Так было - так есть

               
                ИЗ ИСТОРИИ ЖИВОТНОВОДСТВА В ДРОВОСЕЧНОМ.

Деревенскому человеку всегда отрадно видеть такую картину: луг с изумрудной травой и большое стадо коров, которое объезжают пастухи на лошадях. Если есть это в хозяйстве, значит живёт оно полнокровно, а люди обеспечены работой. Если ликвидировать в селе фермы с дойными коровами, то население её разъедется.
А каким было животноводство в Дровосечном с момента образования колхозов?
90 лет тому назад 13 дровосеченских деревень объединились в 7 колхозов, положив начало обобществленному хозяйству. Объединялся и разнообразый скот. Так зародилось колхозное скотоводство. Оно сразу формировалось как многоотраслевое: коневодство, скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство и пчеловодство.
Где размещали скот?  Использовали дворы, амбары, дома раскулаченных крестьян, поэтому скот находился в центре деревень, принося населению много хлопот. В каждом хозяйстве обязательна была конюшня. Лошадь вместе с человеком являлась главной производительной силой в деревне того далёкого  времени, поэтому лошадей было много. Например, в колхозе « Коллективный труд» (Поповка, Чибирёвка) только взрослых лошадей было 85, на Сибилёвке – 35, в Алисово -30, на Юрьевке – 40 и т.д., не считая молодняка. Это трудолюбивое животное пахало поля, перевозило грузы, служило транспортом, на специальных повозках вывозился на поля осенью от скотных дворов навоз. Такое ценное удобрение никогда не залёживалось. Лошадей кормили хорошо, их берегли, вели строгий учет, гоняли в ночное. Конюхами ставили опытных крестьян. Даже за утрату жеребёнка строго наказывали. Как только началась война, в колхозы приехала  специальная комиссия, которая сортировала лошадей по физическим данным. Одних забирали на фронт для работы, других – кавалерию. На колхозных конюшнях остались только клячи. Долго и трудно после войны восстанавливалось поголовье лошадей. Колхозников посылали за ними специально в Монголию.Этих низкорослых, выносливых животных с густой гривой и хвостом везли к нам поездами и распределяли по колхозам. Много лет после войны использовалась сила волов – бычков забирали из личных хозяйств. Постепенно конюшни восстановили необходимое оборудование.
С самого начала существования дробных колхозов в каждом из них были и коровники. Они насчитывали 20-30 коров. Через толщу времени дошли до нас некоторые имена первых доярок. Ими были М.Н Баркова, А.И Воронцова, В.С Паршина, П.В Сычёва, М.А Чернова. Были в хозяйствах овчарни, свинарники. Перед войной завезли хороших племенных баранов, но со всем этим поголовьем пришлось расстаться  в 1941 году ещё до оккупации немецкой армией нашей местности. Овец, свиней отвезли в Колпну на бойню, мясо отправляли на нужды армии. А вот коров угоняли, с дойным стадом уходили на восток пастухи, доярки, которые в дороге сдаивали коров даже на землю. Во время фашистской оккупации немцы у нашего населения отобрали немало коров. Можно представить, чего стоило восстановить после войны поголовье крупного рогатого скота. Тёлочек брали в личных хозяйствах колхозников.
Ещё до войны, с формированием колхозных коровников, был на Чибиревке открыт сепараторный пункт( в доме колхозницы У. И Барковой). Сюда из каждого колхоза приходила подвода, которая привозила молоко от коровников и из личных хозяйств. Эти 7 лошадей не могли собрать всё молоко, поэтому молокосборщики доставляли его пешком. Например,Замараева Анастасия Филимоновна с далёкой Чибисовки на Чибирёвку носила молоко на коромыслах в вёдрах! Ведь каждый хозяин должен был уплатить натуральный налог разными продуктами, в том числе и молоком: до войны – 100 литров, после войны – 220 л. Работники сепаратора не только получали сливки, но изготовляли козеин, брынзу. До войны доили даже овец! Работа на сепараторном пункте была тяжелой, ответственной, рабочий день ненормированный. Шли трудные годы восстановления хозяйства после разорительной войны. Деревня продолжала жить бедно. Новые колхозные постройки появлялись не сразу. Но все таки в 50- е годы стали строить специализированные помещения под скот. В 1954 году построили коровник в Редькино. В 1957 году была построена Центральная ферма. Вместо саманных, плетнёвых, деревянных построек появились в конце 60- х фермы современного типа на Кривой Слободе, в Чибисовке, в Алисово ( в 70-е годы её перестроили).
Фермы со временем увеличивались, благоустраивались. Постепенно росло поголовье. Сначала у каждой доярки в группе было по 12, потом по 16 коров, к 1972 году дошло до 20 – 21 коровы. Доили только вручную. В 1973 – 1974 гг., наконец, начали подключать аппараты доения. После этого группы увеличились до 25 коров. Тяжел всегда был труд доярок. Они чистили стойла коров, кормушки, привезённые сено и солому скотниками, доярки делили на кучки, а потом носили в коровник и раздавали своей группе. Кроме того, они гоняли коров на колодец, наливали воду в деревянные корыта и поили их. Большими плетушками разносили силос. Доили летом коров три раза. Летний лагерь, например, Центральной фермы был в Ягодном. Несмотря ни на что, доркам выделяли летом участки бурака или свёклы. Как ни трудна была эта работа, многие из них стали преданными своему делу и отработали на фермах более 30 лет. Среди них Л.И Столярова, А.С Струкова, В. М Корогодина, М.Н Корогодина, В.Н Дрогайцева, В. М Замараева, М.П Корогодина, Л.Г Нефёдова, Н.И Баркова, В.А Силенина и многие, многие другие. Всегда отмечали особые заслуги в труде доярки Чибисовской фермы Неведровой Анны Титовны. Она надаивала тогда 5000 литров молока от каждой коровы. Тяжёлая и ответственная работа ложится на каждой ферме на плечи телятниц. Для них главное- привес и сохранность поголовья. Лучше других это удавалось на протяжении десятилетий Новиковой Агрипине Петровне. Через ее трудолюбивые руки прошли сотни телят. Суточный привес достигал 1 кг., падежа молодняка совсем не допускала. Везло тем телятницам, которые попадали к этой кропотливой работнице. Начальство совхоза отмечало: «Петровна, Ваши телята растут как на дрожжах!» И это не удивительно. Старая телятница вот что рассказывала о своей работе: « Я сама составляла искусственное молоко, строго соблюдая в его составе пропорции. Воду носила из колодца ведрами наливая по 12 фляг. Потом эту воду грели в котлах. Телят всегда поила 3 раза в день. Они у меня были чистыми и сухими. Бывало, получу от доярки слабеньких телят, а через некоторое время их не узнать. Но какой это труд! Одни люди уходили с фермы, другие приходили, а я всё работала, работала…». И совсем было бы несправедливо не вспомнить имена рабочих- скотников, которые в проливные дожди, в летний зной, в холодную ночь стерегли и охраняли колхозные стада. Это они вместе с доярками в метель, через сугробы,  прокладывали первую тропу в деревне к ферме. Всю свою сознательную жизнь отдали этой работе В.А Боев, М.Ф Воронцов, Д.Ф Воронцов, Н.А Мельников, А.И Корогодин, С.С Струков и др.
(окончание следует)

БОЕВА ЛЮБОВЬ ДМИТРИЕВНА.
КРАЕВЕД.
   



Рецензии