М. Оппенгейм-еврейский художник, продолжение 4
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Последние 20 лет жизни художника были отданы картинам из серии «ЕВРЕЙСКАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ». Мориц Оппенгейм одним из первых увидел недавнее прошлое немецких евреев в новом свете. Вырвавшийся из гетто, художник запечатлел на полотнах его праздники и будни, радости и печали, а главное - его людей. Мы видим лица, одежду, утварь, даже то, что подано на стол. Эффект присутствия поразительный.
В 1882 г. появился большой том - «Картины традиционной еврейской семейной жизни», с предисловием и комментариями раввина Леопольда Штайна и имеющий название «Картины традиционной еврейской семейной жизни».
Хронологически большинство сцен относятся к последним десятилетиям ХVIII века.
Перед нами проходит жизнь еврейского гетто, которого больше не существует.
В «Истории немецких евреев» Адольфа Когута, появившейся на исходе ХIХ века, отмечено: «Мир теперь с изумлением узнает, что в гетто были не только грязные стены и узкие закоулки, но и бездна поэзии и духовности».
Оппенгейм показывает в своем цикле, который с 1866 года неоднократно переиздавался, несколько идеализированный мир еврейского гетто в Германии, таким, каким он запомнил его с детства. Персонажи его в этих картинах часто лишены индивидуальности, они как бы стандартизированы. Это люди-символы, носители еврейского духа, как это понимал художник и какими он хотел их представить просвещенному миру.
СЕРИЯ СОСТОИТ ИЗ 4-Х ЧАСТЕЙ:
В ПЕРВОЙ - художник изобразил семейные торжества и сцены из религиозных будней еврейского человека от рождения вплоть до бракосочетания.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ посвящается субботе.
СЛЕДУЮЩИЕ 6 КАРТИН ставят в центр изображения самые важные еврейские праздники.
ПОСЛЕДНИЕ 3 КАРТИНЫ выпадают за рамки других частей. Они показывают жизненные ситуации, которые типичны для немецкого еврейства в XIX веке.
Оппенгейму удалось передать прелесть еврейского быта, заинтересовать им тех, кто был далек от еврейства. Тема стала модной. Ее использовали в своих работах и многие другие художники. Но картины Оппенгейма по-прежнему пользовались исключительным успехом. Особенно ценили их в Польше.
ГЕФАТЕР (САНДАК) ОЖИДАЕТ РЕБЕНКА
Важный семейный повод свел вместе людей на этой картине. Это ритуал обрезания (Berit-Mila). Обрезанию подвергаются еврейские младенцы мужского пола на восьмой день после рождения, (однако обряд может совершаться над мужчинами любого возраста).
Эта картина изображает события перед этим действием. Мы находимся в вестибюле старой синагоги. На специальном стуле сидит гефатер (hebr. Sandak; крестный).
Сандак - в иудаизме аналог крёстного отца. В момент обрезания он держит младенца на руках. Как правило, в дальнейшем сандак опекает младенца.
Рядом с ним стоит Beschneider (Mohel) в талите. Он исполняет очень важную в иудаизме почетную процедуру. Beschneider смотрит на лезвие его ножа, остроту которого он проверяет в его большом пальце.
Слева - служитель синагоги успокаивает носящихся между тем в вестибюле мальчиков.
В боковом входе синагоги мы видим, как отец с раскрытыми руками ждет, когда кума передаст ему сына.
Рядом с сандаком - мальчик со свечой (J;dischkerz). Она символизирует жизнь и будущее, как для мальчика, так и для еврейской общности. Этому служит также присутствие на картине на переднем плане справа старого еврея в талите и с тфелином на голове, который изучает талмуд, не обращая внимания на окружающих. Мальчик с бокалом для вина стоит рядом с Mohel у входа.
После обрезания будет впервые названо имя ребенка. Теперь ребенок уже находится в союзе с Б-гом и патриархом Авраамом. Как знак этой принадлежности ребенок часто получал несколько капель вина. Маленький праздник достойно завершит окончание обрезания.
ОПРОС. Теперь мы находимся в доме раввина, в его кабинете. Художник изобразил раввина с дочерью и стоящего перед ними ученика. Мы видим часть большой комнаты с большими книжными полками на заднем плане. Ширма (Paravent), на которой висит Tallitbeutel, закрывает часть помещения. На покрытом тяжелой скатертью столе лежит много книг, и стоит маленький букет цветов. Внимательно смотрящий на мальчика раввин сидит в кресле и держит в руке раскрытую книгу.
Он проверяет его учеником знание части талмуда, которое он должен был учить на прошлой неделе. Мальчик стоит перед ним уверенно и небрежно держит руку в кармане брюк. Он как бы демонстрирует свою уверенность в знании материала. Улыбка дочери раввина, которая тоже внимательно следит за докладом ученика, подтверждает правоту ученика, на это указывает также то, что она уже приготовила тарелку с плодами в качестве вознаграждение для мальчика.
