М. Оппенгейм-еврейский художник, продолжение 4

МОРИЦ ОППЕНГЕЙМ –ПЕРВЫЙ НЕМЕЦКО-ЕВРЕЙСКИЙ ХУДОЖНИК НОВОГО ВРЕМЕНИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 4).
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Последние 20 лет жизни художника были отданы картинам из серии «ЕВРЕЙСКАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ». Мориц Оппенгейм одним из первых увидел недавнее прошлое немецких евреев в новом свете. Вырвавшийся из гетто, художник запечатлел на полотнах его праздники и будни, радости и печали, а главное - его людей. Мы видим лица, одежду, утварь, даже то, что подано на стол. Эффект присутствия поразительный.
В 1882 г. появился большой том - «Картины традиционной еврейской семейной жизни», с предисловием и комментариями раввина Леопольда Штайна и имеющий название «Картины традиционной еврейской семейной жизни».
Хронологически большинство сцен относятся к последним десятилетиям ХVIII века.
Перед нами проходит жизнь еврейского гетто, которого больше не существует.
В «Истории немецких евреев» Адольфа Когута, появившейся на исходе ХIХ века, отмечено: «Мир теперь с изумлением узнает, что в гетто были не только грязные стены и узкие закоулки, но и бездна поэзии и духовности».

Оппенгейм показывает в своем цикле, который с 1866 года неоднократно переиздавался, несколько идеализированный мир еврейского гетто в Германии, таким, каким он запомнил его с детства. Персонажи его в этих картинах часто лишены индивидуальности, они как бы стандартизированы. Это люди-символы, носители еврейского духа, как это понимал художник и какими он хотел их представить просвещенному миру.

СЕРИЯ СОСТОИТ ИЗ 4-Х ЧАСТЕЙ:
В ПЕРВОЙ - художник изобразил семейные торжества и сцены из религиозных будней еврейского человека от рождения вплоть до бракосочетания.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ посвящается субботе.
СЛЕДУЮЩИЕ 6 КАРТИН ставят в центр изображения самые важные еврейские праздники.
ПОСЛЕДНИЕ 3 КАРТИНЫ выпадают за рамки других частей. Они показывают жизненные ситуации, которые типичны для немецкого еврейства в XIX веке.

Оппенгейму удалось передать прелесть еврейского быта, заинтересовать им тех, кто был далек от еврейства. Тема стала модной. Ее использовали в своих работах и многие другие художники. Но картины Оппенгейма по-прежнему пользовались исключительным успехом. Особенно ценили их в Польше.

ГЕФАТЕР (САНДАК) ОЖИДАЕТ РЕБЕНКА
Важный семейный повод свел вместе людей на этой картине. Это ритуал обрезания (Berit-Mila). Обрезанию подвергаются еврейские младенцы мужского пола на восьмой день после рождения, (однако обряд может совершаться над мужчинами любого возраста).
Эта картина изображает события перед этим действием.  Мы находимся в вестибюле старой синагоги. На специальном стуле сидит гефатер (hebr. Sandak; крестный).
 Сандак - в иудаизме аналог крёстного отца. В момент обрезания он держит младенца на руках. Как правило, в дальнейшем сандак опекает младенца.
Рядом с ним стоит Beschneider (Mohel) в талите. Он исполняет очень важную в иудаизме почетную процедуру. Beschneider смотрит на лезвие его ножа, остроту которого он проверяет в его большом пальце.
Слева - служитель синагоги успокаивает носящихся между тем в вестибюле мальчиков.
В боковом входе синагоги мы видим, как отец с раскрытыми руками ждет, когда кума передаст ему сына.
Рядом с сандаком - мальчик со свечой (J;dischkerz). Она символизирует жизнь и будущее, как для мальчика, так и для еврейской общности. Этому служит также присутствие на картине на переднем плане справа старого еврея в талите и с тфелином на голове, который изучает талмуд, не обращая внимания на окружающих. Мальчик с бокалом для вина стоит рядом с Mohel у входа.
После обрезания будет впервые названо имя ребенка. Теперь ребенок уже находится в союзе с Б-гом и патриархом Авраамом. Как знак этой принадлежности ребенок часто получал несколько капель вина. Маленький праздник достойно завершит окончание обрезания.

ОПРОС. Теперь мы находимся в доме раввина, в его кабинете. Художник изобразил раввина с дочерью и стоящего перед ними ученика. Мы видим часть большой комнаты с большими книжными полками на заднем плане. Ширма (Paravent), на которой висит Tallitbeutel, закрывает часть помещения. На покрытом тяжелой скатертью столе лежит много книг, и стоит маленький букет цветов. Внимательно смотрящий на мальчика раввин сидит в кресле и держит в руке раскрытую книгу.
Он проверяет его учеником знание части талмуда, которое он должен был учить на прошлой неделе. Мальчик стоит перед ним уверенно и небрежно держит руку в кармане брюк. Он  как бы демонстрирует свою уверенность в знании материала. Улыбка дочери раввина, которая тоже внимательно следит за докладом ученика, подтверждает правоту ученика, на это указывает также то, что она уже приготовила тарелку с плодами в качестве вознаграждение для мальчика.

