С генералом не поспоришь

В предыдущих своих рассказах (Предательство), я писал о роли профилактической службы, функционирующей в период служебной деятельности Николая Анисимовича Щёлокова. После его трагической смерти работа по предупреждению правонарушений приобрела иные формы. Признание её эффективной, серьёзно влияющей на общее состояние преступности в СССР, подверглось сомнению.

При новом Министре МВД, НЦИПУ, который был создан при Академии МВД по инициативе Сергея Михайловича, перестал существовать. Многие наработки учёных и сотрудников в дальнейшем были использованы в учебном процессе. Но большая часть не нашла  своего дальнейшего применения.

В должной мере не был использован и исследовательский материал в области профилктики правонарушений.
Прекращение работы НЦИПУ заставило многих его работников искать новое место работы. Кто-то нашёл его в других научных подразделениях, а кому-то пришлось уйти на практическую работу в различные подразделения милиции. Мне повезло, после нескольких неудачных попыток найти работу, я был приглашён в один из ведущих институтов органов внутренних дел.

Приход нового министра внутренних дел изменил судьбу многих профессионалов,
которые ушли на пенсию, или были отстранены от занимаемых должностей. Но деятельность органов милиции продолжалась, не смотря на серьёзные потери в своих рядах. Продолжало работать и моё новое подразделение.

Как известно, наука призвана обеспечивать работу практиков, дополняя её и улучшая её деятельность. Исходя из этих соображений, наш отдел решил поднять профилактику на новый, более высокий уровень, поскольку некоторый опыт работы в этих вопросах у нас уже был. Пока решался вопрос о передаче службы участковых инспекторов заместителю начальника органов внутренних под его непосредственное руководство, мы решили этот вопрос вынести на обсуждение руководителей подразделений. Сказано сделано. Совместно со старшим научным сотрудником была разработана соответствующая программа иссследования, разработана анкета, опросный лист и определён круг респондентов.

Всё по методике исследования науки -Социология. Исследование провели в кратчайшие сроки и подготовили соответствующий документ-справку о результатах проведённого исследования. И отправили её в Министерство по инстанции. Её дальнейшая судьба нас мало интересовала, поскольку в справке мы обобщили мнения руководителей по данному вопросу и свой вывод-профилактическую службу нужно совершенствовать, а не предавать забвению её положительный опыт, который надо использовать.


В ходе беседы нового Министра с руководителями подразделений министерства, он поинтересовался, каким образом будет строится в дальнейшем работа участковых инспекторов милиции. При этом, он спросил: -Какие имеются наработки по этому вопросу у руководителя службы участковых инспекторов Союза. Министру была передана наша справка о результатах проведённого исследования, в которой сообщалось мнение руководителей подразделений по этому вопросу. Прочитав её, Министр пришёл в неописуемую ярость. Как же так, какие-то научные работники посмели противопоставить его указанию свои выводы о нецелесообразности разрушения системы профилактической службы. Он уже подписал приказ о передаче участковых инспекторов под непосредственное руководство заместителю начальника подразделения. А его пытаются учить, как организовать работу.

И пошло, и понеслось. Началась проверка и поиск "козлов" отпущения. Их, конечно, быстро нашли в лице разработчиков инструментария, их руководителя и заместителя руководителя Академии. Последнего отправили на пенсию, начальнику объявили выговор, старшему научному сотруднику объявили служебное несоответствие, а меня решили проработать на партийном собрании.

Сотрудников института пригласили в Ленинскую комнату и объявили о начале "судилища". Это выглядело весьма странно, поскольку процедуру исследования мы не нарушили. Результаты исследования не подтасовывали, лишь обобщили результататы опроса руководителей крупных подразделений милиции. Судя по лицам присутствующих, разговорах о своём, было ясно, что этот формализм в угоду новому Министру, их волновал не более, чем вспышки на солнце.

Заместитель института долго говорил о своей встрече с Министром, который по достоинству оценил его научный труд, осудил наш необдуманный шаг, по поводу "ревизии" приказа Министра. Затем мне последовало приглашение выйти на трибуну для объяснения по данному факту. Я был последним в числе "обречённых" на наказание и поэтому мер ко мне ни каких принято не было. Всё-таки моя принадлежность к Коммунистической партии в этом случае, сыграла свою положительную роль.

 По истечении трёх месяцев, старший научный сотрудник был восстановлен в прежней должности. Но это не справедливое наказание серьёзно подорвало его здоровье, он не дожил и до шестидесяти лет.

Спустя двадцать лет, за рюмкой чая, я вспомнил этот случай в присутствии руководителя, устроившего "судилище". Это ему очень не понравилось.


Рецензии