М. Оппенгейм-еврейский художник, продолжение 5
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Это заключительная часть, посвященная еврейскому художнику Морицу Оппенгейму
ПЕСАХ, - самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории - с Исходом из египетского рабства около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю.
Празднование начинается 14 нисана вечером, когда вся семья и гости, пришедшие в дом, собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду - историю Исхода евреев из Египта. Пасхальный трапеза, седер, («порядок» на иврите) проводится в определенном, строго установленном порядке, где каждому действию отведено свое место и свое время.
Праздничная трапеза в миллионах еврейских семей во всех странах мира на протяжении веков, с соблюдением одних и тех же обычаев - это удивительное явление, помогающее понять, как удалось евреям остаться единым народом в условиях многовекового рассеяния
Еврейская пасха - апогей домашних семейных праздников.
Данная картина отражает конец Seders. Мать и дочь слушают отца при оглашении последней части Pessach-Haggada. Оба мальчика (справа в картине) уже выглядят несколько усталыми от длинного праздника.
Перед всеми лежит Haggada и на середине стола стоит тарелка Seder с характерными для праздника продуктами. Также большой серебряный бокал для пророка Элии, предвестника Мессии не забыт. В ожидании его сын (на заднем плане) только что открыл дверь.
На буфете стоят 4 бутылки вина, они символизируют 4 бокала вина, которые каждый участник должен выпить этим вечером. В конце праздника всеми гостями провозглашается позже изречение "Следующий год - в Иерусалиме" («Лешана абаа бирушалаим!»). Слова («В следующем году — в Иерусалиме!») завершают текст Пасхальной Агады (то есть — рассказа об Исходе из Египта) Праздник завершается с песнями к Песах.
НАКАНУНЕ СУДНОГО ДНЯ.
«Йом-Кипу;р», или «Судный День» (Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния). Йом-Кипур считается наиболее святым и торжественным днём в году, его основная тема — искупление и примирение. Согласно религиозным предписаниям, в этот день запрещены не только работа (как в субботу и в другие праздники), но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики и т. д. Пост обычно начинается за полчаса до захода солнца кануна праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки. Пост в Йом-Кипур соблюдают и многие светские евреи, обычно не соблюдающие другие религиозные законы. Среди традиций, принятых даже в светской среде накануне Йом-Кипура — пожелание «хорошей записи» (в Книге Жизни) — «гмар хатима това», «лёгкого поста» и обычай просить прощения у всех.
На нашей картине мы смотрим на дествие как бы из внутренней части синагогчерез главный портал наружу на улицу (гетто). Во внутренней части здания уже зажжены свечи в честь праздника, а также в память умерших.
Мужчины одеты в традиционную белую одежду Kittl и матерчатую обувь. Женщины также одеты в светлое. Перед входом в центре прощается с рукопожатием молодая пара. «До встречи» - как бы говорит жест женщины, прежде чем она поднимется по лестнице в женскую часть на балкон. Несколько женщин уже на лестнице. На переднем плане молящийся мужчина с поклоном спускается по ступеням. Его сопровождают два мальчика с молитвенниками в руках. Справа на входе мы замечаем двух мужчин, которые приветствуют друг друга. Перед ними сидит уже углубленный в молитву пожилой мужчина с мальчиком, вероятно, его сыном или внуком. Справа мальчик целует руку старого мужчины. Перед ними - отец с сыном - в радостном ожидании начала богослужения.
СУККОТ.
Еврейский праздник кущей, Суккот, начинается на 15-й день нового года (15 тишрея) и продолжается 7 дней. Это время, когда земледельцы, завершив сбор урожая, могут отдохнуть до первых дождей. Слово «сукка» переводится как «шатер», или «шалаш», или «кущи.
Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений, например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Эрец-Исраэль, обрабатывал эту землю и радовался плодам, которые она дарила. Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.
