Находчивый Масимбай

Давно это было. Погнался молодой джигит Масимбай за зверем и не заметил, как быстро пролетел короткий осенний день. Джигит был далеко от своего родного аула, когда солнце спряталось за горизонт и подкрались сумерки.

Во весь опор гнал Масимбай своего верного коня, чтобы вернуться домой до наступления ночи. Но темнота быстро спускалась на широкую степь, а вокруг по-прежнему были незнакомые места. Только звезды, ярко сиявшие на небосводе, освещали путь всаднику. Они-то сверху отлично видели отцовскую юрту, где с нетерпением ждали его возвращения. Здесь же, по-слухам, проживали суровые племена, которые вряд ли пустят чужака переночевать в свою палатку.

Опечалился Масимбай. Хоть и вырос он в степи, ночью одинокий всадник, скорее всего, станет легкой добычей диких зверей. Тем более теперь, когда огромная черная туча закрыла собой все звезды. Степь погрузилась в абсолютную, непроглядную тьму, раскаты грома сотрясали землю, а конь беспокойно крутился на месте. Молодой джигит уже не знал, откуда приехал и в каком направлении его теплый кров. Он обхватил шею своего скакуна и запел протяжную печальную песню о Великой Степи, родном ауле, своих родных и о путнике, которого даже звезды оставили одного в этот трудный час.

Зашелестели травы, передавая друг другу слова усталого охотника. Подхватила Степь его красивый молодой голос и понесла грустную мелодию к далеким горным ущельям и неприступным вершинам.

Именно там, в укромной пещере среди скал, мирно дремал ветер, хорошо знавший ловкого джигита. Когда Масимбай охотился, ветер не раз состязался в скорости с его быстрыми стрелами. Проснувшийся от красивой песни молодого охотника, ветер стремительно слетел с высоких гор и направился туда, где распахнула свои объятия красавица-степь. Одним мощным порывом он подхватил огромную тучу и понес ее далеко-далеко, увлекая вслед за собой коня и всадника, будто показывая дорогу. Высокие травы больно хлестали Масимбая по ногам, а сам он едва держался за шею своего быстрого скакуна.

На полном ходу джигит чуть не влетел в старика, который рядом со своим жильем боролся с ураганным ветром. В последний момент Масимбай осадил коня, соскочил на землю и поклонился старшему.

Хозяин неприветливо посмотрел на джигита:
- Ехал бы ты отсюда, чужеземец. Видимо, мир летит в пропасть, раз даже звезды оставили небо.

Cильный порыв ветра в последний раз поднял огромный столб пыли и едва не сбил с ног старика, точно досадуя, что тот ничем не помог попавшему в беду путнику. А затем все стихло.

Понял Масимбай, что не приютит незнакомец его до утра. Как и предполагал джигит, не пустит никто чужака в дом, тем более ночью. Он поднял глаза к небу, словно прося помощи, и увидел переливающиеся мягким светом звезды. Масимбай хитро улыбнулся, поглядел на отряхивающего одежду старика, а затем серьезно сказал:

- Посмотри, Почтенный! Я торопился, обгоняя ветер, чтобы сообщить Вам, что мир снова в безопасности. Звезды, как прежде, сияют на небе!

Старик посмотрел вверх: над всем пространством степи раскинулась чудесная картина, в которую сплелись причудливые созвездия. Он не видел раньше ничего подобного. Великолепное зрелище заставило хозяина забыть все тревоги, он стоял в тишине и молча любовался величием природы. Через некоторое время старик повернулся к джигиту, обнял его и пригласил в свой дом.

Напрасно опасался Масимбай сурового вида незнакомца и рассказов о жестокости соседнего племени. В палатке его встретил радушный прием, кусок вареного мяса и теплая постель. Сыновья старика оказались настоящими батырами, а единственная дочь такой необыкновенной, что Масимбай сразу влюбился в нее. Девушка поначалу с интересом наблюдала за ночным гостем и гадала, что же такое сделал находчивый юноша, что ее неприступный отец принимает его как родного. А к концу трапезы уже и жизни не могла представить без молодого джигита, которого послала ей сама судьба.

Поэтому на следующий день Масимбай возвращался в родной аул не только целым и невредимым, но и с красавицей-невестой. Рядом ехали ее суровые братья и мудрый отец. Молодой джигит рассказал всем о своем чудесном спасении и о хорошем приеме, который устроили ему соседи. Не случись так, лежал бы он сейчас в густой траве, растерзанный волками, а девушка никогда бы не встретила своего возлюбленного.

С тех пор и решили, встречать каждого путника как дорогого гостя, ведь с этого начинается всякое хорошее дело, каждая добрая весть. Традиция быстро распространилась по бескрайней степи и дошла до нас с вами. Так, благодаря находчивому Масимбаю, вот уже много веков каждый путешественник знает: если ночь, ненастье или усталость застали в дороге, кем бы ты ни был, в степи тебя всегда ждет теплый прием, дружеская беседа и сытное угощение, стоит только постучаться кому-нибудь в дверь.

27.11.2017
Зикунова Валерия


Рецензии