Юный охотник и его тень

Юный охотник Фрол выходил на охоту каждое утро. Сегодня не спалось. Ещё до рассвета собрался в лес, на берег озера поохотиться на уток. Устроился в своей резиновой лодке у самого берега, около кустов и осоки, чтоб утки его не видели. Только уселся вдруг…   что это такое крупное летит?  Лебедь? 
Не понял, кто, но прицелился, выстелил.  Услышал громкий стон, и увидел, как  его «добыча» пролетела ещё немного и  упала в озеро.  Парень не раздумывая, кинулся спасать свою жертву. Никак не может понять, что это? Похоже на какую-то небесную деву. Много слышал и читал о девах морских, но вот о небесных ничего не знает. Поймал её, но она как-то увильнула, уплыла. Второй раз поймал, крепко прижал к себе. Её волосы похожи на влажное золотое руно, каждый отдельный волос был, как тонкая нить из золота. Всё её белое тело было, как будто из слоновой кости оно осыпано каплями воды, как жемчужными зернами.  Только что взошло солнце, и капли сверкали всеми цветами радуги.
- Кто ты?  Царица небесная?  Королева ночная?
- Отпусти меня, и я тебе расскажу, кто я и откуда.
- Нет. Сначала пообещай мне, что не обманешь, не улетишь от меня.
- Я не могу лететь, ты ранил меня в крыло.
Она смотрела на него большими аметисто-лиловыми глазами
и начала биться, пытаясь вырваться. Но он прижал её ещё крепче.
Маленькая ночная дева поняла, что её не уйти и горько заплакала.
- Я очень прошу тебя отпусти меня. Я единственная дочь у матери.  И одинока, и стара моя мать.
- Что же ты будешь делать с раненым крылом? Пойдём ко мне. Я вылечу тебя.
- Нет. Я сама вылечусь, но для этого ты должен отпустить меня. Я найду в лесу нужную травку и вылечусь, смогу лететь.
- Но пообещай мне, что завтра на рассвете ты будешь здесь. Мы встретимся, и ты споёшь мне о себе. И назови своё имя
- Хорошо, обещаю. Имя моё – Дульсинея.
Фрол ослабил руки, и дева вынырнула, но не убежала, а села рядом и запела.
Она пела о лесной жизни, о весёлых троллях и о хозяине леса Святиборе.
Голос её напоминал звуки серебряной скрипки. Он ласково звучал, переливался – нельзя было не заслушаться. Она пела о Каменном Боге, о кривом лесе, где можно легко упасть и сломать ноги. Ещё вспомнила она о весёлых троллях и красивых лесавках.
Охотник тихо спросил:
- Скажи, ангел мой, кто это лесавки?
- Это красивые, но вредные и злые лесные девы. Пойдём со мной в лес, и я тебе покажу их.
- Я готов с тобой идти куда угодно, хоть сейчас.

- Сегодня ночью мне надо идти за травой, полечить рану. Завтра мы не встретимся. А на третий день на рассвете буду ждать тебя на этом месте.
Фрол не спал ночами, нетерпеливо ждал встречи с чудесной волшебной красавицей.
Она приблизилась тихо, не было слышно ни шороха. Он увидел, раскрыл объятья, покрывал поцелуями лицо, шею, руки. Не отдавая себе отчёта, шептал:
- Любимая, я в твоём распоряжении. Я – твой…
Они слились в долгом поцелуе. Вдруг она отскочила с испуганными глазами:
- Нельзя. Сначала надо обратиться к лесному владыке – Святобору, моему отцу. Он Бог лесов, покровитель охоты. Он предопределяет судьбу и жизнь обитателей леса.  Он ростом выше самой высокой сосны, могучее самого кряжистого дуба. Может быть, разрешит мне быть с тобой, хоть ты имеешь тень.
- Я ничего не понял. Идём за разрешением, но где же он, Святобор?
-  Пойдём, пока не рассвело.
Они шли очень долго. Пробирались через заросли малинника и можжевельника.
- Нельзя ли присесть, отдохнуть?
- Скоро этот лес кончится и начнётся Страшный лес. Тогда можно будет присесть. Там людей не бывает. Они, люди, даже не знают о его существовании.             
Примерно через час она сказала:
- Ты видишь разницу в лесах: где мы были и где сейчас?
Фрол огляделся по сторонам. Лес показался ему страшным. Кривые, выгнутые деревья напоминали страшилищ. Они присели на поваленное дерево.