В Суккот выполняют особый ритуал - «вознесение лулава», листа пальмы, входящего в набор из четырех растений, так и все растения вместе, которые символизирует определенный тип людей. Этрог (вкус, и запах), - это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы (плод сладкий, но без запаха) - это евреи, знанием Тору, но не совершающие добрых дел. Мирт - растение несъедобное, но приятно пахнущее - это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива (ни вкуса, ни запаха) - это евреи, которые не знают Тору и не делают добра. И все-таки Бог всех евреев соединил в один букет - один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга.
Согласно другому толкованию, каждое из растений - определенная ча.сть человеческого тела. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.
ХАНУКА (освящение, обновление).
Восстание Маккавеев (Хасмонеев) вспыхнуло в 167 году до н. э.. против сирийского царя Антиоха IV Эпифана, разрушившего в 170 году до н. э. Иерусалимский храм.
В 164 году до н. э. восставшие освободили Иерусалим и Храм, в котором на 3 года была прервана храмовая служба. Когда Маккавей и его воины очистили Храм, они не смогли найти чистое масло, чтобы зажечь менору и освятить Храм. Нашёлся только один кувшинчик с маслом, запечатанный печатью первосвященника, и в нём масла было достаточно только на один день; тогда случилось чудо – его хватило на восемь дней [нужные для приготовления нового].
В память об этом чуде - праздник Хануки.
В ашкеназской традиции на этот праздник принято давать детям деньги (т. н. ха;нике-гелт), готовить картофельные ла;ткес или ло;ткес) и играть в специальный ханукальный волчок - дрейдл, ивр.; севивон).
На нашей картине мы наблюдаем вечернюю домашнюю идиллию. В двух помещениях собралась семья со всеми родственниками. Мальчик у окна справа говорит, очевидно, благодарственную молитву, так как он держит молитвенник в руке. Отец, мать и сестры смотрят его.
Другие персонажи отдыхают: они курят глиняные трубки, играют в шахматы и в карты. На переднем плане дети играют в дрейдл. Это - четырёхугольный волчок с еврейскими буквами. Буква, которая оказывается сверху, показывает выигрыш. «Нун» — первая буква слова «нес», «чудо» никто не выигрывает. «Гимел» — первая буква слова «гадоль», «большой» - банк получает пускающий. «Хэй» — первая буква слова «hайя», «было» - пускающий получает полбанка. «Пэй» («шин») — первая буква слова «по», «тут» - пускающий снова ставит на кон. Играть принято на мелкие монетки (а также на яблоки или орехи).
Дрейдл -, с которым по традиции играют дети во время еврейского праздника Ханука. На каждой стороне дрейдла написана еврейская буква: нун, гимел, hей и шин. Это начальные буквы слов в предложении «Нес гадоль hайя шам» — «Чудо великое было там». В Израиле вместо буквы шин написана буква пей — «Нес гадоль hайя по» — «Чудо великое было здесь».
ГОДОВЩИНА СМЕРТИ.
Йорцайт - годовщина смерти. В первый год йорцайт отмечают в годовщину похорон, а не смерти. Вечером, накануне дня йорцайт зажигают свечу или масляный светильник, или специальный электрический светильник. Свеча или светильник должны гореть в течение суток, до следующего вечера (до выхода звезд). Читают Кадиш и подборку псалмов Посещают могилу. Дают цдаку, чтобы она была засчитана в заслугу умершему.
У древних евреев такими днями были 3, 7, 14, 30, 40 и день кончины. В христианской церкви - 3-й, 9-й и 40-й по кончине умершего и день самой смерти.
Картина показывает сцену из времен битвы при W;rth в 1870 году на немецко-французской войне. Мы видим частично разрушенное помещение. Здесь собрано 10 солдат. В предыстории сцены известно, что военный врач встретил раненого солдата и спрашивал его, что он ищет. "Еврея", - отвечал солдат. "Вы нашли его во мне", - отвечал врач. Раненый тогда просит его следовать за ним, так как он хочет совершать поминальную молитву в годовщину смерти своего отца. Он никогда еще не пропустил ее. Не хватало для этого десятого мужчины. Врач принимает участие в богослужении.
