Компаньоны

        14 июля 2007 года в Талдоме, на усадьбе Центральной библиотеки, возле памятника Сергею Клычкову, проходил литературный фестиваль «Серебряный журавль».
        Талдом – один из самых малых и отдалённых городов на карте Московской области. Он привлекает туристов «Журавлиной родиной» и дореволюционными башмачниками. Немало людей приезжают в Талдом отдать долг памяти поэту, переводчику, писателю Сергею Клычкову. Это случается, как минимум два раза в год: на День рождения Сергея Антоновича 13 июля (обычно вторая суббота июля) и день расстрела 8 октября.
        Субботнее июльское утро выдалось  очень тёплым. На площади перед библиотекой толпилось много народа: гости из соседних городов, местные жители.
Талдомчане уважают своего земляка. На праздники, связанные с именем Сергея Клычкова, приходят семьями. Всегда бывает много детей.
        Я прошёл на библиотечную усадьбу и занял очередь на регистрацию участников фестиваля.
        - Вы крайний? – кто-то легонько толкнул меня в плечо. Я обернулся. За мной стоял мужчина, очень высокого роста и очень необычно одетый. Пиджак, рубашка, галстук – были акцентировано контрастных цветов. А на голове красовался  старомодный картуз.
        - Да, - ответил я. А про себя подумал: «Дядечка под Евтушенко косит».
        Тем временем подошла моя очередь.
        - Игорь Квасов, - представился я. – Дубна.
        - О-о, вы иногородний, - с сожалением сказала девушка регистратор. – Вы будете выступать вне конкурса в номинации «Свободный микрофон».
        Очень неожиданно… Я отошёл в сторону и машинально обернулся.
        - Дочка, зарегистрируй и меня, - обратился к регистраторше мужчина, стоявший за мной. – Евгений Евтушенко.
        Как же так?! Сто раз я видел Евтушенко по телевизору и на фотографиях, а тут стояли рядом, и я его не узнал… Мне и в голову не могло прийти, что сам Евтушенко… И вдруг приехал в Талдом… На фестиваль местного значения…
        Конкурсная программа пролетела быстро, так как участие принимали только авторы, проживающие в Талдомском районе. А таковых набралось чуть больше десяти…
        «Свободный микрофон» открыл Евтушенко. Говорил он без пафоса, простыми словами. Конечно же, о Клычкове. Что знал о Сергее Антоновиче давно. Но прежде считал его поэтом второстепенным, подражающим Есенину. И вдруг, вдумчиво перечитав, вникнув в поэтические и прозаические строки нашего земляка, открыл для себя его заново. Что сегодня считает Клычкова одним из лучших, ярчайших и самобытнейших литераторов двадцатого века.
        Обращаясь к изваянию Клычкова, Евтушенко восклицал:

    Я сломан был, разодран и разорван,
    я состоял из собственных клочков
    и понял с опозданием позорным,
    что был большой поэт – Сергей Клычков.
    Мне вечно будут сниться два Сережи –
    две ладанки, какие я сберег.
    И буду помнить я, что «люди Божьи"
    и есть все вместе мой единый Бог.
    Мне дан урок, что и при всех обидах,
    и при землетрясеньях всех эпох
    поэзия должна быть – полный выдох,
    а жизнь – блаженно благодарный вдох.

        Выступление Евгения Александровича до слёз растрогало зрителей.
Наверное, не надо говорить, как непросто было выходить к микрофону следующим участникам фестиваля…
        Литературный праздник продолжился в Дубрвках в Доме-музее Сергея Клычкова. А закончился в зале талдомского Лицея искусств сольным выступлением Евгения Евтушенко.
        Встреча проходила более двух часов. Евтушенко отработал, как говорится, на одном дыхании. Он читал стихи, рассказывал о своих встречах с известными людьми, отвечал на вопросы. Зрители долго не отпускали Евгения Александровича, фотографировались с ним, брали автографы.
        Жаль, очень жаль, что праздник этот закончился. Но остались впечатления и воспоминания.
        Мне понравилась вся программа «Серебряного журавля». Запомнились талдомские поэты и барды, гости фестиваля, экскурсия в Дом-музей Сергея Клычкова. Ну и, конечно же – Евгений Евтушенко.
        Евгений Александрович показал себя не только прекрасным поэтом и чтецом, но и блистательным публицистом и великолепным актёром.


 ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

        Буквально через десять дней в газете «Компаньон» вышла статья «Поэзия должна быть – полный выдох» о фестивале «Серебряный журавль» и приезде в Талдом Евгения Евтушенко. Статью дополняли две фотографии. На одной – Евгений Евтушенко читает стихи на сцене талдомского Лицея искусств. На второй – Игорь Квасов поёт песню на фоне памятника Сергею Клычкову.
        Острословы потом прокомментировали: Евтушенко и Квасов – компаньоны и проходят по одной статье.
        Я спорить не стал. Конечно же, мы с Евгением Александровичем занимаемся, каждый на своём уровне, одним и тем же делом. И статья у нас одна – любовь к России.

2007г.


Рецензии