждения свахи о сакральном

Из юности, из разговоров в северных селеньях.
В эту деревню, я попала случайно: добиралась до другой деревни с попутным транспортом, лесовозами. В машине что-то заскрипело, водитель витиевато поматерился, и сказал:
-Ну, все! Если доползем до соседей – будет хорошо!
Доползли. Около МТС, водитель меня высадил и велел к «управе» идти: там скажут, когда попутка будет. Именно, по дороге к «управе», я и встретила сваху.
 Эта женщина, ну, никак не подходила под определение старушка, хотя была довольно преклонного возраста. Она была полна величия. Это не значит, что женщина возвеличивала сама себя, нет, она была доброжелательна и проста в речах и действиях. Величие накладывалось из уважения к ней и ее работе. Все обращались к ней только по отчеству: Ивановна, иногда добавляя Матрена Ивановна. И уважительно кланялись. Не исключением был и председатель «управы», куда меня привела Ивановна. Он встал со стула, предложил ей сесть и вопросительно посмотрел:
-Что случилось, Матрена Ивановна?
- Ребенок, вот, приблудился. Машина на Белозеро, когда будет?
Ребенок, надо полагать, это я, впрочем, было мне тогда немногим больше 17 лет.
Председатель тут же поднял трубку телефона, позвонил, послушал, что ему говорят.
-Наши через два дня собираются. Есть еще один проезжий, машина сломалась. Говорят, что тоже пару дней делать будут. Так что, так-на-так –два дня выходит. Ты, Ивановна, к себе ее возьмешь, или дом ей назначить?
-Да чего назначать? Пусть ночует, если желает.
Вот так я и оказалась у свахи Матрены Ивановны. Последней потомственной, уважаемой свахи севера. До тех пор, я была знакома со свахами, как и любой горожанин, только по книгам и кино. И отношение к ним было стереотипным: скорее, юмористическим и немного насмешливым. Но тут мне открылось сакральное, исконное значение этой профессии, давно забытое знание души человеческой.
-Знаешь, когда стали меняться устои русские, исконные? А я тебе расскажу. Вот когда царь Петр стал людей в рабство продавать – тогда и устои меняться стали. У нас по селам и деревням, тоже государевы люди ходили: мужиков забирали, девок красивых и работящих. Книги исконные забирали, грамоте учить запрещали. Зло против русских творили – памяти исконной лишали. Вот только, в таких деревнях, бездорожьем защищенных, остались иконные заповеди. Земли наши заповедные, только и хранили иконную историю земли русской. Но теперь и у нас идет опустошение. Детей учат не тому, чему бы учить надо. Соблазнов городских много стало. Таким образом, скоро деревни умирать начнут, исконное, русское, напрочь забудут вот, если только, в записях таких, останется отголосок прошлой Руси. Ты по молодости, пока не понимаешь всей важности твоих записей. Но придет время, и народ осознает – что он потерял. Вот тогда и придет пора таким записям, что по селам и селениям сейчас молодые делают. Главное – не забыть их, не потерять. Если не при твоей жизни это произойдет, наследникам своим передай. Так получается, что я нахожусь в начале конца деревень исконных. А тебе, возможно, придет время память людям возвращать.
В исконной Руси, роль свахи была сакральна: она определяла – «созрела» ли девица к замужеству? Будет ли прочным и богатым на детей, брак? Здоровые ли дети народятся? Нет ли «порчи» в девице и молодце? Сваха должна быть способна «унюхать» совместимость молодых.
Каждому периоду жизни, присущ свой запах. Нынче это запакощено духами, которыми люди себя поливают. Это не русское, иноземное приобретение. Там, в странах иноземных, духами маскировали нечистость тела и души. На Руси это было неприемлемо – грязным телом ходить. На Руси, допережь дома, баню ставили: дом только чистым возводили. И ритуалы были на чистоте созданы. И на запахи люди были настроены. Если созвучны запахи молодых, если приятны для обоих – род будет крепким. Вот свахи и определяли таким способом пары. Когда девушка «созревала», ее приглашали на девичьи посиделки. Сваха, на подобных посиделках – обязательный атрибут. Вот почему, сваха, ко всему прочему, обязана была быть говорливой, умелой рассказчицей, песенницей. И добавлю из современного – хорошим психологом. Посиделки проходили в пятницу, после банного дня, когда чисты и душа, и тело, а впереди день отдыха от дел насущных. Сначала собирались девушки: пряли, песни пели, о своем, девичьем разговаривали. Молодцев на этом периоде, не допускали. Молодцы потом появлялись, когда на столе самовар стоял, прялки и вышивания на подоконники ложились – якобы случайно, но на самом деле, чтобы видно было, сколь усердна девица в деле. На столы пироги выставлялись: не только, ради угощения – мастерство показать. Вот тут и гости приходили! И не поодиночке – группами по несколько человек, по старшинству. Тут опять сваха на первое место выходила: подколками и прибаутками, доводила молодцев до краски на щеках, да выглядывала: какая девица в ответ зарумянится? За столом тоже пригляд: как молодцы и девицы едят, как чай пьют, куда взгляды бросают? После чаепития, новый пригляд: песни, танцы – все надо приметить, все в копилку идет. Запахи перемешиваются, формируются парные и раздельные. Вот где – основное предназначение свахи – не пропустить пары созвучные. А в субботу танцы. Тут уже сваха своим основным делом занимается: ловко нужных молодых связывает друг с другом, отсекая тех, кто может и пригожее – да по запаху не союзен. Кропотливая и долгая это работа: два года, как минимум, проходит до сватовства. А за это время, и тело девицы к родам укрепится, и молодец себя во всей красе покажет.
Вот почему браки на Руси вечными были. Свахи дело свое хорошо делали.
И к любодейству были свои правила. Жена давала подсказку, когда она готова любовью мужа оделить. В обычае, было это по-разному: когда моложе – и любились чаще; с возрастом и любились реже. Но обычно, приноравливали это к вечерним посиделкам на завалинках: старшие с внуками на улицу уходили, оставляя мужа и жену дома. И муж, к этому времени, был уже готов любиться. Все, вроде бы случайно происходит: там жена бедром заденет, там «нечаянно» волосы взлохматит, мимолетно по спине рукой пройдется, улыбкой осветит лицо. Муж-то, может быть, и не придаст этому значения, но разгорится, остановит рукой и взглядом. Тут мудрая женская солидарность нужна, связь со свекровью Она сразу заметит посылы. Тут же сотворит в доме безопасное уединение! А по молодости, и сеновал пригодится, когда чувства свежи, а страсть сильна. А летом и поляна хороша для любви, главное, чтобы случайного соглядатая не было. Впрочем, если кто ненароком приметит – тихо мимо пройдет. Так с измальства приучены были. Не считалось любование грехом – даром считалось.
А во времена Петра царя, когда крестьян барам давали, все стали рушить. Исконные заветы заменили западными законами. Женщину низвели до уровня бесправной животины. Любовь свели к похоти, обвиняя женщину в грехах прелюбодеяния. И роль свахи низвели до уровня выгодной продажи невесты. Вот в эти времена, и превратились дороги в села исконные, в тропы тайные, не всем известные. Когда крепостничество отменили, села потихоньку открываться стали. Мало кому, в те времена, наши села надобны были – тем и традиции сохранять помогли.


Рецензии