Они воевали в Испании ч. 4

12. БУТРЫМ ПЁТР ПАВЛОВИЧ - лётчик.

Родился в 1906 г. в Москве. В звании лейтенанта Пётр Бутрым служил командиром звена 116-й истребительной авиаэскадрильи Московского ВО. Высокий, костлявый и, как большинство людей такого склада, медлительный, выглядел взрослее своих лет. По натуре был молчалив и замкнут. Участник национально-революционной войны в Испании с 13 мая 1937 г. по 28 января 1938 г. Летал на биплане И-15 в эскадрильи Б.А. Смирнова (будущий Герой Советского Союза). Позже был командиром звена, а затем и эскадрильи И-16. Вспоминая о тех днях, П. Бутрым писал в газете "Красная Звезда" от 18 августа 1938 г.: "Обстановка была неясной. Командование не знало, сколько сил у противоположной стороны. Что происходит на её аэродромах ? Где притаились зенитные орудия и сколько их ? Получаем задание: - Летит звено. Выявить зенитки, осмотреть аэродромы! Вскоре 3 самолёта ушли в воздух. Летим на дальний аэродром. Вот он почти под нами. Быстро снижаемся, проходим низко над полем. Самолётов не видно. Лишь маячат одиночные человеческие фигуры. - Быстрей, на следующий! Там нас снова ждёт неудача. Аэродром пуст. На 3-м аэродроме мы видим стоящие в линию самолёты. Кругом тишина. Мгновенно снизились и прошли над линией самолётов. Тишина не нарушилась. Видимо, лётного состава не было вблизи. "Можно огнём вывести машины из строя и уйти безнаказанным", - мелькает мысль. Обстановка благоприятствует проявлению инициативы. Мы заходим вторично и открываем стрельбу. Цель взята верно - пули должны ложиться точно. Жаль, что мало патронов. Они уже почти все израсходованы, а атаку можно продолжать. Впрочем, задерживаться долго нельзя: здесь "чужая" территория. Опасность может нагрянуть неожиданно. Нас всего трое - длительного боя не выдержим...

Когда набрали высоту и легли на курс, зенитная артиллерия открыла огонь. Поздно! Мы очень высоко и знаем, что орудия не могут причинить нам вред. Летим обратно. Машины развивают большую скорость. Мы уже недалеко от своих. Вдруг замечаем, что нас преследуют истребители. Они хотят отомстить за смелый налёт, за удачную разведку. У меня не ладится с мотором. Он перегрелся, и самолёт стал отставать от других. Они всё дальше отрываются от меня, а сзади меня нагоняют. Оглядываюсь. Два истребителя почти рядом со мной. Остальные повернули обратно. - Свои не оставят в беде, - подумал я. Стал маневрировать, чтобы избежать поражения. Стараюсь снизиться, так как мы уже летим над нашей территорией. Преследователи это понимают и пытаются мне помешать. Неожиданно рядом со мной появляется наш самолёт. Это один из тех, которые ушли вперёд. Заметив, что я отстал и, что у меня не ладится с мотором, он вернулся ко мне на помощь, чтобы поддержать меня в бою. В этом можно было не сомневаться. Советский лётчик не оставит другого в беде. Все - за одного, а один - за всех! Теперь нас двое, и мы сами переходим в атаку. Истребители не выдерживают нашего натиска и вскоре поворачивают обратно. Радостные и довольные удачно выполненным заданием, мы спокойно опускаемся на свой аэродром, где нас тепло встречают товарищи..." Всего совершил около 150 боевых вылетов ( боевой налёт - около 170 часов). Согласно воспоминаниям Б. Смирнова, к июлю 1937 г. сбил 2 итальянских истребителя Fiat CR-32, а 8 июля - новейший немецкий Ме-109 B. Борис Александрович Смирнов писал свои книги по прошествии многих лет после описываемых им событий. После Испании воевал с японцами на Халхин-Голе, прошёл всю ВОВ.