Лес выглядел  так, будто человек не приближался к нему несколько тысяч лет. Пройти под сенью здешних деревьев непросто: предательский мох спрятал под
            Вдруг Фрол увидел огромного человека, сказочного великана с длинной кудрявой бородой. Он сидел на большом пне и смотрел прямо на пришельцев. Глаза их встретились, и великан заговорил. Голос его был такой же могучий, как он сам.
- Я  знаменитый  Дубыня. Я стою на страже земель и лесов русских. Меня поставил на это место Премудрый Бог Велес. Я получаю жизнь и силу от Земли-матушки.  И, если я начну гневаться, страшные землетрясения пройдут по окрестностям. Мимо меня не пройдёт ни один враг.  Каждый листочек на дереве и на кустах, каждая травинка сообщают мне обо всех
незваных гостях.
А кто вы? Как попали сюда? Зачем пришли? Не молчите, отвечайте.
Фрол совсем растерялся, а его спутница громко проговорила:
- Мы идём к лесному владыке – Святобору, отцу моему. Хотим просить у него разрешение на наш брак и благословение. Я знаю тебя, Дубыня. Очень много о тебе слышала от моей матери и бабушки. А вижу тебя в первый раз. Я очень рада знакомству с тобой.
- Ну, в добрый путь. Будьте осторожны. Сегодня праздник у лесавок.  Они заманят вас, а потом принесут в жертву своим Богам.
- Спасибо тебе, Дубыня, за предупреждение. Мы будем осторожны. Нам только бы этот Страшный лес миновать, а там, в Кривом лесу я – дома!
Они попрощались и отправились дальше по кривым, извилистым дорожкам.
         Неожиданно на пути встала скамья, будто сколоченная из досок. Фрол обрадовался: можно отдохнуть по-человечески!  Не на мох  или траву садиться, а на скамейку. Но вдруг увидел на скамье старушку. Только что её не было! Откуда она взялась?  Опять  что-то необъяснимое!
Старуха встала и приветливо заговорила:
- Здравствуйте, добро пожаловать к нам в гости! Мы ждём вас! Нынче праздник. Лесавки гуляют, поют, танцуют. Идите, поглядите!
Фрол подал голос:
- Спасибо, бабушка. Но мы торопимся. Не пойдём смотреть на лесавок.
- Обижаешь, сынок! Не надо так! Зайдите на минутку и дальше ступайте!
Ой, да вон глянь-ка на мою внучку! – она указала в сторону.
Фрол увидел девушку необыкновенной красоты и невольно вскрикнул:
- Ох! Какая красота! И стройная, как былинка на ветру!
Он оглянулся – где же Дульсинея? Его окружали несколько девушек.
Все, как одна, были хороши. Тоненькие, как лесные газели. И танцевали какие-то балетные позы. Откуда в страшном лесу балет?
Одна из них, самая красивая, которую бабка назвала внучкой, подошла к парню совсем близко и ласково прошептала:
- Зачем тебе Дульсинея, глупенький?  Чем мы хуже? Выбирай любую из нас или сразу трёх. Мы все будем рады и за тебя, и за нас. Пойдём со мной, и я расскажу тебе, как мы все научились танцевать балетные танцы. Пойдём, не бойся!
Но Фрол твёрдо ответил:
- Нет! Отдайте мою Дульсинею!
Он услышал какой-то голос, повернулся, увидел опять ту старуху, она всё также сидела на скамье, а рядом с ней стояла…   Дульсинея. Фрол удивился и немного испугался:  ведь только что никого здесь не было, ни старухи, ни Дульсинеи! Он встал, отстранил лесавку, которая мешала ему пройти и подошёл к скамье.  Бабка нежно сказала:
- Присядь, посиди рядком. Поговорим ладком.
А Дульсинея опять пропала.
- Где моя любовь? Отвечай, ведьма!
- Да ты, сынок, не горячись, а то как бы хуже не было. Тебе интересно узнать, как девчонки танцевать научились? Посиди, расскажу.
У нас тут вместе с нами долго жила балерина известная из Петербурга, Волочкова. Может, ты слыхал о ней. Она с ними и занималась. Сама сшила им такие платья, называла их парео и тапки, пуанты. Нравилось ей у нас, уезжать не хотела.
Фрол перебил:
- Мне не нужны сказки. Где Дульсинея?
- О, Господи!  Что ты привязался к своей Дульсинее, где да где?  Неужто моя внучка хуже?
- Твоя внучка, может быть, и лучше, но я люблю Дульсинею! Мне нужна только она!
