Битва изобретателей бритвы

                Посвящаю памяти Виктора Ефимовича Копылова (1932 – 2019),
                доктора технических наук (1970), профессора (1972).
                Заслуженного деятеля науки и техники России (1982).
                Международного научно-промышленного деятеля.
                Кавалера двух орденов и семнадцати медалей.
                Автора более 1000 научных трудов, публикаций и книг (1960-2018)
                Ректора Тюменского индустриального института (1973-1986)
                Создателя Музея науки и техники Зауралья при ТГНУ (1998).
                Почётного гражданина города Тюмени (1999).
                И просто замечательного человека и коллеги по увлечённости историей техники.


     Как-то моё внимание привлекла короткая энциклопедическая статья о создании в 1901 году американским изобретателем Кингом Кемпом Жиллеттом Т-образной бритвы со сменными лезвиями (фото 2), которая потеснила опасную бритву (фото 1).
     Далее автор статьи В.Е.Копылов* подмечает: «В те годы в американских изобретательских кругах считалось, впрочем, считается и теперь, что наиболее выгодное вложение средств возможно в производство таких потребительских товаров, которые будут одноразовыми. Другими словами, недолговечной и дешёвой вещи, которую после использования не жалко выбросить».
     Но не все потребители согласились с замыслами производителей. Во-первых, по сравнению с опасной бритвой средства на покупку новых лезвий надо было регулярно тратить, а, во-вторых, было жаль выбрасывать блестящие новенькие лезвия из превосходной легированной стали только из-за того, что они слегка притупились. Почти сразу же нашлись дотошные изобретатели, которые в пику расчётам Жиллетта создали машинки для правки одноразовых лезвий, тем самым превратив их в почти вечные.
     Одно из таких занятных устройств предлагается вниманию читателя (фото 3). Миниатюрная машинка с первого взгляда поражает тщательностью исполнения, гениальной простотой и остроумными инженерными находками. Ладный хромированный приборчик приятно взять в руки. Особенно хорош он в работе – механизм «мальтийский крест» неуловимо быстро и ловко в нужный момент автоматически переворачивает лезвие, поочерёдно подставляя под заточку острия обеих сторон. Правка лезвия занимает не более 30-45 секунд!
     Остроумно изготовлена даже миниатюрная рукоятка вращения механизма. Чтобы обратным вращением случайно не порезать кожу заточных валиков и не сломать затачиваемое лезвие, рукоятка имеет храповое зацепление, передающее вращение только в прямом направлении.
     Машинка, словно ювелирное изделие, любовно помещена изготовителем в прочный футлярчик, обклеенный снаружи – чёрным кожзаменителем, а внутри бежевым бархатом с тиснёной серебром эмблемой и адресом завода-изготовителя: завод № 5 «Мосштамп» НКМП РСФСР, г.Москва, ул.Б.Дмитровка, 62. Внутри на крышке предусмотрен специальный кармашек для тюбика с запасом хромовой пасты ГОИ.
     Механизм работоспособен по настоящее время.