В его произведениях, написанных, судя по всему, по памяти, много неточностей - особенно в датах, но суть событий, по мнению автора, изложена точно и правдиво. Вероятно, основные события описанного им боя 8 июля 1937 г. на самом деле имели место 12 Июля. Именно 12 июля 1937 г. произошёл тот весьма знаменательный воздушный бой. Согласно официальных документов: "Эскадрилья Р-Зет была атакована скоростными истребителями мятежников (монопланы), но последние, будучи атакованы истребителями И-16 (эскадрилья П. Шевцова) и потеряв 1 моноплан, ушли на свою территорию. Вторая эскадрилья Р-Зет была атакована "Фиатами" и в воздушном бою потеряла 1 Р-Зет, который произвёл вынужденную посадку на линии фронта и был расстрелян артиллерией мятежников, лётчик невредим, летнаб ранен, оба вернулись на свой аэродром". Кратко описанный, точнее сказать, просто упомянутый в документах, этот бой оказался достаточно примечательным с многих точек зрения. Это была первая встреча в воздухе И-16 и новейших немецких Ме-109 В, в результате которой республиканские лётчики надолго отбили у немцев охоту атаковать Р-Зет. Несмотря на активную боевую работу Р-Зет, за всё время боевых действий лётчики - истребители "Легиона Кондор" в первый и последний раз записали на свой счёт победу над этим лёгким бомбардировщиком. Немецким истребителям, по зарубежным данным, удалось сбить 3 И-16 и 2 "Праги" (в небольших количествах в Испании был чехословацкий самолёт "Аеро-101", того же класса, что и советский R-Z). Бомбардировщики были записаны погибшему в этом бою Хёнессу. Вышеприведенный эпизод интересен как иллюстрация метода подсчёта сбитых самолётов, который применялся в "Легионе Кондор".

Если лётчики, которые стреляли по И-16, могли видеть попадания и вправе были писать победные рапорты, то Хёнесс, не вернувшийся из боя, не то что написать, но и по радио (по случаю отсутствия оного) доложить о "победах" не мог. Однако в западной авиационной историографии ему непреложно, из книги в книгу, приписываются эти "победы". Увы, умами правит безоговорочная вера в немецкую пунктуальность... В дневнике боевых действий о потерях правительственной авиации в этом бою, кроме Р-Зета, сбитого "Фиатами", ничего не говорится. Точно известно, что И-16 в этот день потерь не имели, так же как и не было других (кроме описанной выше) потерь Р-Зет. Так кто же сбил первый "Мессершмитт-109" ? Иностранные исследователи либо вообще никого конкретно не называют, либо указывают автором победы Фрэнка Тинкера, причём некоторые историки только предполагают, другие же считают Тинкера победителем без всяких сомнений и предположений. Не умаляя достоинства американского лётчика, надо сказать, что в своих мемуарах он сообщает о первом сбитом "моноплане" в большом бою в районе Мадрида 13 июля (Фрэнк Тинкер в своих мемуарах сообщает о 12 сбитых самолётах противника в этом бою !) А что сообщают отечественные источники ? Несколько советских лётчиков, воевавших в Испании, опубликовали свои мемуары. О "Мессершмиттах-109", сбитых именно во время Брунетской операции, упоминает только Борис Смирнов. Первый бой с Ме-109 он описывает как большое сражение над Мадридом, произошедшее 8 июля 1937 г. Такое утверждение позволяет сделать вывод - либо Б. Смирнов не участвовал в бою 12 июля, либо (что более вероятно) описание им боя имеет некий собирательный характер.

