Тамбовский витий

                « Тамбовский  витий»
           (Протоиерей Сладкопевцев Иван Максимович
             родом из Уварово).
Память о человеке, как свет далёкой, затерянной в мироздании, чуть видимой звезды. Льётся он через годы, пространство, события. Вспоминаешь, читаешь редко сохранившиеся документы, скромные записи его сверстников и в мыслях, фантазии возвращаешься к  ставшему тебе дорогим, человеку. И свет подобный зовёт  больше узнать, понять, представить жизнь славного земляка.
«Тамбовская энциклопедия» сообщает:»…Сладкопевцев Иван Максимович (1824 – 1887), церковный деятель, педагог. Сын причетника села Уварово…»
Скупые строчки о большом, мудром человеке.
Долго искал сведения о нём. С помощью сотрудников  библиотек Тамбовской областной  имени А.С.Пушкина и  Тамбовской епархии удалось найти скупые сведения  его неординарной жизни.
В 1848 году закончил Тамбовскую духовную семинарию. Как лучший выпускник был рекомендован для дальнейшего обучения в Петербургскую духовную академию.
 По окончании её протоиерей магистр Сладкопевцев становится преподавателем в Нижегородской духовной семинарии. Спустя несколько лет родная Тамбовщина  настойчиво позвала к себе и Иван Максимович около тридцати лет, до конца своей жизни работает ,в Тамбовской духовной семинарии.
Для России это было непростое время. И в наглухо закрытые стены семинарий проникают отзвуки Французской революции, идеи Робеспьера и Марата, начинающегося революционного брожения в России, трагедия Крымской войны, произведения далеко не церковного содержания Некрасова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова – Щедрина, только появившихся и у всех на слуху революционных демократов с их часто «богомерзкими» идеями.
Немало народовольцев вырастало в стенах самих семинарий.
На все  животрепещущие проблемы, тревожащие умы семинаристов, истинным преподавателям было необходимо искренне и честно отвечать. Это было нелегко!
Прокурор Синода К.Победоносцев строго следил, что читают из светской литературы семинаристы, изживал из семинарий «дух вольнодумства». Издал циркуляр, где предписывал какие журналы могут выписывать и получать семинарии.
Учебный процесс часто и скрупулёзно проверялся самыми разными ревизорами. Семинаристов старались всеми способами отгородить от разливающейся по России крамолы.
Иван Максимович всегда был любимым и уважаемым  учителем, кладезем мудрости для молодых, любознательных умов. Он умело и мужественно преодолевал всевозможные цензурные, запретительные рогатки Громко и честно говорил о жизни, бушующей за стенами семинарии.…
Что вызывало неудовольствие у всяких руководителей.
В феврале 1986 года  в « Тамбовской правде» Евстахий Начас, известный поэт на Тамбовщине, писал об Иване Максимовиче: » В духовной семинарии, после окончания Петербургской духовной академии Сладкопевцев преподавал языки, логику, психологию….»
Свои предметы Иван Максимович знал в совершенстве, умел доходчиво объяснить слушателям, увлечь их так, что науки  скучные превращались в интересные, познаваемые и востребованные любознательным семинаристом..
У Ивана Максимовича никогда не было не успевающих учеников, за несправедливо  обиженного  семинариста вставал горой. Любили его семинаристы, в перерывах занятий толпами ходили за ним по коридорам. Частенько заглядывали в его маленькую квартиру.
В Нижегородской семинарии с ним познакомился молодой семинарист Николай Добролюбов. Сладкопевцев сразу произвёл на него  яркое, на всю жизнь запомнившееся впечатление. А молодой преподаватель рассмотрел в скромном, застенчивом юноше большое дарование, острый ум, умение наблюдать и анализировать жизнь.
19 ноября 1852 года Добролюбов записывает в своём дневнике о  любимом учителе: » Во мне всегда мысль о его достоинствах возбуждала благородное чувство и стремление к подражанию, и я с новой силой, с новой энергией принимался за дело, и ум мой как будто прояснялся, и терпение возрастало, и всё существо моё оживлялось и возвышалось, и какое – то священное одушевление разливалось во мне и поддерживало меня в моих занятиях»
Вот что значит истинный, талантливый, добросердечный учитель! Смелый учитель, не уходящий от ответов на самые злободневные вопросы молодёжи. А она и в стенах семинарии хотела жить, знать, понимать, куда идёт Россия, какие новые ветры дуют за её стенами.
Протоиерей Сладкопевцев И.М. и семинарист Николай Добролюбов стали  друзьями, упорными в поисках истины, правды, человеколюбия.
