М. Оппенгейм-еврейский художник, продолжение 3
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
В 1819 г. в Берлине было основано «Общество культуры и науки евреев» – кружок еврейских студентов, поклонников Гегеля. Они поставили себе целью формирование «Науки о еврействе», в которой они видели путь к вхождению евреев в европейскую культуру. Среди членов кружка было много будущих знаменитостей, например – ГЕНРИХ ГЕЙНЕ.
Многие видели портрет Генриха Гейне, написанный Оппенгеймом в 1830 году. Молодой поэт был проездом во Франкфурте, и художник уговорил его позировать.
Сам Гейне считал портрет удавшимся, одобрял за сходство.
Спустя 20 лет поэт обратился к Оппенгейму с просьбой позволить его другу и доверенному лицу сделать гравюру с портрета.
Правда, истинным лидером «Общества культуры и науки евреев» был близкий друг Оппенгейма ЛЕОПОЛЬД ЦУНЦ (1794-1886). Он создал "научный иудаизм", который расшатал средневековые стереотипы христианских представлений об евреях.
Цунц доказал, что ортодоксальный ритуал, практиковавшийся в гетто, не был извечной формой иудейского ритуала. Этот ритуал был продиктован особыми условиями жизни.
Портреты: «Доктор Саломон Штибель председатель масонской ложи», 1828. Саломон Штибель (1792-1868), врач ; «Розалия Генриэтта Штибель, урожденная Охс»
Оппенгейм написал также портрет незаурядного публициста и писателя КАРЛА ЛЮДВИГА БЁРНЕ (нем. Karl Ludwig B;rne, наст. имя Иуда Лейб Барух, нем. Juda L;b Baruch (1786 — 1837). Он происходил из знаменитой франкфуртской семьи еврейских банкиров. Детство провёл во франкфуртском гетто.
С 1803 г. изучал право в Галле и Гейдельберге. В 1808 г. получил степень доктора в Гисенском университете. Бёрне был поборником эмансипации евреев.
В 1818 г. он перешёл в лютеранство и принял имя Людвиг и основал журнал «Ди ваге». Бёрне считается наиболее значительным после Гейне немецким писателем-евреем XIX в., он - один из создателей жанра фельетона. В 1830 году Бёрне вынужден был переехать в Париж, где считался признанным лидером политической эмиграции.
Бёрне и Гейне были противниками в мировоззрениях, постоянно полемизировали.
Возможно, Мориц Оппенгейм не вникал глубоко в суть их споров, но знакомство с обоими характеризует его, как человека, причастного к интеллектуальной жизни Германии.
Еврейский вопрос всегда занимал Бёрне. По его мнению, самым существенным вкладом еврейства в мировую цивилизацию было то, что оно породило высокие идеалы христианства. Бёрне считается наиболее значительным после Генрих Гейне немецким писателем-евреем XIX в.
АФОРИЗМЫ КАРЛА ЛЮДВИГА БЁРНЕ:
Если бы природа имела столько законов, сколько имеет государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
Умный человек не только никогда не скажет ничего глупого, но даже никогда и не услышит ничего глупого.
Философы — не более чем кузнецы, кующие плуги. После них многое ещё должно быть сделано, чтобы получился хлеб.
Первой жанровой картиной на еврейскую тему стало у Оппенгейма полотно маслом «ВОЗВРАЩЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО ДОБРОВОЛЬЦА С ВОЙНЫ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ В РОДНОЙ ДОМ, ЖИВУЩИЙ ПО СТАРЫМ ТРАДИЦИЯМ» (1833). Это выполненное маслом изображение раненого еврейского солдата, вернувшегося домой в Шаббат. Отец солдата отвлекся от древнееврейского текста, чтобы осмотреть металлический крест на груди солдата, очевидный христианский символ. Он делает это с некоторым чувством гордости – ведь такие награды вручают за смелость.
Оппенгейм сознательно напомнил об участии евреев в войне, ибо после ее окончания и решений Венского конгресса 1815 года положение евреев в Германии значительно ухудшилось.
Оппенгейм смог лично прочувствовать это ужесточение официального курса: 25 лет добивался известный художник разрешения властей свободного города Франкфурта считаться его гражданином.
Он подал 10 прошений, они были отклонены на том основании, что он является евреем, не рожденным во Франкфурте. Лишь в 1851 году ему было дано гражданство города, славу которого он приумножил.
Картина «Возвращение добровольца» была приобретена и преподнесена в дар известному поборнику еврейских прав GABRIEL RIESSER (1806 - 1863), издателю журнала «ЕВРЕЙ».