     За ненадобностью в век электрических бритв машинка долгое время пролежала в нижнем ящике книжного стеллажа вместе с другими невостребованными вещами, пока я не прочитал статью Виктора Ефимовича Копылова, упомянутую выше.*
     В своё время он создал в Тюменском индустриальном институте превосходный Музей науки и техники Зауралья. С Виктором Ефимовичем и его музеем я был знаком много лет, плодотворно сотрудничал с ним. Поэтому и предложил ему украсить уникальной машинкой стенд Музея, посвящённый изобретателю безопасной бритвы Жиллетту.
     Скромный дар вызвал искреннее восхищение этого знатока старины и техники. Прежде всего, по принадлежности изготовителя к НКМП РСФСР он, походя, вычислил возраст машинки: если изготовитель ещё НКМП (Народный Комиссариат Местной Промышленности) — значит, она изготовлена до Великой Отечественной войны.
     Пришлось ему пару минут повертеть приборчик в руках. Но с разгадкой его назначения Виктор Ефимович не справился, хотя пытался вращать приводной валик пальцами. Такой диковины в своей музейной исследовательской деятельности он ещё не встречал.
     Чтобы доставить истинное ублаготворение профессору, пришлось самому привести машинку в рабочее состояние: установить лезвие безопасной бритвы под зажим, достать со дна футляра крохотную рукоятку и передать машинку в руки Виктора Ефимовича. Не сразу ему удалось найти правильный хват машинки левой рукой, после чего машинка всё же заработала, ловко переворачивая бритву на вращающихся правящих валиках.
     Когда я объяснил, что валики обтянуты натуральной кожей, смазанной пастой ГОИ, Виктор Ефимович мгновенно вскрыл суть замысла изобретателя машинки: по такому же принципу затачивают опасную бритву на неподвижном сыромятном ремне.
     Тщательность изготовления и оригинальность решения переворота лезвия  инженерами-конструкторами, как я и предвидел, привела Виктора Ефимовича в восторг.
     Он не удержался и сразу же решил показать презент сотрудникам музея.
     Но тут не обошлось без чрезвычайного происшествия, когда Виктор Ефимович, укладывая машинку в футляр, по неосторожности большим пальцем правой руки взялся за остриё лезвия ( см. по стрелке рис.3).
     — О! порезался! — воскликнул он, показывая палец, на подушечке которого обозначился небольшой порез.
     — Значит, машинка хорошо работает, — констатировал я под одобрительные возгласы присутствующих.
     В действительности, пока все желающие по очереди крутили машинку, бритва оказалась заточенной до неимоверной остроты.
     Но порез был достаточно глубоким и капля крови на пальце стала медленно и неуклонно наливаться. Пришлось срочно накладывать бинт.
     И когда Виктору Ефимовичу через некоторое время принесли на подпись письмо, он в шутку плаксиво пожаловался на затруднительность несложных действий с забинтованным пальцем. Несчастный случай на работе, как-никак!
     — Наверное, это единственный «кровавый» экспонат в Вашей музейной практике, Виктор Ефимыч! — поддержал я его шутку.

     Спустя короткое время машинка для заточки лезвий заняла достойное место среди музейных экспонатов изобретателя безопасной бритвы господина Кинга Жиллетта. Как оказалось, машинка способствовала возрождению этой витрины, снятой было с экспозиции на этапе переадресации залов музея.

     В заключение остаётся добавить, что в наше время изобретательные инженеры-конструкторы фирмы «Жиллетт» придумали безопасные бритвы с многолезвийными сменными кассетами.
     Более того появились бритвенные станки со встроенными батарейками и вибрацией, и даже с триммерами. По наличию таких функций современная безопасная бритва «Жиллетт» чем-то приближается к электробритве.
     К сожалению, способ переточки лезвий-кассет пока ещё не изобрели и их безжалостно приходится выбрасывать на свалку. Деньги на ветер!
 
     Впрочем, классические двусторонние лезвия выпускаются по сей день, как и Т-образные станки для них.
      
     Битва изобретателей бритв за мужские бороды и усы ещё не закончена.


 
     Александр Соханский,
             март 2019 г.


Примечания
     * Копылов В.Е. Окрик памяти (История Тюменского края глазами инженера). Книга четвёртая. Издательский дом «Слово», Тюмень, 2005.
     Автограф Виктора Ефимовича на титульном листе тома: «Александру Михайловичу, другу музея Истории науки и техники, с уважением и на память от автора. Копылов. 13.01.2015».      
 


Рецензии
Лезвия!!!
В выработанных шахтах под землёй бросали комбайны и струги, поскольку подъём и перемещение на новое место намного дороже установки нового.

Помню, была простейшая машинка для заточки лезвий - шнурочек продёргиваешь и лезвие проскальзывает между абразивными пластиночками.
Но все эти устройства оправданы для высокоуглеродистых лезвий типа "Нева". Лезвия из нержавейки покрыты каким то "заостяющим" пластиком, который нельзя вытирать.

Топором раньше брились! ))

Евгений Нищенко   29.03.2019 09:33     Заявить о нарушении
Евгений!

Дело не в шахтах и комбайнах, а в том, что после изобретения безопасной бритвы новые лезвия были в дефиците. Поэтому за заточку лезвий изобретатели и промышленники взялись с охотой и всерьёз.