- Да вон она, гляди! Да пожалеешь таких девочек! А поздно будет, больше их не увидишь.  Иди к своей Дульсинее!
Он, наконец, обнял любимую, и они быстро пошли прочь от колдовского места.
Девушка тихо сказала:
- Вот, Страшный лес кончился. Теперь пойдёт Кривой лес.

Фрол смотрел вокруг, и в голову лезли разные мысли.  Этот    густой, мрачный  лес будто был поражен заклинанием неведомого волшебника. Все деревья в нем растут изогнутыми.  Он заполнен замшелыми корнями и корявыми старыми деревьям. Почему-то очень много в нём покрытых мхом, скользких камней. Через бурную речушку проложен скрипучий мостик, будто тысячу лет назад его строили. Напоминал этот лес фантастические фильмы «Чёрная дыра», «Район №9». И казалось, эти кривые тропинки под кривыми деревьями ведут прямо в сказку.
Они шли молча, прижавшись друг к другу, как будто кто-то может одного из них отнять.
До слуха донеслась вдруг весёлая песня.
- Кто это поёт?
- Это поёт мой отец, Святобор. Он бог лесов, покровитель охоты. Он предопределяет жизнь, судьбу и поведение жителей леса. Он видит очень далеко. Наверное, сейчас видит нас. Я одна подойду и спрошу у него  даст ли он нам благословение. А если нет, я провожу тебя обратно.
Она  расправила спрятанные в спине крылья, взмахнула ими, поднялась над кривыми деревьями и исчезла.
Фрол не успел даже испугаться.  Дульсинея вернулась и молчала.
- Почему ты молчишь? Не разрешил?  Собираешься меня проводить назад?
Ну, пожалуйста, не молчи!
- Нельзя мне выйти замуж за человека, потому что у него есть тень. У нас, обитателей леса, нет и никогда не было тени. Сможешь ли ты отдать свой силуэт,?
- Да. Я останусь без тени, она не нужна мне. И ты станешь моей юной женой. Мы поселимся в чаще лесной, и я буду делать всё, что ты захочешь.
- Ты не сможешь долго жить в глухом лесу. Ты привык к человеческому обществу. Поэтому сразу надо решать: живём у тебя, на людях.
- Всё хорошо, но как я останусь без тени? Это какая-то чепуха!
- Тебе надо идти вдоль речки. Долго ли, коротко ли тебе идти, не знаю. Но на пути твоём встретятся холмы. Считай их. На девятый холм ты должен подняться, на самую вершину. Увидишь там шалаш. Постучись и входи. Там живёт юная ведьма. Её надо вежливо и ласково попросить, чтобы она научила тебя освободиться от твоей тени.
Ты должен знать кое-какие секреты нашего леса. Иди близко к воде. Если попадутся на пути заросли, обходить их надо со стороны воды. Дело в том, что там живут орки. Они могут напасть на тебя и…  съесть. Но, если ты у воды, тебя никто не тронет. Таков неписаный закон Кривого леса.   Я буду очень ждать тебя. Ну, в путь.
Быстро пошёл Фрол, почти бегом. Скорее, скорее избавиться от тени и стать мужем Дульсинеи! Один холм уже позади. И вдруг на пути заросли бузины и можжевельника. Тропка вокруг идёт вправо. Но Фрол вспомнил наставления Любимой: обходить только по воде. Пошёл влево, без тропы. Встал уже в воду, тёмную, холодную. И вдруг увидел в самой гуще кустов какое-то чудовище.
Из кустов выглядывала серо-зелёная морда с большими клыками, плоским носом и красными глазами. Кто это? Сам Дьявол! Он вспомнил рассказ Дульсинеи: это и есть орк!  Обеими ногами встал в зелёную воду. И пошёл вперёд по воде.
И вот уже четвёртый холм. Когда он проходил мимо седьмого бугра, у юной ведьмы почесалась левая ладонь. Она распустила длинные рыжие волосы и встала у входа в пещеру.
Юный охотник бегом забрался на вершину холма и, изнемогая от усталости, упал перед ведьмой.
- Чего ты хочешь, мальчик?  Ради чего ты преодолел такой тяжёлый и страшный путь?
Но Фрол молчал – не было сил говорить.  А ведьма продолжала:
- Я служу тому, кто сильнее ветра. Я знаю цветок в осиновой роще. Только я одна знаю этот цветок.  У него пурпурные лепестки и молочно-белый сок.