Часто после напряжённых утомительных  занятий  застенчивый Добролюбов спешил на квартиру к Ивану Максимовичу и при жарко дышащем самоваре велись долгие беседы на самые злободневные темы. Обсуждались мировые события, дела в России, в литературе, театре, науке.
Совсем не случайно, будущий воинствующий материалист Николай Александрович Добролюбов видел в нём лучшего из людей, чуть ли не идеал человека, и избрал его предметом своего восторженного почитания.
Известный советский литературовед, тамбовчанин В.В. Жданов написал замечательную книгу о Н.А. Добролюбове, она выходила в серии «ЖЗЛ», трижды переиздавалась.
В книге есть тёплые отзывы и о нашем земляке, уваровце Николае Максимовиче Сладкопевцеве
В. Жданов 7 августа 1980 года писал в «Тамбовской правде»:»Среди многих других имён не должно быть забыто также имя Ивана Максимовича Сладкопевцева…Может быть, мы ничего не знали бы об этом человеке, если бы не одно обстоятельство: случилось так, что судьба свела его с юным Добролюбовым…»
Дружба между этими двумя великими людьми не угасла, и когда Иван Максимович переехал в Тамбов, а Добролюбов по совету Ивана Максимовича поступил учиться в Петербургский педагогический институт.
Между ними шла регулярная переписка. В Тамбове Иван Максимович выписывал некрасовский  журнал "Современник", подвергавшийся преследованию и властей, и цензуры и в стенах семинарии считавшийся крамольным.
Это было гражданской смелостью Ивана Максимовича. Но он шёл на риск, ему был нужен журнал. В нём стал сотрудничать Добролюбов, его ученик.
Сладкопевцев, что называется, с карандашом в руках читал статьи: » Что такое обломовщина ? », «Луч света в тёмном царстве», « Когда же придёт настоящий день?».
В письмах они подробно обсуждались. Иван Максимович гордился своим учеником.
Высокую оценку Сладкопевцеву и его роли в идейном становлении революционного критика Добролюбова дал Н.Г.Чернышевский:» Мы можем решительно утверждать, что он по своему уму и характеру был действительно человек, достойный уважения и любви».
«Современник» за 1862 год опубликовал работу Чернышевского Н.Г. « Материалы для биографии Добролюбова». В них отведено достойное место и высоко ценится роль Сладкопевцева в становлении критика и выдающегося человека Н.А.Добролюбова.
Иван Максимович больно воспринял раннюю смерть своего любимого ученика. Скорбел, стремился принять участие в увековечивании его памяти.
4 апреля 1862 года Сладкопевцев направил из Тамбова в Петербург на имя Чернышевского пространное письмо, к которому приложил свои воспоминания о Добролюбове, а также некоторые письма и неизданные дневниковые записи своего бывшего питомца. Впервые эти материалы увидели свет в советское время в 1936 году(« Литературное наследство» т.т. 25 – 26).
Разные люди, знавшие или писавшие об Иване Максимовиче, не однозначно оценивают влияние священнослужителя Сладкопевцева на юношу Добролюбова.
И это понятно, они исповедовали разные, нередко противоположные взгляды на сущность мира. Однако это не мешало им быть истинными друзьями до конца ранней смерти Добролюбова.
Добролюбов в редкой записи в своём дневнике того времени не обращается к личности своего кумира.
« Кумир души моей, мой идеал, мой добрый гений» - так он обращается к нему в своих записях.
Посвящает ему « Сонет» и « Первое впечатление», датированные январём 1853 года.
            « И уносишься невольно
                К Вам тревожною мечтой,-
                И как мне бывает больно,
                Что Вас нет уже со мной…»
В дневнике пятнадцатилетнего семинариста появились по -  юношески восторженные и искренние стихи:
                «Явились вы – душа
                пришла в волненье,
                За вами я восторженно
                следил;
                Ваш разговор и каждое
                Движенье
                Я проследил, заметил,
                Заучил…»               
Пожалуй, самую объективную оценку взаимоотношений этих незаурядных людей дал  Николай Гаврилович Чернышевский.
Дружба со Сладкопевцевым была полезна для Добролюбова, « укрепляя в младшем друге добрые чувства, помогая юноше твёрдо выносить печаль, составлять благоразумные планы» - писал позднее Николай Гаврилович.
Очевидно, дружба была взаимнополезна. Искренняя дружба не может быть односторонней. Ивану Максимовичу, человеку мудрому и любознательному, дружба помогала лучше, объективнее понять устремления новых течений в молодёжной среде.
« Мы можем решительно утверждать, что он по своему уму и характеру был действительно человек достойный уважения и любви…» ( Чернышевский).