БАР - МИЦВА ДОКЛАД.    
Мальчик достигает религиозного совершеннолетия в тринадцать лет.
Чтобы отметить этот поворотный момент в жизни подростка, ему обычно предоставляют возможность публично выполнить мицву, от исполнения которой он ранее был освобожден; вызывают к Торе, он читает подготовленную заранее драшу - лекцию на религиозную тему. Мальчик произносит небольшую речь о каком-либо фрагменте из Торы. Раввины и другие руководители общины напутствуют мальчика и его родителей, желая им продолжать изучение и выполнение Торы. Главные подарки бар мицве – это еврейские книги.
  Есть традиция продолжать праздник дома в присутствии близких и родственников.   
Мы и находимся после богослужения в гостиной семьи виновника торжества. Стрелки часов на средней стене уже показывают 11.30. Праздничное настроение образует подходящее обрамление для маленького талмудистского доклада – драши мальчика, который положил свою левую руку на фолиант талмуда, правая рука поднята. Взгляд отца  направлен на других гостей, в то время как мать гордо смотрит на сына. Обратите внимание на ручные часы на руке мальчика. Они подарены часы к Bar-Mitzwa, так как он теперь должен следить за временем: начало субботы, высоких праздников, а также утренней молитвы и вечерней молитвы. Все внимательно следят за докладом. Гость из Восточной Европы стоит с закрытыми глазами, опершись руками о спинку стула и благоговейно внимательно слушает мальчика. Готов помочь мальчику  в любой момент стоящий рядом с книгой в реке
Дедушка в кресле также внимательно слушает внука. Рядом сидит младший брат экзаменующегося. На стене над ним висит портрет Фридриха Великого, традиционного для немецких домов в Пруссии. На столе лежат уже обыкновенные к Bar-Mitzwa подарки, книга и шаль молитвы. Кошка следит, как котенок играет с нитями цицита.
Справа  от мальчика с довольным видом уютно устроился гефатер. Слева напротив сидит, подперев голову ученого вида, гость. Доклад, кажется, подходит к концу, и трапеза может вскоре начаться. Одна служанка  в глубине уже держит в руках пирог, а другая вынесла фарфоровые тарелки к празднично накрытому столу.

БРАКОСОЧЕТАНИЕ.
Наша картина показывает ортодоксальное бракосочетание старого времени. Сегодня для всей общины Jom Tow (Хороший день). Вот мы на шумной и веселой свадьбе – взволнованный жених и очаровательная в трепетной своей юности невеста под хупой (под открытым небом, разумеется). Головы молодых покрыты одним покрывалом, что означает – жизнь у них теперь одна на двоих. Празднично одетое свадебное общество собралось в радостном ожидании, чтобы присутствовать на церемонии. И выразительнейшие типажи – родители, гости, зеваки и обязательный скрипач на высоком крыльце, еще не вознесшийся на крышу, но уже яркий образ в этой композиции. Мы будто слышим звуки скрипки, без которой не обходилась ни одна еврейская свадьба.
На переднем плане одетый в традиционный костюм раввин как раз готовится к короткому обращению, после того, как представитель общины огласил Ketubba. На лестнице шутник в манере арлекина, который должен развлекать гостей в течение 7 дней.

СУББОТА (ШАББАТ) - один из основных еврейских праздников, связанных, согласно традиции, с окончанием Сотворения мира Богом и божественным сакральным отдыхом: "И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в день седьмой почил от всего труда своего" (Быт. 2: 3). Соблюдение Субботы - очевидно, одно из древнейших предписаний иудаизма, так как оно встречается в тех частях Пятикнижия, которые многими исследователями считаются наиболее древними (Исх. 23: 12; Исх. 20: 8-11 и др).
Хотя "встреча Шаббат", как и других праздников, совершаетсяь в синагоге, но завершающим этапом освящения Шаббат являлся "Киддуш", произносимый главой семьи дома, за столом, накрытым и украшенным по случаю праздника. И подготовка к празднику осуществляется, в основном, хозяйкой дома, которая готовит праздничные яства и украшает дом и стол, зажигает субботние свечи.
Свет лампы (субботней) освещает комнату Отец входит в комнату, он возвратился домой из синагоги и благославляет бросившихся ему навстречу дочерей, в то время как самый маленький сын с интересом смотрит на польского гостя (Orach), которого отец привел по обычаю домой к этому празднику из синагоги. На стуле сидит мать с грудным ребенком на руках и с удовлетворением смотрит на свою семью. С уютной встречей вечер завершается.

Продолжение следует...


Рецензии