И если прикоснёшься этим цветком к царице, она покинет царя и на край света пойдёт за тобой. Но это дорого стоит.
   Я могу истолочь в ступе жабу, сварить из неё снадобье и рукой покойника перемешать его. И когда твой враг заснёт, ты брызнешь на него этим раствором, и он превратится в чёрную змею. И родная мать раздавит его.
   Я могу моим колесом свести с неба Луну и в кристалле показать тебе Смерть. Открой мне твоё желание, я исполню его, но ты заплатишь мне красную цену.
- Я заплачу тебе любую цену, какую бы ты ни запросила.
- Чего же хочешь ты?
- Избавиться от тени.
Ведьма побледнела, начала дрожать и закрыла глаза.
- Страшного же ты захотел!
Парень громко рассмеялся в ответ:
- Я отлично обойдусь без неё.
Ведьма взглянула на него своими прекрасными аметистовыми глазами:
- И что же ты дашь мне, если я научу тебя?
- Я отдам тебе всё, что имею. А если тебе этого не хватит, я возьму в долг у родственников и буду потом отрабатывать.
Ведьма захохотала насмешливо:
- Я могу обратить в золото осенние листья, а лунные лучи – в серебро.  Тот, кому я служу, богаче всех земных царей, и ему подвластны их царства.
- Так что же могу я дать тебе, если тебе не нужно ни золота, ни серебра?
Ведьма приблизилась к юноше, погладила по голове.
- Ты должен сплясать со мной, - тихо шепнула она и улыбнулась.
- И это всё? Тогда на закате солнца мы спляшем с тобой, и сразу, как только кончится пляс, ты откроешь мне то, зачем я пришёл.
Она покачала головой:
- Нет, это будет в полнолуние. – Она помолчала, глядя на юношу, будто оценивая, стоит ли ему говорить дольше. И после длинной паузы продолжила:
- Нынче ночью должен ты прийти на самую высокую гору в округе, на Мурею. Нынче Шабаш, и Он там будет.
Юный охотник вздрогнул, посмотрел на колдунью, она оскалила красивые белые зубы и призывно засмеялась.
- Кто это Он?
- Тебе это всё равно. Придёшь сегодня ночью и увидишь сам. Встань под ветвями широкого дуба и жди меня. Если кинется на тебя чёрный пёс, ударь его ивовым прутом, если попытается заговорить с тобой Филин, не отвечай. Стой спокойно и жди меня. В полнолуние я появлюсь, и мы спляшем на зелёной траве.
- Но где же гарантия, что ты после пляски научишь меня избавиться от тени.
Она вышла на солнечный свет, и рыжие волосы  заблестели, заструились на ветру.
- Клянусь тебе рогами и копытами козла.
Обрадованный охотник закричал:
- Ты лучшая ведьма на свете! Я, конечно, приду в полночь и буду с тобой плясать. –  Он снял шапку и низко поклонился колдунье. Преисполненный радости, побежал к дому.
       Как только показалась луна, поднялся юноша на вершину горы Муреи и встал под ветвями широкого дуба. Стояла мёртвая тишина. В этой тишине раздалось хлопанье крыльев и огромный филин с жёлтыми глазами окликнул его по имени. Но Фрол даже не повернулся на его хриплый голос.
Большой чёрный пёс набросился на него, но он ударил его ивовым прутом, и пёс убежал, взвизгнув. К полночи начали слетаться ведьмы. Они опускались на землю, водили своими длинными носами и кричали:
- Здесь русским духом пахнет! Здесь кто-то есть!
Когда появилась юная ведьма, они взвыли:
- Где он? Где он?
Юная колдунья подошла со смехом к дубу, взяла Охотника за руку и вывела на лунный свет. Они закружились вихрем.  Ведьма, обхватив его шею руками, жарко дышала в лицо и кричала:
- Быстрее! Быстрее!
Вдруг до слуха донёсся топот коня, и юноша почувствовал страх. В голове помутилось, и ужас напал на него, как будто под взором злобного дьявола.
Наконец он заметил, что под сенью горы стоит кто-то, кого раньше не было
Человек был одет в чёрный костюм и чёрную рубашку с белой бабочкой. Рядом на траве видны были его шляпа и перчатки для верховой езды.  С его
плеча свешивался короткий плащ, обшитый соболями. Его холёные белые руки были украшены перстнями. Юный охотник смотрел на незнакомца, как завороженный. Их глаза встретились. После этого ему всё время казалось, что взгляд незнакомца зорко следит за ним.