Сохранились и воспоминания коллег Ивана Максимовича о нём:» Говорил он чисто, отчётливо и голос его обладал таким свойством, что слышавший его, хотя однажды, кажется, не забывал всю жизнь». Его отличали глубокие религиозные знания и прекрасные ораторские способности. На его проповеди в тамбовских церквях собиралось громадное число слушателей. Тексты этих выступлений часто печатали местные газеты
Современники называли его «тамбовский витий», вкладывая в это глубокое уважение и восторг личностью Сладкопевцева.
История взаимоотношений Добролюбова и Сладкопевцева, людей с разными убеждениями, и теперь показывает  как мы должны быть взаимотерпимы , ( по современному – толерантны). Какое глубокое воздействие на юношество и молодёжь может оказать нравственный авторитет, душевная чистота и эрудиция наставника, старшего друга и учителя в самом уважительном отношении  к  этой профессии.
Иван Максимович был активной, творческой личностью. Являлся членом Тамбовского церковно – исторического комитета, Автор  многих статей  религиозно – нравственного содержания в « Тамбовских епархиальных ведомостях».
Им был собран большой краеведческий материал, в основном о священнослужителях, истории храмов на Тамбовщине.
« Лишь трое из всех преподавателей, поступивших в семинарию в конце 1840 – начале 1850 годов, прослужили в ней до своей отставки» - пишет в наши дни епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий.
Среди них протоиерей магистр Иван Максимович Сладкопевцев…
В 1876 году Тамбовская семинария ревизором из Петербурга подвергалась скрупулёзной проверке. Знания учеников Сладкопевцева получили одобрение проверяющего. А самому преподавателю было сделано замечание за увлечение современной модной философией.
Без малого полувековое служение на благородной педагогической ниве Иваном Максимовичем  воспитано, дан старт в жизнь многим и многим достойным людям. К сожалению, в памяти людей имена известных людей в истории России никак не связываются с именем их учителя Сладкопевцева.
Нет у нас такой моды! А жаль!...
Прошли годы и годы. Наступили времена безбрежного атеизма и стали считать, что в жизни церкви, «опиума народа» не было достойных людей. И многие славные и праведные были забыты, превратились в еле заметный проблеск далёкой звезды.
Так же, как и теперь, в начавшемся возвращении к церкви, не видят светлого  и в недавней советской власти.
Вот так и живём, устремляясь от одного берега к другому без ориентиров и духовно разоружёнными людьми.
Размышляя над судьбой простого, но мудрого учителя семинарии, невольно задумываешься, как часто  в Росси рухнувшее время погребает под собой и ложное прошлое и светлое настоящее.
Иван Максимович не дожил около полувека, когда в России начались жестокие, скорбные годы политических репрессий. Пострадали и священнослужители.
В 2007 году издана книга « Тамбовский мартиролог», где имена около 600 самых разных служителей церкви, от епископа до уборщицы, репрессированных. Около половины были расстреляны, остальные отбывали «наказание» в « местах не столь отдалённых».
Это наша общая народная вина перед церковью православной…
Сладкопевцев несомненно относился к  редкому, от того и дорогому типу людей, которые знают свою правду и больше всего бояться провиниться, изменить своей годами выстраданной правде.
Жаль, нам теперь, очевидно, уже не отыскать его горячих проповедей. Слушать их в те далёкие годы собирались в храмах сотни людей. Многим они на всю жизнь западали в душу….
Ивану Максимовичу Сладкопевцеву  исполнилось бы 190 лет со дня рождения. Мало сохранила наша Тамбовская земля сведений о нём. Но человек, звавший молодёжь, свою паству к вечному, возвышенному, доброму и справедливому не должен быть забыт. Человек не уходит, пока мы его помним. А помним мы за добрые дела.
     Май 2014 года.                Алексей  ЕВДОКИМОВ.
                Благодарю библиотекаря Тамбовской областной библиотеки имени А.С.Пушкина
Ермакову О.В. за помощь в отыскании материала, библиотеку Тамбовской епархии.
Литература:
Тамбовская энциклопедия. Стр.537
В.А. Аленова, Ю.А.Мизис. « История Тамбовского краеведения ».2002 г., стр.22
Начас Е.» Воинствующий материалист». « Тамбовская правда» 1986 год,11 февраля.
Жданов В « Добролюбов» ЖЗЛ, 1961 г.
Жданов В. «Мой обожатель Добролюбов» « Тамбовская правда».1980 г., 7 августа.
Киперман А. « Вас нет уже со мной…» « Тамбовская правда», 1970 г., 1 сентября.
« Тамбовский мартиролог» 2077 год.


Рецензии