Через открытое окно - 2 христианские женщины, смотрят на странный для них спектакль.
На шкафу слева - фигура Наполеона, наряду с этим – островерхая каска. Солдаты собрались в перерыв между боями. Свои ранцы они сложили, где попало.
Солдат в середине возложил вокруг плеч Tallit. Он совершает обряд по случаю дня смерти его отца. На комоде - зажженная поминальная свеча. Теперь он произносит Kaddisch, как это скорбящие должны делать в день годовщины.
В этой картине картины - двойной смысл: С одной стороны, евреям лишь с 1864 года было позволено служить отечеству солдатом, что символизирует эмансипацию в гражданском обществе. С другой стороны они, следуя гражданскому долгу службы отечеству, демонстрируют вместе с тем сохранение еврейских обычаев и традиций.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОБРОВОЛЬЦА.
Это последняя картина данного цикла. Еще в 1834 году Мориц Даниэль Оппенгейм написал маслом картину на этот мотив.
Вторая половина дня субботы, на празднично покрытом столе в жилой комнате стоит бокал, наряду с этим лежит хлеб субботы. Над столом висит лампа субботы. На левой стене в нише стоит Gie;fa; для ритуального ручного омовения, наряду с этим сосуд для благовоний Besamimb;chse, Hawdalateller и на стене – традиционный портрет "старика Фрица" (прусского короля Фридриха II Великого, которого в народе называли "Старым Фрицем"),
Перед столом жилой комнаты вся семья собралась для послеполуденного часа. Сегодня все внимательно слушают рассказы возвратившегося домой, раненого добровольца-гусара. Он участвовал в освободительных войнах (с 1813 по 1815) против наполеоновской армии. Только как участник войны против некогда прогрессивных французов он может доказывать себя немецким патриотом и ускорить свою гражданскую интеграцию.
Мать, центральная фигура нашей картины, смотрит внимательно и меланхолически на сына. Отец, положив на молитвенник левую руку, смотрит с интересом и скептически на Железный крест на груди рассказчика. Младший брат справа пытается незаметно касаться прислоненной в стул сабли. Все радуются, что сын возвратился живой.
Серия работ Оппенгейма "КАРТИНЫ ИЗ ЖИЗНИ ЕВРЕЙСКОЙ СЕМЬИ" привлекла такое внимание, что один франкфуртский книгоиздатель сделал их фотокопии и издал в виде буклета в 1865 году. В течение нескольких лет это издание разошлось в огромном числе экземпляров, и Оппенгейм приобрел исключительную популярность.
Оппенгейму удалось передать прелесть еврейского быта, заинтересовать им тех, кто был далек от еврейства. Тема стала модной. Ее использовали в своих работах и многие другие художники. Но картины Оппенгейма по-прежнему пользовались исключительным успехом. Особенно ценили их в Польше. Там с них делали копии - как правило, плохие - и распространяли в огромных количествах.
В 1882 году Мориц Даниэль Оппенгейм умирает. Он сумел войти в высшее общество Германии, при этом сохранил верность еврейству и умер в 82 года в окружении 6 детей и многочисленных внуков, как и подобает главе патриархальной еврейской семьи.
В 1900 году во Франкфурте была организована выставка произведений Оппенгейма в честь столетней годовщины со дня его рождения. В каталоге числились 142 наименования, из которых почти треть составляют портреты. Сейчас такая выставка вряд ли была бы возможна, так как значительная часть картин погибла во время Холокоста, часть уцелевших хранится ныне в Иерусалимском Национальном музее.
Незадолго до смерти Оппенгейм написал для детей и внуков небольшую книжечку воспоминаний о своей молодости, изданную его внуком, тоже художником, в 1924 году.
Она помогает понять феномен этого эмансипированного еврейского художника XIX столетия, образно говоря – Иерусалим и Рим в одном лице.
Мориц Оппенгейм не входит в пантеон великих мастеров прошлого, но своей жизнью и творчеством он заслужил право на благодарную память своей родины и своего народа.
Свидетельство о публикации №219032101507