БАР - МИЦВА ДОКЛАД.
Мальчик достигает религиозного совершеннолетия в тринадцать лет.
Чтобы отметить этот поворотный момент в жизни подростка, ему обычно предоставляют возможность публично выполнить мицву, от исполнения которой он ранее был освобожден; вызывают к Торе, он читает подготовленную заранее драшу - лекцию на религиозную тему. Мальчик произносит небольшую речь о каком-либо фрагменте из Торы. Раввины и другие руководители общины напутствуют мальчика и его родителей, желая им продолжать изучение и выполнение Торы. Главные подарки бар мицве – это еврейские книги.
Есть традиция продолжать праздник дома в присутствии близких и родственников.
Мы и находимся после богослужения в гостиной семьи виновника торжества. Стрелки часов на средней стене уже показывают 11.30. Праздничное настроение образует подходящее обрамление для маленького талмудистского доклада – драши мальчика, который положил свою левую руку на фолиант талмуда, правая рука поднята. Взгляд отца направлен на других гостей, в то время как мать гордо смотрит на сына. Обратите внимание на ручные часы на руке мальчика. Они подарены часы к Bar-Mitzwa, так как он теперь должен следить за временем: начало субботы, высоких праздников, а также утренней молитвы и вечерней молитвы. Все внимательно следят за докладом. Гость из Восточной Европы стоит с закрытыми глазами, опершись руками о спинку стула и благоговейно внимательно слушает мальчика. Готов помочь мальчику в любой момент стоящий рядом с книгой в реке
Дедушка в кресле также внимательно слушает внука. Рядом сидит младший брат экзаменующегося. На стене над ним висит портрет Фридриха Великого, традиционного для немецких домов в Пруссии. На столе лежат уже обыкновенные к Bar-Mitzwa подарки, книга и шаль молитвы. Кошка следит, как котенок играет с нитями цицита.
Справа от мальчика с довольным видом уютно устроился гефатер. Слева напротив сидит, подперев голову ученого вида, гость. Доклад, кажется, подходит к концу, и трапеза может вскоре начаться. Одна служанка в глубине уже держит в руках пирог, а другая вынесла фарфоровые тарелки к празднично накрытому столу.
БРАКОСОЧЕТАНИЕ.
Наша картина показывает ортодоксальное бракосочетание старого времени. Сегодня для всей общины Jom Tow (Хороший день). Вот мы на шумной и веселой свадьбе – взволнованный жених и очаровательная в трепетной своей юности невеста под хупой (под открытым небом, разумеется). Головы молодых покрыты одним покрывалом, что означает – жизнь у них теперь одна на двоих. Празднично одетое свадебное общество собралось в радостном ожидании, чтобы присутствовать на церемонии. И выразительнейшие типажи – родители, гости, зеваки и обязательный скрипач на высоком крыльце, еще не вознесшийся на крышу, но уже яркий образ в этой композиции. Мы будто слышим звуки скрипки, без которой не обходилась ни одна еврейская свадьба.
На переднем плане одетый в традиционный костюм раввин как раз готовится к короткому обращению, после того, как представитель общины огласил Ketubba. На лестнице шутник в манере арлекина, который должен развлекать гостей в течение 7 дней.
СУББОТА (ШАББАТ) - один из основных еврейских праздников, связанных, согласно традиции, с окончанием Сотворения мира Богом и божественным сакральным отдыхом: "И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в день седьмой почил от всего труда своего" (Быт. 2: 3). Соблюдение Субботы - очевидно, одно из древнейших предписаний иудаизма, так как оно встречается в тех частях Пятикнижия, которые многими исследователями считаются наиболее древними (Исх. 23: 12; Исх. 20: 8-11 и др).
Хотя "встреча Шаббат", как и других праздников, совершаетсяь в синагоге, но завершающим этапом освящения Шаббат являлся "Киддуш", произносимый главой семьи дома, за столом, накрытым и украшенным по случаю праздника. И подготовка к празднику осуществляется, в основном, хозяйкой дома, которая готовит праздничные яства и украшает дом и стол, зажигает субботние свечи.
Свет лампы (субботней) освещает комнату Отец входит в комнату, он возвратился домой из синагоги и благославляет бросившихся ему навстречу дочерей, в то время как самый маленький сын с интересом смотрит на польского гостя (Orach), которого отец привел по обычаю домой к этому празднику из синагоги. На стуле сидит мать с грудным ребенком на руках и с удовлетворением смотрит на свою семью. С уютной встречей вечер завершается.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №219032101502