Если это так, то становится известным имя героя, который первым сбил "Мессер". Это - Пётр Бутрым, командир звена 116-й истребительной авиаэскадрильи Московского ВО. "Удар был сильным. Строй немцев раскололся. В первую же минуту острой стремительной схватки Бутрыму удалось основательно зажать одного гитлеровца. Тот попытался уйти от Бутрыма глубоким виражом, но Пётр смело, почти отчаянно, по диагонали срезал расстояние и ударил по фашисту из двух пулемётов. Бил он наверняка, целясь прямо в лётчика. И новенький лакированный моноплан, которому франкисты пророчили верную победу в небе Испании, неуклюже повалился вниз". Неуправляемый Ме-109 В Г. Хёнесса упал с высоты 2500 метров на свою территорию - лётчик был убит ещё в воздухе. Следует отметить, что официально Петру Бутрыму по итогам пребывания в Испании личных побед засчитано не было. В документах его заслуги описываются так: "сбитых звеном - 1, и четырьмя самолётами - 1 самолёт". За воздушные бои в Испании П.П. Бутрым был награждён орденами Красного Знамени ( 3.11.1937 г.) и Ленина (2.03.1938 г.). После возвращения из Испании получил звание капитана и был назначен командиром эскадрильи в одном из авиаполков Московского ВО. Участвовал в ВОВ с 1941 г., в звании майора был командиром 425-го ИАП. В сентябре 1941 г. был сбит в воздушном бою и попал в плен, из которого сумел убежать осенью 1942 г. Продолжал службу в запасных авиаполках, работал лётчиком - испытателем авиазавода № 153. После войны жил в Новосибирске. Умер 18 августа 1982 г.

13. БАЖЕНОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ – лётчик, ПОГИБ.
 
Родился в 1905 г., сестра – Вера Павловна, г. Смоленск. После окончания авиаучилища, служил в звании лейтенанта пилотом, в одном из бомбардировочных авиаполков. Член ВКП(б). За образцовое выполнение боевого задания был удостоен благодарности и награждён ценным подарком (пр. НКО № 01782 от 11.06. 1936 г.). В Испании с октября по 12 ноября 1936 г. в качестве пилота бомбардировщика СБ 2-й эскадрильи 12-й бомбардировочной группы республиканской авиации. 12 ноября 1936 г. в составе звена вылетел на бомбардировку аэродрома Авила. После выполнения задания столкнулся в облаках с самолетом Г. М. Фёдорова, над горами в районе Эскориала и погиб вместе с экипажем (штурман – Я.П. Серов). Похоронен в 2-х км северо-западнее Мадрида. Награждён орденом Красного Знамени - 02.01.1937 г.

14. БИЛИБИН КУЗЬМА ЯКОВЛЕВИЧ - танкист, ПОГИБ, есть фото.
 
Родился 14 марта 1908 г. в дер. Емельяновка Юхновского р-на Калужской обл., в семье крестьянина. Русский. После окончания начальной школы, работал пастухом. В Красной Армии - с 1930 г. Окончил школу младших командиров - танкистов, служил до 1932 г. Затем вышел в запас и работал инструктором Осоавиахима в г. Юхнове. Член ВКП(б). Жена В 1934 г. добровольно ушёл на сверхсрочную службу в Красную Армию. Младшим командиром служил в танковых войсках, был командиром танка, затем командиром танкового взвода в 4-й отдельной мехбригаде Белорусского ВО. Жена – Мария Сигизмундовна, г. Бобруйск, п/о Кисилевичи, п/я № 30. С ноября 1936 г.  по 6 марта 1937 г. участвовал в национально-революционной войне в Испании, был командиром танка Т-26 в интернациональной танковой бригаде Д.Г. Павлова. 6 марта 1937 г. во время боя умело командовал взводом, был тяжело ранен, но продолжал управлять действиями подчиненных. Погиб в этом бою в районе р. Харама. За мужество и героизм, проявленный при выполнении воинского и интернационального долга, 4 июля 1937 г. Билибину К.Я. посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 50). Также имел награды: орден Ленина - 04.07.1937 г. и Красной Звезды - 02.01.1937 г. К.Я. Билибин стал первым Героем Советского Союза - уроженцем Калужской обл.

Продолжение следует в части  5                http://proza.ru/2021/02/04/713               


Рецензии