Конечно, Вы правы,что бросить старую технику в шахте, в тайге, в пустыне предпринимателю было гораздо выгоднее, чем извлекать её оттуда и ремонтировать, восстанавливать.

Что касается одноразовых лезвий, то машинки позволяли многократно точить любой материал, причём затачивалась лишь режущая кромка ножа лезвия, а не всё лезвие по плоскости. К тому же процесс заточки составлял 30-40 секунд!
А какие лезвия выпускались с каким-то "заостряющим" пластиком?

Кстати, описываемую Вами машинку со шнурком выпускал в 60-е годы прошлого века мой родной завод. Даже сохранился единственный экземпляр в Музее истории завода, которым я имею честь заведовать.

Всего наилучшего!

Александр Соханский   29.03.2019 10:15   Заявить о нарушении
я начинал с братовой опасной бритвы. Наводил её так, что лезвие ноготь огибало, но.., так и не научился ею бриться! ))) Лезвия НЕВА брили со здоровым скрежетом, но быстро тупились. У моего свояка была такая щетина, что два лезвия на бритьё уходило (при горячем намыливании!). Все заточки в наше время были нами испробованы, но как-то не прижились. И машинке Копылова была бы та же судьба. Потребитель идёт по пути наименьшего сопротивления - вставил, побрился, выкинул!
Было время, чудики лезвия в самодельную пирамиду клали, для самозаострения - "вот уроды!!!")))

В 1970 я у дяди в Новороссийсе впервые пробовал многоразовую забугорную "тяпочку" - у-у-у!!!.
Для всех лезвий из нержавейки и наших, и зарубежных правило едино: "Промывать, но не вытирать!" Чтобы не стирать покрытие, какое-то там особое, заостяющее режущую кромку. Сейчас, по моему, в инструкциях ещё пишут, что "не вытирать!", но инструкций давно не прилагают, да и устройство всех этих "Жиллетов" таково, что их вытереть невозможно.

У меня до сих пор упаковка НЕВЫ в заначке - распороть что-то, тонко подрезать; лезвия из нержавейки мгновенно тупятся, как будто острие заворачивается.

А струги в шахтах на государственный счёт списывали. Сейчас ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ их на металлом достают!

Евгений Нищенко   29.03.2019 11:33   Заявить о нарушении
И электробритвы не выдержали испытания временем!

Евгений Нищенко   29.03.2019 11:34   Заявить о нарушении
А я пережил десятки электробритв. Харьков, Киев, Нева, Эра... И продолжаю пользоваться до сих пор немецкой "Braun Boss". Это уже вторая.
Стало быть, рано ставить крест на них. А также на Жиллетт с кассетами или двухсторонними лезвиями! Кому как удобнее. Многие бреются до сих пор опасными бритвами.

Александр Соханский   30.03.2019 17:25   Заявить о нарушении
НЕВА это газонокосилка! Мне она больше подходила, как человеку неусидчивому и нетерпеливому. Но от неё у меня было раздражение. "Харьков" с плавающими ножами было "элитной" бритвой. В 1970 у коллеги была эл. бритва "Агидель" высочайшего качества. Мы шутили "Бритье электробритвой "Агидель" качественно и по удовольствию не уступает половому соотношению!"
Я в конце концов вернулся к безопаске, сейчас только "Жиллет" с очищением кои мыльной пеной.
на зоне "Неву" переделывали в машинку для татуировок, какая-то там иголочка кожу пунктировала.

Евгений Нищенко   30.03.2019 21:22   Заявить о нарушении
Умные точили лезвия в гранёных стаканах это очень просто.

Николай Павлов Юрьевский   20.04.2019 22:23   Заявить о нарушении
"Умные точили лезвия в гранёных стаканах это очень просто".

Умный издеваться над собой и здравым смыслом заточкой в стакане не станет.

Вы гляньте ещё раз на фото к моей статье. Это же блеск, а не машинка! Чудо инженерной мысли и шедевр изготовителя! Если есть возможность, любой цивилизованный человек не откажется от такого приобретения.

Нет оно, конечно, брились и топором! И даже саблей! Бедность была жуткая.

Александр Соханский   20.04.2019 22:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.