Вдруг в лесу прокричал филин три раза.  Танцующие остановились и по очереди подходили к незнакомцу, преклоняя колени, припадали к его руке.
На его гордых губах играла лёгкая улыбка. И читалось в этой улыбке презрение. И он продолжал пристально смотреть на юного охотника. Ведьма шепнула:
- Пойдём, поклонимся ему.
Им овладело сильное желание делать именно то, о чём говорила она. Это желание охватило его всего, и он пошёл вслед за нею. Но когда юноша подошёл к незнакомцу, он сам не зная почему, осенил себя крестным знамением и призвал имя Господа. В ту же секунду бледное лицо, что следило за ним, передёрнулось судорогой боли. Человек отошёл в сторону и свистнул. Испанский жеребец в серебряной сбруе выбежал навстречу ему. Человек вскочил на коня, и с грустью оглянулся на юного охотника. А рыжеволосая ведьма пыталась улететь вместе с ним, но юноша схватил её за руки и крепко сжимал.
- Я не пущу тебя, пока ты не откроешь мне тайну.
Её глаза, зелёные, как лесная трава, замутились слезами:
- Проси что хочешь, только не это.
Он в ответ сжал её ещё крепче. Она поняла, что ей не вырваться, она зашептала ему:
- Я так же хороша, как дочери дикого леса. – И стала ласкаться к нему.
Но он нахмурился, оттолкнул её и проговорил:
- Если ты не исполнишь своё обещание, я убью тебя, Ведьма-обманщица.
Она отошла на два шага, лицо её стало серо-зелёным. Он услышал очень тихий голос:
- Будь по-твоему.
Она вытащила из-за пояса маленький нож, рукоятка его была обтянута зелёной змеиной кожей.
- Для чего он мне?- удивился охотник.
Она как-то странно улыбнулась и с лицом, искаженным ужасом сказала:
- То, что люди называют своей тенью, есть тело их души.
Выйди на берег реки, встань спиной к луне и тем ножом, что я дала тебе, отрежь у самых ног свою тень.  Это тело твоей души. Вели ей покинуть тебя, и она исполнит твоё приказание.
Фрол почувствовал, как прилила кровь к лицу, закружилась на миг голова, он покачнулся, чуть не упал, но пришёл в себя. Радостно прошептал:
- Это правда?
-  Истинная правда. Но лучше бы я не открывала её тебе, а прогнала бы тебя прочь, как только услышала твою просьбу.
Ведьма рыдала и хваталась за его колени. Но Фрол безжалостно отстранил её
И начал быстро спускаться вниз с горы Муреи.
И вот он на желтом песке берега реки. Встал спиной к луне. Прямо перед ним лежала его тень, тело его души. И душа воззвала к нему:
- Скажи, какое зло я причинила тебе? Почему ты меня гонишь прочь?

- Ты не причинила мне никакого зла. Просто ты не нужна мне. Уходи!
И он острым ножом в змеиной коже отрезал тень у самых ног. Она встала перед ним точно такая, как он.
- Ну, что ж, я уйду, только идти мне без тебя некуда. Выполни последнюю мою просьбу, и я никогда больше не побеспокою тебя. Прошу не за себя. За твою мать. Она очень больна сейчас. Она считает, что дикие звери разорвали и съели её ребёнка. Иди, навести её перед тем, как навсегда уйдёшь в лесную чащу, к колдовским духам.
- Нет. Меня ждёт моя любимая.
- Разве мать не любит тебя? Разве не она вскормила тебя своей грудью? Разве не она всё это время заботилась о тебе? Ведь ты один у неё на всём белом свете. Иди попрощайся с ней, скажи, что ты жив-здоров, но будешь жить в глухом лесу. И разреши мне пойти к матери с тобой рядом.
   Юноша согласился. Надо, конечно, проведать маму. И они вдвоём пошли к дому.
Фрол забежал в дом и остановился, как вкопанный.
    Мать лежала в постели. Рядом сидела девушка. Кто это? Это Дульсинея!  Около них стоял стол, на нём были порошки, таблетки и стакан с водой.
Юноша подбежал к кровати, поцеловал мать, вскрикнул:
- Мама, мама!  Это я пришёл к тебе!
Мать ответила чуть слышно:
-  Фроша! Плохо мне. Я умираю, но я счастлива, что вижу тебя. Эта девушка, Дуняша, такая добрая. Ухаживает за мной. Если бы вы поженились, я бы на том свете спала спокойно. Женись, сынок, и будьте счастливы.               


Рецензии