Первый ночной таран в Испании

Подвиг, о котором речь пойдет ниже, не был известен широкой публике, поскольку участие советских военнослужащих в испанской войне не афишировалось. Долгое время считалось, что первый ночной таран на счету лётчика ВИКТОРА ТАЛАЛИХИНА. 7 августа 1941 г. он таранил в подмосковном небе фашистский бомбардировщик Не-111. Ничуть не умаляя его первенства в этом деле в рамках ВОВ, отдадим должное и нашему великому лётчику-асу ЕВГЕНИЮ СТЕПАНОВУ, который стал первым в мировой практике ночных воздушных таранов. Он родился 22 мая 1911 г. в Москве, в семье рабочего-мраморщика. Русский. В 1928 г. окончил 7 кл., а в 1930 г. - школу ФЗУ им. Дзержинского при Московско-Курской железной дороге, учился в железнодорожном училище. Работал кузнецом. В 1931 г. поступил в Московскую школу лётчиков Осовиахима, которую окончил в следующем году. В 1932 г. стал служить в Красной Армии и был направлен во 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1933 г. Служил в Ленинградском ВО. Сначала был младшим лётчиком в авиабригаде особого назначения (воздушно-десантная). Летал на бомбардировщиках, но после написания многих рапортов, его перевели в истребительную авиацию. В звании лейтенанта Степанов командовал звеном в 12-й авиаэскадрилье 111-й истребительной авиабригады того же округа. В Испании с 20 августа 1937 г. по 27 июля 1938 г. был пилотом. В августе 1938 г. командиром эскадрильи "Чатос", а затем командиром группы истребителей И-15. Имел псевдоним «Эухенио» и «Слепнёв». Всего в Испании произвёл около 80 боевых вылетов (продолжительностью 100 часов). Участвовал в 16 воздушных боях, сбил 10 самолётов (6 лично и 4 в составе группы). По другим данным сбил 12 самолётов (8 - лично, в том числе - 1 тараном и 4 - в группе).

В ночью 28 октября 1937 г. около 3 час. ночи в 40 км севернее Барселоны таранил итальянский бомбардировщик Савойя-Маркетти-81 лейтенанта Эцио Маккани - награждён посмертно высшей военной наградой Италии - Золотой медалью за военную доблесть. Отмечены посмертно наградами и другие члены экипажа - Берточини, Пулчини, Амичи, Содини и Соло. Это был первый ночной таран в небе Испании. Пилот разбил стабилизатор итальянского бомбардировщика стойкой шасси. «... В ночь на 28 октября мы с Ильей Финном несли боевое дежурство. Около трёх часов, посты наблюдения передали, что в 40 км севернее Барселоны, вдоль побережья, слышен сильный звук моторов. Поднимаемся в воздух. Через некоторое время на высоте около 2 тыс. м на фоне луны я заметил звено бомбардировщиков, летевших на растянутых дистанциях. Иду на сближение с ведущим самолётом. Меня обнаружили стрелки итальянского бомбёра «Савойя-Маркетти-81» и открыли огонь. Полоснув с дистанции 15-20 м из своих пулемётов, я увидел, как вспыхнуло его левое крыло. Выпустил ещё одну очередь. Вспыхнуло правое крыло, а самолёт продолжает лететь - смертоносный груз может быть сброшен на город. На перезарядку пулемётов времени нет. Увеличив скорость с правым отворотом, наношу удар по хвостовому оперению бомбардировщика, не думая, чем это может кончиться  для меня. От удара левым колесом бомбёр рухнул на землю. Во время столкновения меня подбросило, и я стукнулся головой о приборную доску. Мотор немного трясло, но он продолжал довольно устойчиво работать.

Когда я вывел свой истребитель в горизонтальный полёт, в 50-100 м выше себя заметил ещё одного бомбовоза, стремящегося уйти левее Барселоны в сторону моря. Его очертания хорошо вырисовывались на фоне луны. Преследуя, выпустил по нему несколько длинных пулемётных очередей с трассирующими пулями. Бомбардировщик ответил тем же. Мы продолжали сближаться. Я выпустил по нему продолжительную очередь. Сверкнула яркая ослепительная вспышка, затем всё погрузилось во мрак. Утром республиканские сторожевые катера обнаружили на воде масляные пятна. Моряки доставили в мэрию Барселоны плавающие обломки листов гофрированного металла. Позже их привезли к месту падения первого самолёта, куда уже прибыли Е.С. Птухин, Ф.А. Агальцов, В. И. Андриашенко, А.К. Серов. Меня поздравили. На моём самолёте «06» после не совсем «классической» посадки требовалось заменить винт и левое колесо шасси, повреждённые при таране. Много позже, уже на родине, я узнал, что сбитый мною над Барселоной итальянский бомбардировщик «савойя» был ПЕРВЫМ В МИРЕ САМОЛЁТОМ, ПРОТАРАНЕННЫМ В НОЧНОМ БОЮ...». (Из книги - «Мы - интернационалисты»).

17 января 1938 г. в бою у Теруэля Степанов Е.Н. сбил итальянский истребитель Фиат-32, но и сам был подбит. Во время спуска на парашюте его пытался расстрелять другой Фиат-32, но лётчик-республиканец Ромуло Негрин спас русского товарища, тараном уничтожив фашистский самолёт. Приземлившись с парашютом на вражеской территории, Степанов попал в плен. Был приговорен к расстрелу, но республиканское правительство сумело обменять его через Международный Красный Крест на немецкого лётчика обер-фельдфебеля Отто Поленца, сбитого капитаном А.И. Гусевым. После обмена, который состоялся 15 (по другим данным - 9) июля 1938 г., Степанов был отправлен в Советский Союз, получил звание капитана и был назначен инспектором по технике пилотирования 19-го истребительного авиаполка Ленинградского ВО.

Участвовал в боях на р. Халхин-Гол с 29 мая по 16 сентября 1939 г., командовал эскадрильей 22-го истребительного авиаполка. Летал на истребителе И-15 бис. Всего над Халхин-Голом произвёл более 100 боевых вылетов, участвовал в 5 (по другим данным в 40) воздушных боях, лично сбил 4 японских самолёта. После боёв над Халхин-Голом был назначен заместителем командира эскадрильи в 7-м ИАП. Участвовал в походе в Западную Белоруссию в сентябре 1939 г., был советником частей ВВС. Затем вернулся в 19-й ИАП, на прежнюю должность инспектора по технике пилотирования. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. С 1940 г. по 1944 г. был инспектором по технике пилотирования и начальником отдела военных учебных заведений ВВС Московского ВО. После окончания ВОВ продолжал служить в авиации до апреля 1948 г., затем в звании полковника уволился в запас.

29 августа 1939 г. за мужество и героизм Степанову Е.Н. было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды № 152. Награждён орденом Ленина - 29. 08. 1939 г., двумя орденами Красного Знамени - 10. 11. 1937 г., орденом Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени - 06. 04. 1985 г., двумя орденами Красной Звезды, несколькими медалями, а также монгольскими орденами Боевого Красного Знамени 1-й степени - 18. 08. 1939 г. и «За боевые заслуги» (1939 г.). Работал инспектором, инструктором и начальником отдела в Центральном комитете ДОСААФ, затем работал заместителем начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова. В 1965-1977 гг. работал начальником летно-испытательной станции Московского вертолётного завода. Проживал в Москве. Умер 4 сентября 1996 г., и был похоронен на Троекуровском кладбище.
 


Рецензии