ГАБРИЭЛЬ РИССЕР стал вице-президентом Франкфуртского учредительного парламента в 1848 году. Габриэль Риссер родился 2 апреля 1806 года в Гамбурге в известной раввинской семье.В 1828 году, по окончании юридического факультета Гейдельбергского университета юноша отказался от места приват-доцента в этом университете, так как оно было обусловлено его переходом в христианство.
Риссер обратился к публицистической и общественной деятельности. Он был категорически против обретения евреями равноправия ценой отказа от веры предков. Риссер любил повторять: «Бесчестен сын, стыдящийся своего отца. Бесчестно поколение, стыдящееся своего прошлого!».
Политическим деятелем общегерманского масштаба Габриэль Риссер стал во время революции 1848 года: С трибуны Франкфуртского предпарламента прозвучал на всю страну его призыв к немедленному и полному воплощению в жизнь идеалов правды и справедливости, а 21 декабря того же года было провозглашено, что пользование основными гражданскими и политическими правами не может быть обусловлено или ограничено вероисповеданием.
В 1859 году он был избран в гражданскую палату Гамбурга, где стал одним из заместителей ее председателя,
а в 1860 г. - членом Верховного суда - немыслимое до этого для еврея в Германии положение в судебной иерархии.
Будучи близким другом Риссера, Оппенгейм встречался со многими реформаторами, добивавшимися равноправия евреев, но сам в этом движении активно не участвовал.
«Портрет Баера, Йозефа Буххендлера»,ок 1840.Основатель франкфуртской книжной торговли
Оппенгейм не скрывал своего еврейства, в одном из писем он упоминает, что графиня, в доме которой он оказался гостем, внимательно следит за тем, чтобы ему подавали кошерное.
Эти детали помогают почувствовать, насколько далеко простиралась в ХIХ веке религиозная терпимость в культурных немецких кругах.
Значительных успехов добился Оппенгейм и в области жанровой живописи. Ярким примером тому служат картины «ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН, ИГРАЮЩИЙ ПЕРЕД ГЁТЕ» …или «ВИЗИТ ЛЕССИНГА И ЛАФАТЕРА К МОЗЕСУ МЕНДЕЛЬСОНУ».
На них запечатлены реальные события из жизни исторических лиц.
МОЗЕС МЕНДЕЛЬСОН — еврейско-немецкий философ, толкователь (экзегет) и переводчик библейских текстов, критик, основоположник и духовный вождь движения Хаскала («еврейского просвещения»). Получил прозвище «немецкий Сократ». Идеи Мендельсона оказали огромное влияние на развитие идей немецкого просвещения и реформизма в иудаизме в XIX веке.
ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ ЛЕССИНГ (1729 - 1781) — немецкий поэт, драматург, литературный критик-просветитель. Родился в семье лютеранского пастора. Юношей он написал драму «Евреи», в которой евреи представлены заслуживающими всяческого уважения. Критики нашли невероятным, что среди евреев есть такие просвещённые, благородные люди, как герой Лессинга. Через 5 лет Лессинг познакомился с Мендельсоном и был счастлив убедиться, что образ «благородного еврея» нашёл яркое подтверждение в жизни.
Ещё через 25 лет Лессинг написал пьесу «Натан мудрый», где прототипом для Натана служил Мозес Мендельсон.
ЛАФАТЕР, ИОГАНН КАСПАР (Lavater, Johann Kaspar) (1741–1801), швейцарский теолог, физиогномист и писатель. Был пастором в Цюрихе. Главной заслугой Лафатера является его богато иллюстрированная книга в 4 томах – ФИЗИОГНОМИКА (1775–1778), в которой одна из глав написана Гёте. Мысли о связи внутренней природы человека с мышцами, в особенности лицевыми, в которых она находит свое выражение.
Но Оппенгейма интересовала не только иудаика. Его занимали разнообразные темы: пейзажи, жанровая и портретная живопись, батальные сцены, женская красота.
В своих мастерских работах Оппенгейм предстает истинным европейцем, желающим принадлежать культуре буржуазного общества.
Мориц Оппенгейм «СЦЕНА У ОКНА ПРИ ВЪЕЗДЕ РЕГЕНТА (ПРАВИТЕЛЯ) ВО ФРАНКФУРТ НА МАЙНЕ, 1848».
Мориц Оппенгейм "ЧАСТНЫЙ УЧИТЕЛЬ И ЕГО ДВА СТУДЕНТА".
Свидетельство о публикации №219032101489